Sostav.ru - Своими глазами - Скажи мне, что ты пьешь...
Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
  Сотка
   Владимир Путин обсудил с журналистами свою статью 
124
Реклама на Sostav.ru Сделать домашней страницей Контакты Sostav.ua Русская версия
Своими глазами
Версия для печати

Скажи мне, что ты пьешь...


Почему-то с уходом определенной эпохи, исчезают из магазинов и продукты, предназначенные для поддержания жизнедеятельности в ней. Казалось бы, что тут сложного, делать "Лесную ягоду", "Пломбир" за 48 копеек или пирожное "Картошка", но почему-то получается по-другому. И как не подделывай этикетки, играя на ностальгических чувствах граждан, содержимое обманывает. "Тархун" испортился, говорят потребители, вспоминая случаи, связанные с процессом потребления чего-нибудь "как в детстве".
Жители ГДР были тем, что ели именно они, и все съеденное и выпитое ими стало частью их прошлого. Теперь они едят западную пищу, смотрят на мир по-новому. Но с удовольствием достают старые бутылочки-упаковочки и делятся воспоминаниями:

Vita Cola была одним из любимейших напитков в ГДР с 1954 года. По местному госту она попадала в "шипучие-лимонады-со-вкусом-травы-и-фруктов", но пищевая лаборатория не согласилась с таким определением, и колу назвали просто "освежающий-кофеиносодержащий-напиток-с-пятьюдесятью-миллиграммами-витамина-Ц". На основании такой формулировки более двухсот производителей могли выпускать этот кофеиносодержащий лимонад и не было в ГДР таких мест, где бы не производилась своя "Вита-Кола". Поэтому существовало несметное количество видов ее этикеток:













После падения стены культовый напиток исчез с прилавков магазинов и заработать на былой любви к нему решились только в 1994 году. Рецепт был немного подкорректирован в соответствии с тенденциями моды, - вместо "натуральных ароматов" -- "натуральные экстракты цитрусовых фруктов". Но, говорят, вкус остался прежний, с легкой цитрусовой нотой, что делает конкретно эту колу более освежающей, чем все остальные.





В своей новейшей истории Vita-Cola попала на конвейер современных потребительских исследовании, и была подредактирована не только внутренне, но и внешне. Стала спонсором футбольного клуба Hansa Rostock и, по словам производителей, сделалась "второй по любимости" колой во всех федеральных землях взятых вместе, а в некоторых, так вообще - самой любимой.
Сегодня почти всю Vita-Cola делают в Шмалькальдене, соответственно и этикетка унифицирована. Попробовать колу можно по-прежнему везде. Вот только восток бывшей ФРГ до сих пор в бедственном положении без Vita-Cola. Впрочем, вряд ли он об этом подозревает.



"Когда, если не сейчас"


Club Cola была вторым по распространенности сортом колы в ГДР:









Теперь ее делает некто Spreequell. Я лично не видела, чтобы Club Cola кто-то пил.



В ГДР не было лечебных минеральных вод в нашем, советском, понимании. Все на свете заменяла "Сельтерская". В пересохшие горла граждан ГДР она притекала со всей страны. И, естественно, каждый производитель лепил на нее этикетки в свое удовольствие. И только бело-голубая гамма оставалась всегда неизменной:



Сегодня вся "Сельтерская" в одних руках. Стала респектабельной и дорогой. Вообще, вода в бутылках в Германии - предмет, скорее, имиджа. Дело в том, что благодаря современной очистке, не менее вкусная и безвредная, она легко добывается из обыкновенного кухонного крана.









Лимонадов в ГДР было огромное количество. Наверное, потому, что "лимонадом" можно назвать все, что угодно:





































И еще несколько культовых застольных газировок:











Пока дети собирали этикетки от лимонадов, взрослые выпивали. В частности, вина. По какой-то смешной иронии, советские войска оккупировали германские территории, на которых традиционно не выращивался виноград. В ГДР попала только небольшая область винодельческих территорий - вина из немецкого Рейнгессена встречались в магазинах не каждый день.









Выхода было два - покупать вина в больших количествах у социалистических соседей...





















...или делать из "невиноградных" подручных фруктов - яблок, слив, груш.











Все это называлось красивыми романтическими названиями - "Золотой нектар", "Танец огня", на худой конец, "Стандарт". Да и пить их было, говорят, приятно.

А вот напиток Rotkaeppchen ("Красная шапочка"), наоборот, сам стал предметом экспорта ГДР. Несмотря на несерьезность названия, "Шапочка" была визитной карточкой всех официальных и неофициальных визитов в страну и из страны. И это был совсем не детский безалкогольный напиток, как может показаться из названия, а самое что ни на есть настоящее шампанское (да простит меня читатель, называть "шампанское" "игристым" я так и не привыкла). "Красная шапочка" обслуживала все гэдээровские праздники и, одновременно, была сувениром, подарком и украшением стола.
Вообще-то, Rotkаеppchen - совершенно не завоевание демократической республики - игристый напиток был изобретен аж в 1856 году (все этикетки), но не знал, что окажется на советской территории. Слава Богу, традиций он от этого своих не потерял. 125-летний юбилей вина отмечали всем социалистическим миром. Съезд даже утвердил Rotkaeppchen в качестве члена "Совета по взаимной экономической помощи" между социалистическими странами. Был, оказывается, такой. "Шапочка" импортировалась направо и налево, вот только качество стекла, в которое разливали шампанское неизменно подвергалось критике.



Теперь, для сравнения, "Шапочка" выглядит так:



и даже так:

Вот так новым немцам прививают новые потребительские ценности. Но многие сопротивляются и продолжают искать в магазинах то, что хотя бы напоминает "раньше". Как предположил недавно один знакомый, в будущем не будет ни национальных, ни религиозных, ни сексуальных меньшинств, а будут только одни меньшинства потребителей...

Все этикетки восточно-германских продуктов, кроме Rotkaeppchen, собрал и разложил по полочкам Achim Bimschas, трагически погибший весной прошлого года.

Юлия Богатко




19.11.2004 09:23 паша кошляк
прям "Гуд бай, Ленин" получился такой. спасибо.


19.11.2004 09:37 ZvezdnoeNebo
Юля! ОГРОМНОЕ СПАСИБО за предоставленные Вами материалы, всегда все очень интересно и увлекательно!И главное познавательно!
Если сравнивать старые советские этикетки с "их" вариантами то наглядно убеждаешься, что в СССР дизайн был, вот только куда он делся сейчас (пожайлуста не набрасывайтесь на меня господа составцы). За исключением двух десятков студий.
Мы в нашей дизайн студии думали востановить систему творческих собраний и каждую выполняемую работу обсуждать коллективно.

19.11.2004 10:33 Hirvi
Юля - огромное спасибо!!!


19.11.2004 11:20 ВАСИЛИЧ
Отличное возврашение в года моего детства золотого (много было чего хорошего).
Сейчас нет той "душевности" что-ли...
Всё сухо и утрированно до упора.
Мне вот есть что вспомнить кроме Пепси и Балтики...
Вот что сможет вспомнить мой подрастающий сын?!
Терроризм, Чечня и доллар...

DEFA FOREVER

19.11.2004 11:30 Serge
Юля, огромнейшее спасибо! Потрясающий материал.

(маленькие ремарки - Огненный танец, а также отсутствующий здесь из той же серии - Старый город - Болгарские вина)

Есть предложение сделать что-нибудь вместе. У меня есть коллекция - около тысячи алк. этикеток, расписанные по основным категориям, - из многих уголков мира - по временным рамкам - примерно ДО 1990-95 гг. Основная масса привезена из Швейцарии, вторая часть - период старого СССР. Если интересно - пишите sergey@prodesign.ru
Еще раз спасибо!

19.11.2004 12:40 Гоша
Прямо ой!
Отлично это мягко,
Спасибо! Огромное человеческое спасибо.

19.11.2004 12:42 проходил
В отличии от того периода, сейчас все упаковки и этикетки - ЭТО СПЛОШНОЙ МОУШЕН БЛЮР. Очень мало работ, где видна трепетная рука художника, зато видна работа фотошопа. А как было раньше хорошо, когда фотошопа не было.

19.11.2004 13:32 smirnoff
С 1958 по 1966 и с 1972 по 1975 года я жил в ГДР, поэтому этот материал - настоящее путешествие в детство, отрочество и юность. Спасибо, Юля.

19.11.2004 13:43 Вячеслав А.
Спасибо, Юля, большущее...
Кстати проголосовал за Вас в том конкурсе, я смотрю Вы там уже за первое место боретесь - удачи, надеюсь Ваша колонка победит в любом случае и если не читатели, то жюри безусловно должно отметить ее...
Она лучшая:)
Спасибо еще раз
буду продолжать голосовать... чего и всем рекомендую...

19.11.2004 16:37 ORM
Да... эпоха ушла. "Осси"вская Вита-кола была вытеснена кёльнской Афри-колой. (Ссылка
Однако, я не рассматриваю это, как трагедию. Сейчас гораздо больше концептуальных напитков в Фатерланде.

Ну, конечно же, можно ностальгировать над этикеткой лимонада "Буратино" или клюквенного напитка "Олимпийский" с соответствующим мишкой. :))) Но в чём-то к счастью, а в чём-то увы мы живём теперь в совсем другом мире.

Спасибо, за воспоминания!

19.11.2004 16:52 MMIV
Для ГСВГшников здесь будет ещё одно место поломничества в Сети :-)

20.11.2004 11:18 Lina
Юля! Огромное спасибо за интересный рассказ

22.11.2004 01:28 Раут
MMIV, а еще есть такое сладкое слово - зегевешники!!!
Короче, привет!!!

23.11.2004 10:28 нл
да уж, этикеточки покрасивее это точно...

30.12.2004 15:01 serg
а как на счет пива?

20.11.2005 18:56
а кто помнит Stern Cola?
Обсуждение закончено

Своими глазами

В рубрике "Своими глазами" колумнист Sostav.ru Юлия Богатко описывает то, что интересно и полезно видеть своими глазами, но по каким-то причинам затруднительно.

2006 г.
2005 г.
2004 г.
24.12Своими руками. Праздничный выпуск 
3
17.12Альтернативный эфир. Часть первая 
6
10.12Спортивные интересы 
10
03.12Дизайн быта как дизайн бытия 
8
26.11Умных голов не хватает для рекламы 
12
19.11Скажи мне, что ты пьешь... 
16
12.11Картинки на стене 
8
05.11Девушки из витрин 
10
29.10Что помнит зеркало 
12
22.10С Днем Рожденья, банер! 
4
15.10Фирма "ddr" 
12
08.10"Дача" - незарегистрированная торговая марка 
13
01.10Что общего между "Еврейским музеем" и IKEA 
12
24.09Сплошная реклама 
13
17.09О политическом PR и футбольном матче 
4
10.09Эй! Такси! 
7
03.09Медвежьи углы 
8
27.08Удивительное рядом! 
14
20.08Бисквиты будущего 
19
13.08Олимпийские игрушки 
13
© "ООО Состав.ру" 1998-2017

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов