SEO-сопровождение переезда сайта с одного домена второго уровня на другой домен

2024-09-18 11:49:01 Время чтения 19 мин 205

Переезд сайта с одного домена второго уровня на другой — это серьезный шаг, который может повлиять на видимость сайта и трафик из поисковых систем. При смене домена у сайта меняются URL-адреса всех страниц. Для поисковых систем это означает, что все ссылки на сайте становятся новыми, теряя накопленные данные и возраст, если не произвести необходимые настройки.

Поэтому важно тщательно планировать и избегать серьезных технических ошибок во время переезда, чтобы сохранить трафик и позиции сайта в поисковых системах.

В статье мы расскажем стандартные шаги при переезде с домена на домен, которые актуальны на 2024 год. Но каждый проект индивидуален и порядок шагов и их содержание могут незначительно отличаться от сайта к сайту.

Пояснение:

Домен второго уровня находится непосредственно под доменом верхнего уровня. Например, в example.ru, ru — домен верхнего уровня, а example — домен второго уровня.

Подготовка к переезду сайта

Технический аудит сайта

Подготовка к переезду сайта начинается с технического аудита сайта. Это важно, чтобы выявить и устранить критичные ошибки, которые могут повлиять на качество работы сайта и его видимость в поисковых системах. К таким ошибкам относятся:

  1. Некорректная настройка кодов ответа сервера: например, неправильная обработка несуществующих страниц.
  2. Наличие дубликатов страниц: это могут быть логические дубли (одинаковый контент, но разные URL) или технические (например, сразу две версии одной страницы — с завершающим слешем в URL-адресе и без него — возвращают коды ответа 200 OK и доступны для индексации и просмотра)
  3. Отсутствие склейки зеркал: когда не все зеркала сайта перенаправляют (301 Redirect) на главное зеркало. Например, http://домен, https://домен и http://www.домен должны перенаправлять на https://www.домен, если именно этот адрес является главным зеркалом.
  4. Отсутствие ключевых SEO-элементов в HTML-коде: например, отсутствие заголовков h1, мета-тегов, блоков перелинковки и других.

Проверку ошибок следует проводить по различным типам страниц, присутствующих на сайте. На каждом сайте составляется свой уникальный список. Список типов страниц для примера:

  1. Главная страница
  2. Разделы: Например, "Электроника", "Бытовая техника", "Инструменты", "Игрушки".
  3. Категории: Например, "Ноутбуки", "Смартфоны", "Принтеры", "Холодильники", "Электрочайники" и так далее.
  4. Категории по брендам: все бренды в каждой категории.
  5. Категории с параметром фильтрации: выборочный список параметров фильтра из категории.
  6. Категории с несколькими параметрами фильтрации.
  7. Страницы пагинации.
  8. Карточки товаров.

Для каждого типа страниц нужно выбрать по три конкретные страницы сайта, которые соответствуют данному типу. Именно эти страницы и стоит проверять при проведении технического аудита.

Для проверки сайта используйте инструменты, такие как Screaming Frog. Если сайт насчитывает более 100 тысяч страниц, рассмотрите вариант выборочной проверки. Например, можно проверить только страницы из архива Вебмастера или страницы входа по данным из Яндекс.Метрики и Google Search Console, либо можно разделить проверку на несколько этапов по отдельным разделам сайта.

Проверить системы бэкапов

Также необходимо проверить корректность работы систем бэкапов. Убедитесь, что все резервные копии создаются регулярно и могут быть восстановлены без ошибок. Важно проверить:

  1. Частоту создания бэкапов: Убедитесь, что бэкапы создаются в соответствии с установленным графиком.
  2. Хранение бэкапов: Проверьте, что бэкапы хранятся в безопасном месте и доступны для восстановления в случае необходимости.
  3. Тестирование восстановления: Проведите тестовые восстановления, чтобы убедиться, что бэкапы корректно восстанавливаются и все данные целы.

