23.01.2004

Дорогое стихотворение. Наследники Маршака требуют 1 млн руб. за "Багаж"



Роман Кутузов
Татьяна Романова
Ведомости

         "Однако за время пути собака могла подрасти... " - эти знакомые многим с детства строчки Самуила Маршака могут принести его наследникам 1 млн руб. Именно столько они требуют за использование в рекламе туркомпании "Машина Времени" строк из стихотворения "Багаж". По мнению независимых юристов, у наследников неплохие шансы выиграть дело.

        Вчера Яков и Александр Маршаки, внуки знаменитого писателя Самуила Маршака, подали в Перовский и Таганский суды столицы два судебных иска, каждый на 500 000 руб. Об этом рассказала "Ведомостям" Ирина Тулубьева, начальник отдела авторского права компании "Интеллект-Консалтинг", которая ведет это дело от имени наследников поэта. Иски направлены против рекламного агентства "Баланс Девелопмент" и журнала "Отдых и путешествия". В качестве третьей стороны привлечена туркомпания "Машина Времени". В 2002 г. в рекламе этой компании были использованы строки стихотворения Маршака "Багаж", причем Яков и Александр Маршаки утверждают, что это было сделано без их ведома.

        "Мои клиенты были возмущены этим фактом, - рассказывает Тулубьева, - однако в течение года пытались прийти к мировому соглашению. Когда стало ясно, что добровольно ответчики разрешить спор не хотят, мы обратились в суд".

        С ее точки зрения, журнал, рекламное агентство и туркомпания нарушили закон об авторском праве, который предполагает, что использование произведения возможно только с разрешения автора или его наследников, оформленного в виде письменного договора.

        В компании TNJ, издающей сейчас журнал "Отдых и путешествия", своей вины не признают. "Мы в письменном виде уже ответили наследникам, что мы здесь ни при чем, - говорит Андрей Макаркин, коммерческий директор компании TNJ. - У нас вообще учредители и руководство журнала поменялись в октябре - ноябре 2002 г. ". По словам Макаркина, в стандартном договоре на размещение рекламы оговаривается, что ответственность за правовую допустимость предоставленной к размещению рекламы несет рекламодатель. "Мы не понимаем, почему именно мы должны отвечать, - говорит Макаркин. - Для нас 500 000 руб. - большие деньги".

        Акционер сети турагентств "Машина Времени" Андрей Озолинь затруднился прокомментировать иск, поскольку, по его словам, пока не видел документов о подаче иска. "Наследники уже обращались в наш юридический отдел, - рассказал он. - Мы ответили, что это была идея рекламного агентства. Группа "Машина времени" была сфотографирована на диване с картиной, корзиной, картонкой и собачонкой. Плюс был фрагмент стихотворения и ссылка на автора. Реклама появилась в апреле 2002 г. , к открытию сети "Машина Времени", просуществовала несколько месяцев, не пошла, не дала эффекта, и мы ее сняли".

        Получить комментарии в агентстве "Баланс Девелопмент" вчера не удалось.

        Партнер компании Baker & McKenzie Евгений Ариевич также считает, что у наследников поэта неплохие шансы выиграть дело. "С точки зрения Закона РФ об авторских и смежных правах, на мой взгляд, требования наследников правомерны, - соглашается Екатерина Ананьева, заместитель начальника договорно-правового управления Российского авторского общества. - Срок действия авторского права - вся жизнь автора плюс 50 лет после его смерти. Маршак умер в 1964 году, и к сроку охраны его прав прибавляется еще четыре года, поскольку он участвовал в Великой Отечественной войне". Таким образом, срок охраны авторских прав на произведения Маршака истекает только в 2018 г.



Источник: Ведомости