15.06.2011

ЕГАИС появится в российских магазинах к 2014 году

Росалкоголь предложил план внедрения ЕГАИС в розничной торговле

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) подготовила предложение о введении ЕГАИС в розничной торговле и направила его профильные министерства и ведомства. Этот вопрос был поднят ведомством на совещании у премьер-министра Владимира Путина в конце апреля. Внедрение ЕГАИС должно обеспечить дополнительный контроль за рынком в условиях ожидающегося повышения акцизов. Предложение будет обсуждаться на одной из ближайших правительственной комиссий по регулированию алкогольного рынка, сообщил «Коммерсанту» источник в правительстве. В Росалкоголе подтвердили эту информацию, но от других комментариев отказались.

Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) учета алкоголя будет распространена на розничное звено в 2014 году, рассчитывает Росалкоголь. Магазины крупных городов, включая Москву и Санкт-Петербург, начнут отчитываться по новым правилам на год раньше.

Предполагается четыре этапа внедрения ЕГАИС в рознице. Оптимизация системы в части учета движения товарно-сопроводительных накладных продлится до середины следующего года. Нормативно-правовую базу и техническое задание планируется разработать до конца 2012 года. В 2013 году запустят «пилотные» проекты в крупных городах, среди которых – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Новосибирск. К 2014 году система должна действовать на всей территории России. Все контрольно-кассовые аппараты будут дополнены специализированным интерфейсом, сканером и доступом в интернет.

Сейчас ЕГАИС действует на предприятиях по производству алкоголя: на каждом из них установлены электронные счетчики с выходом в интернет и связью с сервером Росалкоголя. Счетчики регистрируют весь объем выпущенного на предприятии спирта или водки. Правда, в 2006 году введение ЕГАИС обернулось коллапсом в сфере производства и импорта алкоголя. Тогда система стала обязательной для производителей, но на заводах не было ни соответствующего оборудования, ни программного обеспечения для него. Убытки отрасли в первый год действия системы были оценены примерно в 2 миллиарда долларов.

С 1 июля ЕГАИС стала обязательной для импортеров, но система доводилась до ума целый год. Расходы на установку ЕГАИС для производителей составляют от 550 000 до 2 миллионов рублей единовременно, ежемесячное обслуживание стоит от 30 000 до 93 000 рублей.

При поэтапном внедрении ЕГАИС для розничного звена проблем не будет, считает представитель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. По его словам, технически это все реализуемо и потребует минимальных инвестиций. Последствия ЕГАИС в плане удорожания алкогольной продукции вряд ли будут сопоставимы с влиянием растущих акцизов, отмечает он.