В каких случаях используют переговорный процесс закупки.

2016-11-21 10:36:02 1305

Переговорный процесс – это один из трех закупочных процессов в Украине. Не всем Поставщикам понятно, когда и зачем Заказчик применяет его,на сколько обоснованы его действия.

Нужно знать:

— переговорный процесс Статья 35 Закона Украины «О публичных закупках»;

— не проводится аукцион;

— не вывешиваются условия проведения конкурса;

— сроки сжаты – 6 -11 дней при определенных условиях;

Сейчас мы рассмотрим каждый из возможных случаев применения Переговорного процесса.

  1. «Закупка товаров искусства или закупка, связана с защитой прав интеллектуальной собственности, или заключение договора о закупке с победителем архитектурного или творческого конкурса». Часть 2 Статья 35 Закона.

Более подробно обсудим «интеллектуальную собственность»

Очень интересный факт. Условия Заказчика на использование определённого продукта интеллектуальной собственности. Все прогрессирует и никто не может предположить о количестве одинаковых и пересекающихся товаров (в закупках принято применять слово «эквивалент»). Нужно четкое обоснование Заказчика о том, что ему нужен определенный продукт без возможности применения аналогичного. Возникает ряд вопросов: «До каких пор Заказчик может так считать?», «Что должно произойти, что бы Заказчика заинтересовал более оптимальный вариант?». Очень страшно что-то менять, особенно если речь идет о государственной отчетности и никто не согласится сменить программное обеспечение государственных предприятий, даже если речь идет о экономии в сотни тысяч гривен ежемесячно. Лучше работать дороже, но на проверенной интеллектуальной собственности.

В любом случае необоснованным является срок проведения процедуры при закупке интеллектуальной собственности, а особенно заключение договора о закупке с победителем архитектурного или творческого конкурса

  1. « Отсутствие конкуренции на соответствующем рынке, в следствии чего договор о закупке может быть заключен лишь с одним поставщиком, при отсутствии при этом альтернатив».Часть 2 Статья 35 Закона.

Самый четкий и понятный пункт. Электричество и газ частный предприниматель Дядя Ваня не поставит, конкуренции нет, соответственно, конкурс проводить нет необходимости.

  1. «Срочная потребность в совершении закупки в связи со сложившимися экономическими или социальными условиями, которые не дают Заказчику действовать в рамках Закона, сроков для проведения тендера, а именно со срочной ликвидацией следствий чрезвычайных обстоятельств, а также предоставление в определенном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам. Использование переговорного процесса закупки в таких случаях осуществляется с решением Заказчика в соответствии каждого процесса». Часть 2 Статья 35 Закона.

Осуждать действия Заказчика в применении переговорного процесса при срочной ликвидации следствий чрезвычайных обстоятельств никто не будет. Пусть «откат» который Заказчик получит от какого-то определенного Поставщика останется на совести каждого из ставящего подпись под контрактом закупки.

Да, не нужно этому удивляться, а именно в эти, не очень приятные, моменты жизни кто-то наживается. Ведь речь не идеи о экономии, стоит вопрос жизни и смерти. Способ подтверждения Заказчика в применении переговоров, может быть документ Комиссии с ЧС, которая составит Акт либо Протокол. Я не могу конкретно ответить на вопрос за какое время Комиссия должна составить этот Акт , но обязательно выясню.

  1. «Если Заказчиком было дважды отменено тендер через отсутствие достаточного количества Участников, при этом предмет закупки, его технические и качественные характеристики, а также условия к Участникам не должны отличаться от условий, которые были определены Заказчиком в тендерной документации».Часть 2 Статья 35 Закона.

Тендерная документация любого конкурса содержит информацию в первую очередь соответствия ориентировочной стоимости закупки с предметом закупки. Только исходя из этих пропорций Поставщик определяется, принимать ему участие в конкурсе или нет. По определению процесс перехода на электронную систему закупок подразумевает экономию плановых закупок потребности государственных предприятий. При отсутствии желающих, либо с одним желающим на осуществление условий договора говорит лишь, о очень заниженной ориентировочной стоимостью договора. В случае заключения договора с единственным поставщиком, можно сказать, что отдел закупок знает свое дело и каждая из сторон заработает гораздо больше, нежели прописано в договоре на официальном ресурсе. Согласно возможностям следующего случая переговорного процесса.