Развернуть вторую версию сайта

1) Разверните актуальную версию сайта:

  1. Разместите сайт на новом домене, включая все поддомены.
  2. Убедитесь, что новая версия содержит корректный контент и работающий функционал. Если на сайте ничего не меняется, кроме домена, то новая версия должна полностью повторять функционал и содержимое старого сайта, за исключением адресов страниц.

2) Закройте новую версию сайта от индексации.

Закрыть можно разными способами:

  1. Настроить файл robots.txt на новом домене, чтобы запретить индексацию:

User-agent: *Disallow: /

  1. Настроить авторизацию;
  2. Прописать в шаблоне страниц сайта правило <meta name="robots" content="noindex, nofollow"/>;
  3. Настроить ограничения по IP для доступа к новой версии сайта.

3) Обновите Sitemap.xml:

  1. Обновите все ссылки в sitemap.xml, чтобы они содержали новый домен.
  2. Убедитесь, что на боевом сайте robots.txt, sitemap.xml и настройки индексации остаются неизменными.

4) Измените ссылки и другие элементы:

Поскольку редиректы замедляют загрузку страниц, важно, чтобы внутренние ссылки на новом сайте указывали на URL-адреса с новым доменом. Поэтому измените абсолютные ссылки в коде сайта, заменив старый домен на новый. Абсолютные ссылки могут присутствовать в следующих элементах:

  1. Микроразметка;
  2. Rel="canonical";
  3. Open Graph разметка;
  4. Другие элементы.

Обновите все упоминания старого названия сайта в мета-тегах, текстах, реквизитах, документах, водяных знаках на фотографиях и других элементах. Поменяйте логотип на новый, если бренд поменял название.

Проверить, сохранились ли на каких-то страницах упоминания старого сайта можно с помощью парсинга. Допустим, в Screaming Frog с этим поможет Custom Search.

Проверка работоспособности новой версии

  1. Убедитесь, что на новой версии сайта все ссылки, формы и кнопки работают. Перейдите на разные страницы сайта и убедитесь, что все ссылки ведут на правильные страницы, а кнопки и другие элементы интерактивны.

Заполните различные формы на сайте, чтобы убедиться, что они корректно отправляют данные. Проверьте работу регистрации, авторизации, корзины покупок, оплаты и других важных функций.

  1. Проверьте коды ответа. Возьмите примеры страниц разного типа: можно использовать те же страницы, которые были использованы во время технического аудита. Обновите URL-адреса этих страниц так, чтобы они содержали новый домен второго уровня. Например, https://moscow.old-domain.ru/catalog/category1 > https://moscow.new-domain.ru/catalog/category1. Просканируйте получившийся список страниц с помощью парсера.

Например, с помощью Screaming Frog. Убедитесь, что парсер настроен на проверку страниц, даже если они запрещены для индексации. Просмотрите результаты сканирования и проверьте, отдают ли страницы корректные коды ответа сервера.

Права в вебмастерских

Проверьте, каким образом подтверждены права на все поддомены в Яндекс Вебмастере. Обратите внимание на используемый способ подтверждения для каждого поддомена (файл HTML, метатег, DNS-запись).

При переезде на новый домен важно сохранить доступ к данным в Яндекс Вебмастере. Для этого рекомендуется изменить способ подтверждения прав на более устойчивый к редиректам. Например, можно использовать подтверждение прав через метатег для всех поддоменов.

Для смены способа подтверждения нужно сбросить права в Яндекс Вебмастере. Затем нужно подтвердить права с помощью метатега или другого варианта, который вы выберете.

Яндекс позволяет использовать упрощенную схему подтверждения прав для поддоменов. Вам нужно будет подтвердить права только на основной домен выбранным вами способом (метатег, файл HTML, DNS-запись). Для поддоменов можно будет использовать тот же код подтверждения, что и для основного домена.

Аналогично работает и для Google Search Console.

Составить карту редиректов по маске для доменов второго уровня

Составьте правила редиректов для доменов второго уровня. Определите пары старых и новых URL-адресов для каждого поддомена.

Составте карту редиректов по маске для доменов второго уровня.

