Sostav.ru
17.08.2020 в 19:25

«Происходит релонч бренда Беларуси»: как белорусские рекламщики переживают события в стране

Снятие кампаний, волонтерство и ожидание – узнали, какие настроения сейчас царят на белорусском рекламном рынке

13

События, происходящие сейчас в Белоруссии, влияют на каждого жителя страны, чем бы он ни занимался: работал в IT, в государственных СМИ или рекламе. Рекламная отрасль активно включилась в происходящее: ассоциации публикуют открытые письма, игроки рынка участвуют в мирных протестах, креаторы создают социальные проекты. При этом на самом рекламном рынке царит неопределенность — бренды приостановливают размещения, встречи переносятся и пока непонятно, насколько это затянется.

Рынок «замер в ожидании»

На фоне протестов в стране многие бренды отказались от запуска новых и временно приостановили текущие кампании, сообщили Sostav в Ассоциации коммуникационных и маркетинговых агентств Беларуси (АКМА). В ассоциации рассказали об остановке кампаний Danone и Nestlé, в Ragoo Creative отметили остановку и перенос кампаний LG, Toyota, Askona, видеосервиса VOKA и еще более 10 клиентов агентства.

«У нас в агентстве много проектов, связанных с соцсетями, мы сразу поставили их на стоп. В работе по сути остались только стратегические проекты для клиентов, старт запуска которых также сместился», — отмечает Алексей Сосницкий, креативный директор Ragoo Creative.

«Бренды выражают солидарность с протестующими и не хотят поддерживать государственные каналы рекламы. Многие переживают за то, что их посыл или юмор будут неуместны в нынешнее время», — объясняет директор креативного агентства DAB Никита Устинович. По словам председателя правления АКМА Алены Устинович, вся эта ситуация отразится на коммерческом положении и брендов, и агентств, но важнее не допустить репутационного урона, который может нанести реклама.

По словам участников отрасли, в целом рынок находится в подвешенном состоянии. «Этот год давал очень много поводов для волнения, но даже в пиковые моменты COVID какая-то активность была. Последнюю неделю можно сказать, что рынок «замер в ожидании»», — указывает Никита Устинович. Помимо остановки кампаний переносятся встречи, отменяются запланированные переговоры. «Если раньше шутки ходили вроде «давайте после майских» или «давайте после выборов», то сейчас нет определённости даже с датами», — подчеркивает Устинович. По его мнению, рекламный рынок понесет большие убытки, и это можно будет почувствовать уже в сентябре.

По словам председателя правления АКМА Алены Устинович, сама рекламная индустрия нуждается в поддержке: первая половина года была тяжелая из-за ситуации с коронавирусом, и вторая половина года будет не менее легкой. В ассоциации обещают «искать совместные пути для выхода из этой тяжелой ситуации для отрасли».

Отраслевые организации против насилия

Крупнейшие белорусские ассоциации в сфере рекламы и маркетинга выпустили открытые письма о ситуации в стране. Ассоциация коммуникационных и маркетинговых агентств Беларуси (АКМА) в своем обращении осудила реакцию властей и силовых структур на мирные протесты. Ассоциация призвала уважать законные права граждан, освободить политзаключенных и остановить преследования.

Ассоциация рекламных организаций (АРО) и Ассоциация интерактивной рекламы (IAB Belarus) в совместном письме потребовали прекратить противоправные действия силовых структур в отношении граждан, освободить участников мирных протестных акций и начать диалог с обществом о результатах прошедшей избирательной кампании.

Члены Ассоциации компаний коммуникационных консультантов (объединяет организации в сфере связей с общественностью и коммуникационного консалтинга) в своем обращении также осудили фальсификации и насилие по отношению к протестующим. Как отмечается в письме, в ходе подавления протестов пострадали тысячи семей, в том числе члены ассоциации и их близкие.

Из заявления АККК:

Для профессиональных специалистов по связям с общественностью остается непостижимой позиция государственных средств массовой информации и пропагандистского аппарата, которая навязчиво предлагает гражданам считать протестующих экстремистами, наркоманами, алкоголиками и асоциальными личностями.

Мы также считаем крайне непрофессиональным и предвзятым подход пресс-служб силовых структур и аппарата президента к освещению предвыборной кампании, деятельности альтернативных кандидатов, а особенно — к протестам граждан Республики Беларусь после выборов.


Ассоциация выдвинула ряд требований. Среди них — привлечение к ответственности руководителей государственных СМИ за допущенные в ходе освещения президентской кампании нарушения закона «О СМИ». Кроме того, члены совета ассоциации заявили, что в связи с многочисленными нарушениями конституционных прав граждан выборы должны быть признаны несостоявшимися и проведены заново с участием всех альтернативных кандидатов.

Участники рынка поддерживают друг друга

Многие члены АКМА принимают участие в мирных митингах. Как отметила председатель правления АКМА Алена Устинович, организация готовит ряд мер по помощи пострадавшим, которая ведется и будет вестись дальше.

«По ощущениям, сейчас все стараются хоть как-нибудь активничать — идут обсуждения в чатах рекламистов, рекламисты волонтерят, участвуют в мирных акциях достаточно активно, — рассказывает креативный директор Ragoo Creative Алексей Сосницкий. — Со всех сторон чувствуется поддержка: создаются фонды и инициативы помощи, проводится бесплатное обучение для тех, кто хочет поменять работу или потерял ее ввиду репрессий и давления. Белорусы — прекрасный народ!»

Основатель минского креативного агентства «Молоко» Денис Мисюля запустил акцию солидарности #покапушкиговорятмузымолчат. В своем посте в Facebook он отметил: «невозможно придумывать креативные идеи в стране, где над мирными людьми совершается насилие».

Также «Молоко» выпустило социальный ролик про события в Белоруссии. На фоне обычных кадров — прогулки в лесу, вечеринки, играющих детей — звуки выстрелов, взрывов и крики, записанные во время последних недель. Креаторы пишут: «Наш мир наполнили неправильные звуки насилия, мы лишь хотим счастливое будущее, которое мы сейчас отстаиваем мирным путем».

Как отмечает Никита Устинович, происходящее с одной стороны воодушевляет людей (перемены, солидарность, свобода), а с другой — разочаровывает (неизвестность, забастовки, поведение власти). «Большая часть рабочего времени сейчас уходит на чтение и переваривание новостей, которые приходят каждый час, если не чаще. Всё это усугубляет удалённый формат работы, который был применен как мера борьбы с эпидемией COVID-19. Мы верим, что всё будет хорошо, но рынок определённо отреагирует большими потерями и убытками для бизнеса», — подытожил он.

«На наших глазах происходит самый настоящий релонч территориального бренда Беларуси», — рассуждает Сосницкий. — «Уверен, что уже сейчас многие совершенно другими глазами смотрят на нашу страну, на наш народ. Сильный, мирный, настоящий. Мы все действительно чувствуем сейчас себя чем-то очень единым. Это очень вдохновляет и придает уверенности всем нам».

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта. Добавьте сайт www.sostav.ru в белый список.