Директор ИМТиИГ КБГУ Рамазан Лигидов принял участие в онлайн-конференции международного холдинга «ЕвроМедиа»

2024-03-22 22:34:58 Время чтения 6 мин 44

21 марта 2024 года на площадке федерального информационно-аналитического журнала «Вестник. Северный Кавказ», издаваемого международным холдингом «ЕвроМедиа», прошла онлайн-конференция на тему «Туристическая отрасль Юга и Северного Кавказа: как обеспечить ее достаточным количеством квалифицированных специалистов?». В качестве эксперта в конференции принял участие директор института менеджмента, туризма и индустрии гостеприимства Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова Рамазан Лигидов.

В своем выступлении Рамазан Лигидов высказал собственное мнение по обозначенной проблеме:

«Главная проблема туризма в регионе – это дефицит кадров. По оценкам экспертов, нехватка кадров в индустрии гостеприимства достигает 40%. Даже у тех, которые работают в данной отрасли, низкий уровень квалификации, что, в свою очередь, серьезным образом сказывается на качестве сервиса. Развитие отрасли необходимо поддерживать высококвалифицированными кадрами, которые будут обеспечивать достойный сервис, повышать престиж туристских дестинаций республики и привлекательность профессий в индустрии гостеприимства».

Спикер проинформировал, что в настоящее время, по данным HeadHunter (hh.ru), в СКФО открыто почти 700 вакансий в сфере туризма и гостеприимства.  За последние 2-3 года в индустрии гостеприимства выросла текучесть кадров до 73%, причиной тому низкие зарплаты, эмоциональное выгорание и большая физическая нагрузка. Тем не менее при таком кадровом дефиците работодатели не хотят повышать зарплату. Все это, считает эксперт, требует отдельного анализа и исследования.

Говоря о том, какая работа уже проводится в республике по подготовке кадров для развития туристической отрасли, Рамазан Лигидов отметил, что в настоящее время этим занимаются два учебных заведения высшего образования (КБГУ, КБГАУ) и семь учебных заведений среднего профессионального образования (колледжи, подведомственные Минпросвещения КБР).

В целях повышения и контроля качества предоставляемых услуг активно проводится работа Министерством курортов и туризма КБР по аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков. По состоянию на сегодняшний день по туристским маршрутам на территории республики аттестацию прошли 80 экскурсоводов (гидов); планируется также прохождение аттестации гидов-переводчиков в 2024 году.

Далее Рамазан Лигидов изложил свое видение решения кадровых проблем в туристической отрасли Кабардино-Балкарской Республики:

«В сложившейся ситуации практико-ориентированный подход в обучении, целевая подготовка студентов являются ключевыми факторами подготовки высококвалифицированных специалистов и повышения уровня развития отрасли. Сейчас только 72% выпускников по направлениям подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело» работают по специальности, поэтому одной из эффективных мер станет грамотная организация практики студентов 1–2-х курсов с последующим трудоустройством. Необходимо включить во все программы обучения по направлениям «Туризм» и «Гостиничное дело» такие дисциплины, как применение цифровых технологий в туризме, туристический маркетинг, PR и проектная деятельность в сфере туризма. Нужны не только проверенные, но и самые инновационные и даже смелые подходы к образованию и подготовке кадров, начиная с учебных мастерских и базовых кафедр и заканчивая онлайн-образованием и обучением «на производстве». И здесь важен масштаб и системный государственный подход. Считаю, что со стороны государства следует ввести периодическую обязательную переподготовку или повышение квалификации специалистов в этой сфере. Нужны специализированные кастомизированные программы ДПО. Цифровая трансформация туристической отрасли на всех уровнях и для всех участников данного рынка – важнейший драйвер развития отрасли: от BigData-прогнозирования регионами нагрузки на транспортную сеть в пик сезона до «умных» гостиниц как конкурентного преимущества бизнеса и возможности самим туристам комфортно онлайн заказывать и получать все необходимые услуги. Бизнесу сегодня нужны отечественные системы управления гостиничным хозяйством, технологии искусственного интеллекта для анализа и управления туристическими потоками, облачные сервисы и многое другое. Сбер уже внедрил десятки сервисов и решений для туристов: от безналичной оплаты товаров и услуг до партнёрского сервиса выгодного бронирования мест размещения, региональных аудиогидов и повышенного числа «СберСпасибо» за траты в поездках.

Таким образом, отрасль туризма имеет мультипликативный эффект, развивая до 50 смежных отраслей. Она оказывает влияние на все аспекты жизни общества и каждого человека: от экономики до здоровья, образования и воспитания. Необходимо повышать степень вовлеченности учебных заведений и предприятий индустрии гостеприимства в развитие кадрового потенциала. Туристическим продуктом сейчас является огромное множество различных направлений, связанных с активными видами отдыха, экстремальным спортом, глубоким изучением природы и так далее, поэтому образование в сфере туризма должны получать в том числе специалисты с определенным базовым профильным образованием. Только путем подобной синергии можно будет создать действительно качественный, уникальный и безопасный туристический продукт».

Трансляция онлайн-конференции велась из департамента конгрессных мероприятий международного холдинга «ЕвроМедиа». Модератором дискуссии выступил главный редактор журнала «Вестник. Северный Кавказ» Максим Федоров.