  1. Не прописывайте правила перенаправления для каждого URL отдельно. Используйте шаблон, чтобы охватить все варианты поддоменов и протоколов. Учитывайте все варианты зеркал с HTTPS, с WWW и без. Пример:
  1. Если при переезде у вас также меняются URL-адреса страниц, помимо доменов, пропишите для них правила перенаправлений по тому же принципу.
  2. Для страниц с GET-параметрами настройте редиректы так, чтобы сохранялся набор символов после “?”. GET-параметры не должны теряться при переадресации, и страница должна быть доступна.Например, со страницы https://old-domain.ru/category/**?page=N должен быть настроен редирект на страницу https://new-domain.ru/category/**?page=N, со страницы https://nnov.old-domain.ru/category?nabor-simvolov на страницу https://nnov.new-domain.ru/category?nabor-simvolov и так далее.
  3. Файлы верификации в вебмастерских Google Search Console и Яндекс Вебмастер (если вы оставили способ подтверждения прав через файл) и файлы Robots.txt нужно добавить в исключения для редиректов. Эти файлы должны быть доступны как на старом, так и на новом сайте, с кодом 200 ОК.На момент написания статьи в официальных справках Яндекса и Google не найдено прямое подтверждение необходимости отключения редиректов для этих файлов, но рекомендуется их отключить. Так как оно не несет вреда, легко реализуется, но страхует от возможных проблем при переезде.Перед включением редиректов на боевом сайте тщательно протестируйте их работу. При проверке редиректы не должны работать на боевом сайте, не должны перенаправлять на новую версию сайта.

Избегайте цепочек переадресации

Хотя роботы поисковых систем могут обработать цепочки переадресаций (например, страница 1 > страница 2 > страница 3), перенаправляйте пользователей непосредственно на конечный URL. Если это невозможно, сведите количество переходов в цепочке к минимуму. Длинные цепочки переадресации замедляют загрузку страниц.

Фиды для поиска по товарам

Если сайт продвигается в поиске по товарам Яндекса и Google с помощью товарных фидов, создайте товарные фиды для нового домена.

Когда новый сайт станет доступным для индексации, эти фиды нужно будет загрузить в Google Merchant и Яндекс Вебмастер.

Переезд

Открыть новую версию сайта к индексации

  1. Выполните все предыдущие пункты: Проверьте, что все необходимые действия для подготовки нового сайта завершены.
  2. Снимите ограничения на индексацию: Откройте сайт к индексации. Если на новом сайте были установлены правила noindex или директивы robots meta, чтобы предотвратить преждевременное индексирование, обновите их.
  3. Добавьте новые адреса в вебмастерские:- Добавьте новый сайт или сайты в Google Search Console и Яндекс Вебмастер. Если ваш сайт переезжает с домена второго уровня и у вас есть региональные поддомены третьего уровня, то в вебмастерские нужно добавить все региональные поддомены, содержащие новый домен второго уровня.

Как это делается в Яндекс Вебмастере:

- Подтвердите права на новый домен. Переезд возможен только на домены с подтвержденными правами.

Включить редирект

1) Включите редирект:

- Включите 301 редирект со старого сайта на новый по заданной маске. Используйте именно 301 редирект, а не 302 или какие-либо другие, т.к. это позволит сохранить "вес" старых страниц.

- Исключите из редиректов файлы верификации и Robots.txt.

2) Настройте постоянную переадресацию:

- На стороне сервера настройте постоянную переадресацию со старых URL на новые в соответствии с таблицей сопоставления.

Это обеспечит постоянное перенаправление.

3) Проверьте переадресации:

- Выгрузите из Google Search Console и Яндекс.Метрики список страниц старого сайта (до переезда), которые приносили трафик.

- Просканируйте эти страницы с помощью парсера, например, Screaming Frog.

- Проверьте результаты сканирования. Посмотрите цепочку редиректов, чтобы понять, отдают ли страницы корректные коды ответа на каждом этапе перенаправления. С URL-адресов старого сайта должно происходить перенаправление с кодом 301 перенаправлять на URL-адреса нового сайты, которые в свою очередь должны отвечать 200 ОК.

Длительность переадресации

После переезда перенаправления на новый адрес сайта должны быть включены как можно дольше, минимум на год. За это время поисковые системы обновят данные.

Изменение адреса в вебмастерских

Для каждого поддомена укажите новые адреса сайта в панели Вебмастера и в Google Search Console.

Отправьте запрос на изменение адреса прежнего сайта для каждого поддомена в Google Search Console и Яндекс Вебмастер.

Как это делается в Вебмастере:

  1. Перейдите в инструмент “Переезд сайта” и укажите новый адрес. Если поменялось зеркало - было с www, стало без или наоборот, не забудьте в этом случае также включить или отключить www.
  2. Дождитесь уведомления о том, что новый адрес сайта принят. Уведомление может быть сразу, а может появиться в течение нескольких дней.

Как это делается в Google Search Console:

Откройте инструмент изменение адреса на аккаунте старого сайта и укажите новый адрес:

Требования:

  1. Владение сайтами: вы должны быть владельцем старого и нового сайтов в Search Console, используя один аккаунт Google.
  2. Перенос всех протоколов: перенос выполняется для всех протоколов исходного ресурса. Допустим, при указании https://example.com, также будет перенесен http://example.com.

Затем для каждого поддомена отправьте новый файл Sitemap в Search Console и в Яндекс Вебмастер. Это поможет поисковым системам узнать о существовании новых URL.

Время, необходимое для обнаружения и обработки всех URL при переносе сайта роботами поисковых систем, зависит от скорости серверов и количества URL. Обычно большинство страниц сайта среднего размера обрабатываются за несколько недель. Однако перенос крупного сайта может занять больше времени.

Обратите внимание, что позиции ваших страниц в поиске при переносе могут быть нестабильными. Это нормально.

Обновите ссылки

Чтобы пользователям было по-прежнему удобно работать с ресурсом, а нагрузка на сервер не оказалась чрезмерной, постарайтесь обновить как можно больше ссылок, в том числе:

  1. Внутренние ссылки, если вы этого еще не сделали в предыдущих этапах.
  2. Внешние ссылки. Попросите владельцев других сайтов обновить ссылки на ваш контент. Сосредоточьтесь на ссылках с большим количеством переходов.
  3. Ссылки в профилях, например в Вконтакте, Яндекс.Бизнес, Google.Бизнес.
  4. Рекламные ссылки (они должны указывать на новые целевые страницы).

Аналитика после переезда

После переезда сайта важно провести следующие проверки:

  1. Убедитесь, что на всех новых поддоменах присутствуют счетчики аналитики. Для этого можно просканировать все типы страниц на новом сайте с помощью инструмента Screaming Frog.
  2. Для каждого поддомена в Яндекс Вебмастере добавьте список важных страниц для отслеживания.
  3. Удостоверьтесь, что фиды работают в Яндекс Вебмастере и Google Merchant Center.
  4. Если логотип сайта был изменен, добавьте новый фавикон.
  5. Проверьте, что все старые URL-адреса корректно перенаправляются на новые с кодом 301. Выгрузите из систем статистики страницы входа из поисковых систем за длительный период и проверьте ответы сервера на новом сайте при помощи парсера.
  6. Убедитесь, что на новом сайте нет неработающих ссылок, кнопок, форм.
  7. Убедитесь, что поисковые системы могут без проблем сканировать новый сайт.
  8. Обновите информацию о вашем сайте в Google Analytics и Google Search Console после переезда. Например, укажите регион продвижения для каждого поддомена в Яндекс Вебмастере и исправьте ошибки, выявленные в вебмастерах для каждого поддомена.
  9. Проверьте основные элементы страницы (мета-теги, заголовки h1, SEO-тексты и др.), контент, внутренние ссылки, файлы Robots.txt и Sitemap.xml.

Проконтролируйте индексацию нового сайта и подготовьте задачи по доработкам, если это нужно.

Такой сложный путь переезда с одного домена на другой. Стоит быть внимательным и не пропускать важные этапы. Если у вас возникают сложности, наши специалисты в Webit всегда готовы помочь и сделать все на высшем уровне.