11.02.2013

TNS просветит Рунет в регионах

Измеритель обнародует данные о числе региональных интернет-пользователей

Иллюстрация Fotolia

Российский интернет станет еще немного прозрачнее. Начиная с этого квартала TNS Россия начнет публиковать ежемесячные отчеты, в которые будут включены данные о числе интернет-пользователей по расширенному срезу «12-64 вся Россия». Первый общедоступный отчет с новыми показателями – за январь – должен выйти в двадцатых числах февраля. Об этом Sostav.ru сообщили в пресс-службе медиаизмерителя.

Напомним, что расширенные данные по рунету стали доступны постоянным клиентам TNS еще в прошлом июне, однако до сих пор компания не предоставляла их в свободное пользование. По словам представителей TNS, расширение базы исследования именно в интернет-секторе связано с запросами рынка.

«Специфика размещения в сети зачастую не позволяет таргетировать рекламу только на города 100 000+, – комментирует руководитель интернет-проектов TNS Инесса Ишунькина, - поэтому показатели по небольшим населенным пунктам были крайне востребованы. Как мы видим из полученных данных, доля крупных городов очень неоднородна в аудитории порталов. Кроме того, число интернет-пользователей очень быстро растет именно в малых городах и на селе, и отсутствие статистики по ним не позволяло предоставлять на рынок исчерпывающую информацию».

Стоит отметить, что некоторые показатели из новых измерений TNS уже стали известны на рынке. Так, «Коммерсантъ» привел данные о предпочтениях интернет-пользователей российской провинции: здесь высока популярность сравнительно маргинальных для столицы ресурсов webalta.ru (42% посетителей проживает за пределами городов 100 000+) и социальной сети «Фотострана» (40%). Также традиционно сильны в глубинке позиции «Одноклассников» (38% пользователей) и «Вконтакте (33,5%). Вместе с тем такие популярные в крупных городах порталы, как rbc.ru или LiveJournal.com, пользуются у провинциалов куда меньшим спросом (всего10-15%).

Рост площадок

Еще одной примечательной «утечкой» стала информация об аудиторном охвате крупнейших российских порталов. Согласно новому расчету TNS, месячная аудитория Яндекса равняется 57 миллионам человек, а Mail.ru – около пятидесяти миллионов, что делает данные сайты крупнейшими медиаплощадками в стране. Хотя эксперты и сходятся на том, что этих цифр недостаточно, чтобы произвести к тектоническим сдвигам на медиарынке, однако они не отрицают, что в результате обнародования новых измерений TNS интернет-отрасль получит дополнительные козыри для привлечения рекламодателей, а также для виртуального противостояния с превосходящим конкурентом – телевидением.

Управляющий директор ARC Russia (Leo Burnett Group Russia) Аэлита Гончарова уверена, что лидерство Яндекса и других крупных площадок подстегнет рекламодателей инвестировать в коммуникацию с сетевой аудиторией. Тем более что, несмотря на замедление отрасли в прошлом году, популярность канала среди брендов продолжает расти.

Сами площадки высказываются осторожнее. «Мы, конечно же, не рассчитываем на мгновенное перераспределение бюджетов в сторону интернета, и в частности, Яндекса, – комментирует пресс-служба крупнейшего российского поисковика. – Но мы надеемся, что благодаря новым цифрам нам удастся еще раз привлечь внимание рекламодателей к недооцененности сети как коммуникационной среды – недооцененности и в их головах, и в бюджетах».

ТВ-Олимп

Как бы то ни было, кроме традиционной веры в силу коммуникации с экрана, за ТВ-отраслью остается тот немаловажный козырь, что в кросс-медийном отношении новые показатели TNS пока не с чем сравнить. Компания не намерена в обозримом будущем расширять замеры по аудитории «12-64 вся Россия» на телезрителей. Причем в первую очередь – из-за нежелания самих рекламодателей и каналов.


«Все вопросы в области телеизмерений решаются совместно с Группой Пользователей Данных, объединяющей ведущих игроков медиа- и рекламного рынка (представителей телеканалов, рекламных агентств и рекламодателей)», - комментирует директор по телевизионным исследования TNS Ксения Ачкасова. По ее словам, предложение расширить географию исследования, включив в него города 100 000-, уже вносилось на рассмотрение индустрии, однако до сих пор не было признано приоритетным.

Представители телекомпаний отвечают в унисон с измерителем. "Вопрос о расширении генеральной совокупности звучит с определенной периодичностью, - говорит директор департамента аналитики СТС Медиа Иван Клейменов. - В данном случае необходимо, в первую очередь, отталкиваться от потребностей всего рынка, которые определяются не только каналами, но и рекламодателями, рекламными агентствами и сейлз-хаусами.  В настоящее время консенсусной является генеральная совокупность городов с населением более ста тысяч человек". Г-н Клейменов также обращает внимание на финансовую сторону вопроса."Расширение панели автоматически приведет к повышению стоимости исследований, и в этой связи необходимо, чтобы потенциальные изменения устраивали всех игроков".

Соревновательная история

Пока можно только гадать, подстегнет ли ТВ-индустрию обнародование выгодных для рунета данных. – Особенно, если учесть пиар-составляющую, на которую обращает внимание руководитель отдела интернет-исследований АЦВИ Алексей Беляев: «Отчасти это история соревновательная, и я представляю, что рано или поздно журналисты будут говорить, как сильно интернет обогнал телевидение, и, в лучшем случае, внизу мелким шрифтом будет приписано, что сравнение идет по разным целевым группам».

Вместе с тем эксперт уверен, что в виртуальной дуэли двух крупнейших медиа многое будет зависеть от стратегии «догоняющей» стороны. «Мне кажется, это вопрос применения. Откопали кусочек металла, оказалось – уран; можно попытаться сделать ядерную бомбу, а можно – атомную электростанцию. Если интернет-порталы будут применять новые измерения, как ядерную бомбу, и кричать на каждом углу, как они выросли, то, возможно, что этот же «уран» начнет копать и телевидение».

Евгений Чепурной, Sostav.ru