Что такое MVP и зачем он нужен

2022-06-28 14:55:21 Время чтения 10 мин 63

Minimal Viable Product (MVP) — тестовая версия продукта с минимальным набором функций, которая несет пользу для потребителя. 

Основные цели создателя — минимум вложений и быстрый вывод продукта на рынок. Для разработки MVP необходимо проделать стандартный путь: определить проблему, проанализировать целевую аудиторию, выбрать нишу рынка, понять конкурентов, их преимущества и недостатки. Работа над продуктом включает определение функциональности, структуры, сбор фидбэка. 

Когда можно применить концепцию MVP

Концепция MVP применима в стартапах и в уверенных долголетних бизнесах. Минимально жизнеспособные продукты используются при запуске интернет-магазина, создании сайта, выпуске нового продукта и в десятках других бизнес-процессах. При помощи этой стратегии можно выйти на новые рынки, занять смежные ниши, охватить новую аудиторию, протестировать спрос и узнать, насколько проект жизнеспособен.

Виды MVP

При помощи MVP можно вывести продукт на рынок быстрее всего. Однако это не означает, что к подготовке также нужно относиться быстро. Подходы к созданию минимально жизнеспособного продукта отличаются в зависимости от цели и задач. Рассмотрим основные концепции.

Один продукт — один параметр

Для стартапов и начинающих проектов самым востребованным вариантом является MVP с одним параметром. Такой продукт обладает минимальным набором функций, быстро выводится на рынок для анализа и тестируется на узкой ЦА. После разработчики собирают данные и делают вывод о судьбе MVP, совершенствуют продукт.

Spotify — пример продукта с одним параметром для тестирования. 15 лет назад Даниэль Эк и Мартин Лорентсон создали небольшой сервис с возможностью потоковой передачи медиафайлов, а спустя годы продукт расширил функциональность и стал узнаваемым приложением в индустрии.

Разрозненный MVP

Команда может создавать ценность для потребителя без долгих усилий и крупных денежных вложений — в этом смысл метода разрозненного MVP. Продуктовая команда собирает проект на основании уже имеющихся инструментов, не создавая специально уникальные цифровые решения. Только после запуска продукта среди целевой аудитории менеджеры собирают обратную связь и разрабатывают программное обеспечение. 

Преимущество такого пути в невысоких денежных и трудовых затратах. Пример популярного разрозненного MVP — создание одностраничных лендингов при помощи конструкторов сайтов. Tilda, Wix позволяют создать сайт, протестировать гипотезы, выбрать лучшую и только потом вложиться в неё. Инструменты имеют широкую функциональность: разработчик может собирать данные клиентов и хранить их в CRM, настраивать виджеты обратной связи, вставлять калькулятор стоимости продукта, делать почтовую рассылку. Так можно проверить идеи и практичность различных инструментов на практике.

Консьерж MVP

Консьерж MVP создан на основе услуг, выполняемых вручную. Метод позволяет понять, действительно ли есть спрос на услуги, будут ли платить за них деньги и стоит ли совершенствовать процесс в перспективе, чтобы выходить на рынок.

Главным примером консьержа MVP является проект OpenTable.com. Жена его создателя Чака Темплтона в 90-х годах прошлого века хотела забронировать столик в хорошем ресторане для семейного ужина, но за три часа ни одно заведение не ответило, и идея поужинать не привела к успеху. Однако после её попыток Чак решил попробовать бронировать столики для других людей, которые, в отличие от него, не готовы проводить столько времени на телефоне. Темплтон принимал звонки желающих попасть в ресторан, консультировал клиентов и самостоятельно бронировал столики. Так он выяснил спрос, оценил платежеспособность, емкость рынка, просегментировал целевую аудиторию и только после исследований вложился в проект. Эксперимент превратился в востребованный сервис по онлайн-бронированию столиков.

Волшебник страны Оз или MVP Флинстоуна

Четвёртый тип минимального жизнеспособного продукта назван в честь героев одноименных сказок и мультфильмов. MVP этого типа схож с методом консьержа, однако все предлагаемые товары — фикция. Этот метод нужен для проверки выживаемости идеи и минимального набора необходимых инструментов. Продуктовая команда принимает небольшое количество заказов и работает с узкой целевой аудиторией.

