30.01.2013

Мировые бренды обвинили в пропаганде наркотиков

ФАС рассматривает заявление оренбуржца против Yves Saint Laurent, Coca-Cola и Levi Strauss

Реклама YSL Opium

Yves saint Laurent, Coca-Cola, Levi Strauss и «Красный Октябрь» пропагандируют наркотики, уверен житель города Оренбург, Владимир Савинков. Мужчина подал заявление в УФАС с просьбой запретить запретить рекламу и продажу некоторых продуктов перечисленных брендов, сообщает газета «Известия». По информации издания, основанием для обращения в ведомство стали нарушение указанными им организациями ст. 6.13 КоАП («Пропаганда наркотиков»), а также «личное неприятие и обеспокоенность за своих близких».

В случае с Coca-Cola, уверен заявитель, пропаганда запрещенного вещества происходит «благодаря» названию напитка: из растения под названием «кока» «выжимают» кокаин. Причем бдительный оренбуржец вовсе не утверждает, что и сейчас в составе газировки числится экстракт коки, однако напоминает, что ранее этот ингредиент имел место и именно от него пошло название напитка.

Что касается модного дома Yves Saint Laurent – то здесь камнем преткновения стал парфюмерный бренд Opium. Название отсылает к сильнодействующему наркотику, кроме того, по мнению Савинкова, слоган «Опиум для тех, кто в зависимости от Yves Saint Laurent» тоже не безобиден.

Далее – производитель джинсовой одежды Levi Strauss & Co. В ассортименте марки числятся ремни для гитар: логотип серии Rasta выполнен как лист конопли. «Приобретать данные продукты предлагается музыкантам, как молодым начинающим, так и известным, собирающим тысячи поклонников, на которых они оказывают сильное психологическое влияние», - утверждает бдительный оренбуржец.

Долю своего внимания уделил россиянин и съедобным товарам: речь идет о конфетах «Красный мак» фабрики «Красный Октябрь» и конопляном масле от оренбургских производителей.

В региональном УФАС заявление приняли, ведомство вынесет решение в течение 30 дней. «По сути, это не заявление. Человек просто подал информацию, он не в праве ничего требовать. Выполнил свой гражданский долг, проявил гражданскую позицию, сообщил. Собирать какие-то доказательства и обоснования заявителю не надо, это исключительная функция антимонопольной службы, - объясняет Денис Ульянов, ведущий юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль». – Ему откажут, если в данной информации, в торговле данными товарами не будет найдено состава преступления». Эксперт уверен, что целью акции является исключительно желание «пропиариться», и ни о каких отступных не может идти и речи.

Солидарен с юристом Андрей Рукавишников, вице-президент по инновациям компании «Май»: «Первое что в голову приходит – помните фильм про Чебурашку и крокодила Гену? Там была старуха Шапокляк, которая пела: «Хорошими делами прославиться нельзя». У этого человека, видимо, тяга к известности. Но он не отдает себе отчета в том, что его усилия тщетны в данном конкретном случае», - заявил г-н Руковишников корреспонденту Sostav.ru.

«Зарегистрированный торговый знак зарегистрирован государством. Соответственно, если бы марка каким-то образом нарушала законодательство, то ее бы и не зарегистрировали, - считает эксперт. - Coca-Cola существует в России уже больше 30 лет на абсолютно легальных основаниях. Тем более, Coca-Cola еще является еще и партнером многих проектов в России, например, Олимпиады. То есть, по сути дела, компания является стратегическим партнером важных государственных проектов. О какой пропаганде наркотиков может идти речь?».

Бренды и наркотики

Отметим, что в истории таких брендов как Coca-Cola и Opium ранее были факты «наркотических» обвинений, причем не всегда безосновательные. Так, Coca-Cola вплоть до конца 1890-х годов использовала в своем составе свежие листья коки – из этих же листьев в 1851 году было выделено особое вещество, названное химиком Альбертом Ниманом «кокаин».

Только в конце 1890-х общество повернулось против кокаина, когда в издании New York Tribune журналист опубликовал скандальный материал с утверждением, что именно Coca-Cola является причиной нападений африканцев на белых граждан. Только после этого производители напитка поменяли состав: в газировку стали добавлять не свежие листья коки, а уже обработанные, без кокаиносодержащих веществ .

Что же касается аромата Opium от Yves Saint Laurent – парфюм выходит до сих пор начиная с 1977 года. Проблемы в связи с названием аромата возникли только среди китайских потребителей: в США группа активистов из Поднебесной потребовали не только поменять название, но и пожелали услышать публичные извинения от модного дома за «нечувствительность к китайской истории» - очевидно, имеются в виду опиумные войны. Более того - китайские активисты объединились для создания «Американской коалиции против опиума и наркомании». Однако все эти меры произвели эффект, противоположный ожидаемому: духи с провокационным названием скоро стали хитом продаж.

Ксения Вознюк, Sostav.ru