Как Палыч накормил Россию
Самарская фирма «У Палыча» всегда отличалась «домашним» подходом к приготовлению продуктов и поэтому без особой рекламы стала известна потребителям по всей стране
У каждого хорошего продукта всегда есть имя — клеймо мастера, торговая марка, гудвилл. Оно служит маяком в океане рынка, не давая потребителю потеряться. И это хорошо. Сегодня российские потребители все чаще делают выбор в пользу региональных торговых марок, которые сумели выстоять в жесткой конкуренции с ведущими российскими и зарубежными производителями, завоевать популярность высоким качеством продукции.
История популярной в Самаре
«У Палыча»
торговой марки начиналась в 1991 году. Именно тогда горожане впервые увидели это словосочетание, ассоциировавшееся с обозначением места встречи. Собственно говоря, так оно и было, поскольку речь шла о небольшом кафе на четыре столика, разместившемся в одном из городских домов культуры.
Чуть позже словосочетание дополнилось графическим символом и превратилось в товарный знак, который возникшую ассоциацию не разрушал, а напротив, всячески подкреплял. Его спокойная цветовая гамма, выдержанная в синих и красновато-коричневых тонах, навевала мысль о постоянстве и уюте. Вскоре товарный знак был зарегистрирован, а спустя два года с вывески над входом в кафе, а затем и над рестораном он перекочевал на полиэтиленовые пакетики, заполненные пельменями ручной лепки. Так в пищевой индустрии Самары возникло явление, примечательное не только с гастрономической точки зрения.
В России завоевать доверие и постоянный интерес потребителя — дело не простое. Не многим отечественным Петровичам и Палычам это удается. Проблема в том, что для подобных целей нужно производить стабильно качественный товар, а это всегда дорого и хлопотно. Кроме того, терпение, к сожалению, несвойственно большинству российских бизнесменов. На Руси привыкли все брать штурмом, с первого захода и без долгосрочных планов. Самарский Палыч — Александр Павлович Мербаум, сумел выстроить четкую бизнес-стратегию, принесшую прибыль и сделавшую торговую марку «У Палыча» известной во многих регионах России. В основе стратегии развития его компании лежало несколько фундаментальных принципов, соблюдение которых и позволило добиться успеха.
ИДЕЯ О ВКУСНОЙ И ЗДОРОВОЙ ПИЩЕ
Советский общепит, печально известный низким качеством продукции, долго и упорно прививал людям стереотип: «Полуфабрикаты не могут быть вкусными». И народ поверил. Вкусные пирожки — только у бабушки, блины и пельмени — у тещи, а в магазине — некая «еда», которую и в рот-то взять невозможно. Изменить подобное представление оказалось непросто.
«У Палыча» сделали ставку именно на стабильное качество и ассортимент, на то, что действительно вкусные продукты будут покупать. Идея заработать деньги на производстве продуктов банальна, но ее реализация требует терпения и профессионализма. Внешне это выглядело как желание в первую очередь накормить вкусно, а уж потом — получить личную выгоду. Сработало.
Как отмечают продавцы, разнообразие разнообразием, но когда речь идет о выборе такого культового продукта, как пельмени, самарские покупатели проявляют редкое единодушие и консерватизм, справедливо полагая, что в пельменях должно быть мясо, а не то, что его напоминает. Ведь главное достоинство «палычевской» продукции заключается даже не в ее отменных вкусовых качествах, а в том, что здесь используются исключительно натуральные компоненты и в подавляющем большинстве изделий отсутствуют консерванты. Кстати, именно поэтому вся она имеет очень короткий срок хранения.
За пельменями последовали «палычевские» вареники. Любители поесть сегодня уже не ограничены в своем выборе лишь двумя видами вареников — с картошкой и с творогом. Вот уже несколько лет они могут радовать себя целой гаммой вкусовых ощущений, поскольку вареники «От Палыча» — это также ягодная, грибная и овощная начинка, «спрятанная» в хорошее тесто, не разваливающееся при варке. Народ привык к «палычевскому» качеству, привык есть вкусно, а значит, стабильно раскупает продукцию, в которую поверил.
РУССКАЯ ИДЕЯ
С самого начала руководство компании сделало ставку на блюда русской кухни, горячо любимые большинством россиян. Перечень «палычевских» изделий велик и продолжает постоянно пополняться. С помощью полуфабрикатов и продуктов «От Палыча» можно накрыть как минимум три стола в русском стиле: чайный, обеденный и праздничный. Салаты, студни, пироги и пирожки, котлеты, кондитерские изделия, шоколадные конфеты и чай элитных сортов пользуются не просто неизменной популярностью среди жителей Самарской области, а с некоторых пор стали престижными, свидетельствуя о достатке в доме, хорошем вкусе хозяина, его уважении к гостям и собственному здоровью.
Почти весь ассортимент ресторана в русском стиле плавно перекочевал домой к потребителю: кто же откажется от вкуснейших традиционных блюд, уже практически готовых к употреблению? Да и потом, «своему» как-то по привычке верится больше.
ПИРОЖКОВАЯ ЭКСПАНСИЯ
Еще одна основополагающая идея бизнеса заключается в освоении новых рынков и удержании завоеванных позиций. Так «Палыч» пришел в другие города России. В 1999 году с продукцией марки «У Палыча» познакомились и москвичи. Именно тогда в столице открылось представительство самарской компании, занимавшееся реализацией пельменей и вареников. В 2001 году в Москве «по просьбе трудящихся» открылся еще и кондитерский цех, который стал изготавливать и продавать весь ассортимент кондитерских изделий марки «У Палыча».
Компания набирала обороты. В 2000 году продукция торговой марки «У Палыча» начала свое по-настоящему триумфальное шествие, завоевывая популярность и награды на всевозможных международных и отечественных выставках и конкурсах. Первый крупный успех принесло участие в престижной международной выставке «Салон де шоколя» в Париже. «Палычевская» кондитерская продукция, представленная пряниками, стала первым за всю историю выставки экспонатом из России. Владельцы торговой марки получили от французских бизнесменов десятки предложений о сотрудничестве. Одно из них было принято, и с феврале 2001 года «палычевские» пряники начали продаваться в Париже, пользуясь, по словам очевидцев, большой популярностью у французов. В то же время в Тольятти компания «У Палыча» готовит открытие единственного в России шоколадного бутика «Мелодии Парижа», где можно будет купить настоящий французский шоколад, изготавливаемый вручную из французского сырья и по французским технологиям.
Так произошла интеграция, пусть даже и ограниченная, с мировым рынком, что, безусловно, является для компании настоящей маркетинговой победой, залогом дальнейшего развития.
ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ
Ведение бизнеса в России — длительная и системная работа, поэтому владельцы брэнда «У Палыча» много внимания уделяют созданию и закреплению у потенциального потребителя своей продукции исключительно позитивных ассоциаций. Вся стратегия продвижения на рынке выдержана в духе стабильности и сдержанности, она в меру консервативна и неспешна, как сам процесс поглощения хорошей пищи. Основная же идея, на которой выстроен бизнес, — формирование традиций. Потребитель должен знать: это — свое, родное, этому можно доверять. Принимая во внимание то, что при жесткой конкуренции на продовольственном рынке Самары и довольно высоких ценах на продукцию «от Палыча», популярность ее неизменно растет, можно предположить, что стратегия оказалась удачной и цель достигнута.
Наталия ЕРМОЛАЕВА
07.02.2003
БОСС #12