Преимуществами метода воспользовался Ник Свинмерн. Он создал сайт с небольшим ассортиментом обуви для продажи, но не имел ни одной пары в наличии. Когда Свинмерну поступали заказы, он отправлялся в магазин, покупал нужную обувь и отправлял заказчику. Так он смог протестировать гипотезы, понять, какие модели пользуются популярностью у аудитории, какие форматы оплаты наиболее удобные, каким должен быть идеальный сайт и какой персонал нужен для продажи. На основе этой информации Свинмерн создал успешный американский интернет-магазин одежды и обуви Zappos.

Создать MVP и не ошибиться

Разработка минимального жизнеспособного продукта актуальна для больших и малых бизнесов, стартапов. Но иногда продуктовые команды забывают об основных принципах разработки и совершают распространённые ошибки. Рассмотрим «грабли», на которые любят наступать предприниматели, и пути избежания частых промахов.

Излишний перфекционизм

Главная цель MVP-команд — понять, нужен ли их продукт аудитории, главная цель самого продукта — удовлетворить потребность пользователя. При этом не стоит задача сделать идеально с первого раза, чтобы минимальный жизнеспособный продукт стал итоговой версией. Наоборот, он создаётся для тестирования гипотез, сбора быстрой обратной связи и минимизации затрат. Не стоит тратить ночи на прототип, которому будет достаточно несколько рабочих функций. Если именно эти функции будут полезны аудитории, разработчикам простят мелкие огрехи и стандартный дизайн.

Непродуманный MVP

В создании Minimal Viable Product важно найти золотую середину. Это не должен быть идеально выверенный продукт, но и нефункционирующим с непонятным назначением он тоже быть не может. MVP должен передавать основные смыслы, выполнять главные задачи и иметь схожий инструментарий, что и конечная версия. На рынок должен выходить простой и качественный продукт, который поможет разработчикам и пользователям.

Не определены каналы обратной связи

Как понять, что минимально жизнеспособный продукт успешен на рынке? У него много пользователей и высокая востребованность. Если количество пользователей ещё можно отследить путём количества скачиваний или заходов на сайт, понять, востребован ли продукт, можно по количеству и качеству обратной связи. Фидбэк — пульс MVP, по которому можно понять жив ли продукт.

Чтобы не превратить Minimal Viable Product в нужный только разработчикам проект, до выпуска на рынок стоит определить ключевые показатели, по которым он будет оцениваться. Количество заказов или обращений, трафик, реакции, подписки, заполненные формы или другие действия, совершённые пользователями — то, за чем стоит следить на протяжении всего времени существования MVP. 

Пустые обещания

MVP создан, выпущен на рынок, собран фидбэк от целевой аудитории и настало время выводов о модернизации продукта. На этом этапе разработчики могут переоценить свои возможности, чрезмерно вдохновиться результатами и наобещать клиентам невыполнимое. Такое поведение чревато потерей доверия к бренду и может полностью перечеркнуть положительные отзывы от MVP. Анонсировать изменения характеристик и функциональности лучше после вдумчивых брифингов с командой, сверившись с бюджетом, возможностями разработчиков, первоначальной целью и идеями. Иные варианты маркетинговых стратегий приведут только к разочарованию команды и потере доверия пользователей.

Идеальный MVP: какой он

Что нужно, чтобы придуманный стартап выжил и смог развиться в успешный проект, приносящий прибыль и пользу клиентам? Вот основные правила, следуя которым, можно получить минимально жизнеспособный продукт.

  1. Главная цель всех MVP-стратегий — это получение быстрого фидбэка от целевой аудитории с минимальными затратами.
  2. Минимальный жизнеспособный продукт должен отображать ценность и функциональность итогового, не быть слишком простым.
  3. Важно настроить каналы обратной связи, чтобы чутко реагировать на реакции пользователей, конкурентов и стейкхолдеров.
  4. Обещания по развитию продукта нужно давать, проведя предварительный анализ.
  5. Перед выпуском Minimal Viable Product на рынок нужно определить критически важные функции и показатели успешности.

Если вам нужно разработать MVP или нужна помощь в осуществлении стратегии, оставьте заявку. Специалисты INOSTUDIO свяжутся с вами любым удобным способом, ответят на вопросы и помогут в реализации.