  1. «Потребность совершить дополнительную закупку у того же Поставщика с целью унификации, стандартизации, или обеспечения соответствия с имеющимися товарами, технологиями, работами или услугами, если замена предыдущего Поставщика (исполнения работ, предоставления услуг) может повлечь к несоответствию или поступлению проблем технического характера, связанных с эксплуатацией и обслуживанием». Часть 2 Статья 35 Закона.

Данное условие является самым распространённым переговорным процессом в любой отрасли и сфере закупок. Может это будет громко сказано, но лично мое мнение, вся поступившая экономия с торгов пропадает именно здесь. Обоснование применения не нуждается в большой умственной нагрузке Заказчика. Наиболее умные используют сильную связку условия случая 4 и 5. При этом остаются чистыми и пушистыми перед незаинтересованными в этом конкурсе Поставщиками и галочка в плане закупок «сделано».

  1. «Потребность выполнить дополнительные строительные работы, не предусмотрены в изначальном проекте, но которые стали необходимыми из-за непредсказуемых обстоятельств для выполнения проекта из-за совокупности таких условий: договор будет подписано с предыдущим исполнителем этих работ, такие работы технически или экономически связанных с главным (первоначальным) договором; общая стоимость дополнительных работ не превышает 50 процентов стоимости главного (первоначального) договора. Часть 2 Статья 35 Закона.

Те же тапочки только в профиль (Пункт 5), даже добавить нечего. Ограничились конкретикой сферы и предмета договора. Строительство – бездонная отрасль для реализации государственного бюджета. Никто не проверит на подлинность выполнения дополнительных скрытых работ, даже с имеющимся подписанным и зафиксированным «Актом». Не более 50 % не говорит о том, что это мало, так как количество траншей остается не ограниченным. То есть суммарно «Допдоговора» могут гораздо превышать сумму первоначального договора.

  1. «Закупка юридических услуг, связанных с защитой прав и интересов Украины, в том числе с целью защиты национальной безопасности и обороны, во время урегулировании споров, рассмотрения в заграничных органах юриспруденции дел с участием иностранного субъекта и Украины, на основании решения Кабинета Министров Украины или введением в действие в соответствии к закону решения Рады национальной безопасности и обороны Украины».Часть 2 Статья 35 Закона.

Комментариев нет. Если так решили, значит так нужно.

Подитожим. Семь случаев:

  1. Интеллектуальная собственность;
  2. Нет конкуренции;
  3. Ликвидация ЧС;
  4. Дважды не состоялся;
  5. Дополнительная закупка;
  6. Дополнительный строительный договор;
  7. Юридические услуги права и интересы государства;

Но не все так просто для Заказчика, что бы объявить закупку – переговорным процессом необходимо составить протокол с пунктами:

— определить один из выше перечисленных случаев;

— документационное обоснование своего решения;

— определить и указать Участника или Участников, которые приглашаются на переговоры;

— указать информацию о предмете закупки, стоимости, сроках;

— указать необходимые документы от Участника;

— и самый главный пункт: «УСТАНОВИТЬ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧАСТНИКА ПРОЦЕДУРЫ»;

О том какие сроки и как именно проводится переговорный процесс никому не интересно. Этот вид закупки для избранных Поставщиков. Мне очень жаль, если данная статья натолкнула кого-то на нехорошие мысли или «открыла Америку». Всегда остается ниша которая даст свободу действия как Заказчику, так и Поставщику. Написание одного Протокола все же проще составления тендерной документации с вытекающим алгоритмом действий: обсуждения, разъяснения, аукционы, квалификации и т.д.

Данная статья не несет юридической силы, имеет лишь информационное содержание субъективного мнения автора.