Sostav.ru - Право - Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 июля 1999 г. N 1089/98 Антимонопольные органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе, вправе предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании установлен
Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
  Сотка
   Владимир Путин обсудил с журналистами свою статью 
124
Реклама на Sostav.ru Сделать домашней страницей Контакты Sostav.ua Русская версия
Право

 
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 27 июля 1999 г. N 1089/98
 
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.08.97 по делу N А60-980/97-С5 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25.11.97 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Свердловское территориальное управление Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации (в настоящее время - Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к товариществу с ограниченной ответственностью "Газета "Вечерний Екатеринбург" о взыскании с ответчика 8 349 000 рублей (в старом масштабе цен) штрафа за ненадлежащую рекламу и непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа.
Решением от 21.08.97 в удовлетворении искового требования отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 25.11.97 оставил решение без изменения.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Отказывая в иске, арбитражный суд исходил из того, что у антимонопольного органа отсутствуют полномочия для наложения штрафа, а юридическое лицо не может быть привлечено к ответственности за нарушения, указанные в пункте 2 статьи 31 Федерального закона "О рекламе".
Эти выводы ошибочны.
Как видно из материалов дела, на последней полосе газеты "Вечерний Екатеринбург" (от 16.04.97 N 72 и от 19.04.97 N 75), издаваемой товариществом, было размещено рекламное объявление о предпраздничной торговле алкогольной продукцией, что запрещено пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О рекламе".
Согласно статье 2 упомянутого Закона реклама, в которой не соблюдены установленные законодательством Российской Федерации требования к ее содержанию, месту и способу распространения, является ненадлежащей.
В соответствии со статьей 30 Закона ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы, несет рекламораспространитель, под которым согласно статье 2 Закона понимается юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и(или) распространение рекламной информации путем предоставления и(или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также иными способами.
На основании пункта 2 статьи 31 Закона ненадлежащая реклама влечет административную ответственность в виде предупреждения или штрафа.
В силу статьи 26 Закона антимонопольные органы в пределах своей компетенции осуществляют государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе и вправе предъявлять в арбитражные суды иски в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями этого законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны экономические споры о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания.
Таким образом, отказ антимонопольному органу в иске о взыскании штрафа с организации-рекламораспространителя за ненадлежащую рекламу является неправомерным. Суду следовало рассмотреть вопрос о применении ответственности по существу.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.08.97 по делу N А60-980/97-С5 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25.11.97 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Свердловской области.
 
Председатель Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации                                                                                  В.Ф.Яковлев


Законодательство
Споры
Обзоры судебной практики
Решения Конституционного Суда РФ
Решения Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 мая 1997 г. N 1489/97 Изображение различительных элементов, напоминающих о конкретном алкогольном товаре, так как они ранее использовались при рекламе этого товара, признано рекламой алкогольных
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 июля 1999 г. N 1089/98 Антимонопольные органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе, вправе предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании установлен
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 августа 1999 г. N 83/99 Суд не учел того, что антимонопольный орган принял меры лишь по пресечению рекламы, а не привлечению к ответственности ООО за нарушение Закона "О рекламе". Для выяснения н
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 октября 1999 N 3331/99 Спор о признании недействительным акта государственного органа возник из-за нарушения средством массовой информации требования статьи 12 Закона "О рекламе", в соответствии
Решение Верховного Суда РФ от 26 октября 1999 г. N ГКПИ 99-846 Об отказе в признании незаконными "Разъяснений о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собр
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 февраля 2000 г. N 6182/99 Торговые организации вправе определять норматив предельных расходов на рекламу, исходя из объема выручки от реализации продукции (работ, услуг), а в случае использования
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 января 2001 г. N 5382/00 "Неправильное применение судом законодательства о рекламе привело к незаконному удовлетворению исковых требований о признании недействительным предписания территориальног
Определение Верховного Суда РФ от 23 октября 2001 г. N 5-г01-133 "О налоге на рекламу в г.Москве"
Публикации
© "ООО Состав.ру" 1998-2024

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов