Sostav.ru - Васюхин по пятницам - Выпуск тридцать пятый. Что делать с тайными творцами?
Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
  Сотка
   Владимир Путин обсудил с журналистами свою статью 
124
Реклама на Sostav.ru Сделать домашней страницей Контакты Sostav.ua Русская версия
Васюхин по пятницам
Версия для печати


Что делать с тайными творцами?

 
 

В России романсы только извозчики не пишут..
Реплика из фильма "Чайковский"


  Большинство людей в глубине души, конечно, рекламисты. Иначе как бы они понимали то, что мы с вами им сочиняем? Всю эту китайскую грамоту или, напротив, наивное искусство. И разве бы они цедили презрительно, глядя на наши нетленки: "Ну, я бы круче придумал…"
  Нет! Определенно, многие "простые" люди на самом деле - латентные креаторы. Просто однажды они неправильную профессию выбрали - пошли служить в банк, на нефтяную вышку или в стоматологическую клинику. А творческий зуд не дает покоя. Им так и хочется "покреативить". Иногда даже удается выплеснуть свой талант наружу и всех поразить. Прямо как персонажу Любови Орловой из древней комедии "Волга-Волга", сочинившей вдруг "солнцем советским согретый" шлягер про великую реку - "красавицу народную, как море полноводную, как нашу жизнь свободную".
  Итак, разуверившись в очередной раз в профессионалах или вообще не доверяя им, рекламодатели предпочитают самостоятельно взяться за перо или вырастить Бабу Ягу в собственном коллективе.
  Я давно уже коллекционирую образцы народного рекламного творчества (правда, не всегда можно безошибочно идентифицировать: где самодеятельность и домашние радости, а где сетевики побрифовали). И, признаюсь вам, грешен: люблю эти перлы и жемчужины, как люблю, допустим, сложенные деревенскими анонимами частушки с ненормативной лексикой. А то вот Илья Резник, матерый поэт-песенник, накропал тут недавно книжку частушек, решив быть ближе к народу, так и получил заслуженную критическую стрелу: "симбиоз первосортной пошлости и окололитературного уныния". И правильно: не в свои сани не садись.
  Однако перейдем к рекламным примерам.

* * *

  Вот возрожденный, как Феникс из пепла, пивной зал "Жигули" на Новом Арбате. Я еще застал время, когда пиво в рекламе не нуждалось, и если в пивнушке появлялась какая-то табличка, отдаленно напоминающая рекламную, то - "Пива нет". Спасибо Гайдару, настали времена изобилия и конкуренции. И теперь у входа в "Жигули" - "шалашик" со слоганом: "Наше пиво стройнит!"
  Ну ведь откровенное лукавство. И какой-нибудь сумасшедший пивохлёб-жиртрест, вооружившись Законом о рекламе, может запросто затаскать "жигулевцев" по судам. И будет везде трясти своим пивным животом. А человек, не лишенный юмора, улыбнется: "Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад!"

* * *

  Заказчиков (особенно, малобюджетных) понять можно: зачем отваливать бешеные бабки рекламному агентству, когда легко и самим что-нибудь не хуже придумать, скавээнить, срифмовать, написать аршинными буквами и повесить на витрину. Например, такое: "Закупи сейчас и впрок наш слоеный пирожок!" (замечено в двух шагах от Кремля, на Большой Никитской).
  Одного не пойму: зачем пирожками запасаться впрок? Не война. "Закупи"! Попахивает оптовыми закупками. И на фига мне столько пирожков? Черствыми их есть невкусно, а после СВЧ - как вата...
  Но глупо за этим, прости, Господи, слоганом искать маркетинговые хитрости. Расчет простодушен: вызвать у прохожих улыбку. Удалось.

* * *

  А вот это по затратам уже серьезнее. И по реакции сложнее. Растяжка через Остоженку, неподалеку от Храма Христа Спасителя: "Jngrid Millet. Роскошные уходы для лица и тела".
  Почему - уходы? Куда уходы? Откуда они это слово выкопали? В этом контексте звучит как "отходы" или "уроды". А речь - о центре красоты. Это уже явно иностранная (французская!) самодеятельность постаралась. Так и хочется повесить рядышком плакат с нижегородского конкурса социальной рекламы - "Мы его теряем". Там изображена кардиограмма, которую делают… русскому языку. Мы его теряем, мадам Ингрид Мийе!

* * *

  А кто сочинял слоган для ролика подсолнечного масла "Слобода" - профи или любитель? Русский или немец? "Построй теплом души будущее". Боже, сколько пафоса! Какие обороты! А речь идет всего-навсего о постном масле! Нет, наверняка, без вмешательства красного директора не обошлось… Или "Слобода" принадлежит туркам?

* * *

  Как справедливо заметил легендарный Малкольм МакДауэлл, выступая на последнем Каннском фестивале рекламы, сегодня супермаркеты заменили музеи, шопинг - это наше искусство.
  Гуляю по огромному торговому центру "Тишинка". Культурно образовываюсь. Натыкаюсь на бутик с названием "Мужчина". "О, - говорю скучающей продавщице, - какое название! Без затей…" Та отвечает, теряя ко мне всякий интерес: "А как бы вы назвали? "Сударь", что ль?"
  Сударь - не сударь, но "мужчина" больше подходит для надписи на дверях сортира. Кстати, о подобных надписях. Казалось бы, что тут можно придумать нового? Но у народа мозги варят. Недавно с друзьями - актерами Таганки зашел после спектакля в ближайший кабак (или трактир) "Печки-лавочки", оформленный под русскую избу, с уклоном в фольклор. Там проблему с "М" и "Ж" решили небанально: на мужском туалете написано "Медведь", а на дамском - "Машенька".

* * *

  Из любителей нередко переходят в профессионалы. И наоборот. Особенно, это заметно в рекламе.
  Что делать с тайными творцами, с художественной самодеятельностью? Точнее сказать, что собираюсь делать я? Высмеивать, если плоды их усилий плохи, и хвалить, если хороши.
  Монополии на творчество ни у кого нет. Но есть монополия на профессиональный взгляд. Помните совет, который художник дал сапожнику: "Суди, дружок, не выше сапога!"

  P.S. На прошлой неделе электронная почта принесла мне забавное письмецо из города Мариуполя Донецкой области.
  Игорь Симонович Дзюбенко сообщил: "Нами выпускается городская газета о рекламе "Рекламное ДЕПО". Газета имеет своей целью рекламу мариупольских рекламных агентств и (взяли на себя такую смелость) воспитание рекламодателя. Один из разделов газеты называется - "Конспектируем классиков рекламы". Прошу Вашего разрешения перепечатывать Ваши статьи и выдержки из статей, размещенных на сайте Sostav.ru. Газета невелика - 4 полосы, распространяется бесплатно по офисам предприятий".
  Слова "невелика" и "бесплатно" прозрачно намекали на полное отсутствие гонорара. Разрешение я, конечно, дал: они бы и без моего согласия стали перепечатывать. Об одном лишь попросил публиковать мои заметки под другой рубрикой. Иначе просто анекдот: я же не Дэвид Огилви и не Юрий Грымов, чтобы меня кон-спек-ти-ро-вать и называть классиком!.. А рекламодателя воспитывайте. Это правильно. Может, тогда он пореже будет пытаться "порулить".


11.10.2002 11:02 Тайный творец из народа
Мнение о рекламе: Передачи прерывает, Страшно всем надоедает, Все, что в ней, прошу прощенья, Вызывает отвращенье.

11.10.2002 11:18 Andres
Влад, отличная колонка - спасибо. А ребята из Мариуполя поступили порядочно, спросили разрешения, что крайне не всегда случается.

11.10.2002 12:01 Евгения
Как радовался я, когда мне удавалась что-нибудь прочесть:-) Большими буковками, и без всяких анализов результатов фокус групп российские предприниматели предпринимают активные действия для самостоятельного входа (влезания, вползания, протискивания)в рекламный мир. И что они видят? У них это не плохо получается: Народ - как ходил, так и ходит. Как покупал - так и покупает. Пирожки на всякий случай - да ради бога, вот там дядька из Мариуполя десяток себе возьмет и рад будет до беспредела. А уход за телом... Мне кажется налицо самая лучшая рекламная вывеска. И я не шучу. Кто покупает косметику в средних лавках? Уловить лексикон народа, то бишь целевой группы потребителей - по моему это нормально. Хотя, после этого задумываешься - а нужны ли мы вообще. А баба-яга, женщина оригинальная , хотя и не на всякий вкус:) Да, вот так как то грустно.

11.10.2002 12:13 designer
Очень щекотливую тему затронул нынче,Влад! Мне кажется к тайным творцам из народа следует относить не только "разуверившихся в очередной раз в профессионалах рекламодателей", но и считающих себя самымми, что ни есть профессионалами рекламщиков, зациклившихся на понятиях "бриф", "мотивации","позиционирование","ЦА" и т.д. Начитавшись слишком много учебников по маркетингу и рекламе они неожиданно состовляют для себя догматическую схему по которой колбасят "креатив" похожий как близнецы. Вспомните выпуск 32 “Васюхин по пятницам. Поговорим о простоте?” Как горячо правоверные рекламщики набросились на ролик пива “Пит”, упрекая его в отсутствии позиционирования и т.д., забывая при этом, что основная задача рекламы была выполнена: продукт запоминается, а сам ролик интересно и приятно смотреть. А процент таких маленьких произведений ничтожно мал в общем массива TV-рекламы, вот и формируются “мнение о рекламе” от 11:02. Повторю банальную мысль: хорошую рекламу, как и хорошее кино, хорошую музыку должны делать люди ТАЛАНТЛИВЫЕ, с определенным художественным и общекульторологическим багажом! Да, для этого необходимо, но недостаточно вызубрить книжки по маркетингу!

11.10.2002 12:34 Kventin Buratino
Наконец то Васюхин взялся за ум Надеюсь что начитался моих посланий Молодец! Узнаю Старого Перца Васюхина :)

11.10.2002 12:36 Евгения
да, можно просто прочитать книжку по креативу или рекламному тексту, а дальше - как бог на душу положит. Покреативить или попозиционировать может каждый. Да-да, каждый. Вопрос в том, как и где и что из этого получается. Намылится крутой креатор к хозяину пивнушки, да и выложит все что он думает по поводу вывески и близстоящей(лежащей, висящей) рекламы. А хозяин... в лучшем случае укажет ему путь дорогу:-)

11.10.2002 12:57 Саша
Согласна про талант. Если он есть, не важно, творец ты из жирного рекламного агентства или из народа.

11.10.2002 13:37 Мина
Проблем не вижу принципиально: профессия "рекламист" по наполнению близка к профессии "доктор", "учитель". Несет в себе те же издержки, что и вышеназванные профессии. Если у нас в доме мама лечит "народным рецептом" простуду, это не озачает, что идея врачевания себя изжила. Растем, дорогие, ну и отлично. А "газета имеет своей целью" ...это просто забавно. Что там она имеет или кого....Влад, пощупайте.

11.10.2002 13:59 Евгения
Или потрогайте, принюхайтесь, лизните:-) Профессии рекламист, как таковой нет. Есть люди пишушие, есть - монтирующие, снимающие и снимающиеся (это уже другая история, а есть люди которые пишут про рекламу, говорят о ней, есть еще любители - которые не монтируют и не пишут, они придумывают и вешают. Кому то эта рекламатерапия удается больше, а кому то меньше. Рекламист - это образ жизни. Если с утра ты смогла пропихнуть сгоревшую яицницу с помидорами мужу под видом нового мексиканского рецепта - ты произвела "позиционирование" "креатив" и тому подобное.

11.10.2002 14:08 designer
2Евгения: А на работе впариваем "сгоревшую яишницу" клиенту?

11.10.2002 15:12 Мина
2Евгения: профессии "врач" нет, есть стоматолог, хирург, педиатор, терапевт, лор, гинеколог, проктолог (перечислять дальше или дальше поспорим о "профессии рекламист"?

11.10.2002 15:27 Евгения
designer: Клиент не муж:-) А вам не приходилось что либо ПРОПИХИВАТЬ клиенту? Если нет - вы счастливчик. Работая с очень консервативным клиентом, убеждать его на что-то большее, чем статья в газете "Правда" о его крутом производстве, не так уж и легко. По его мнению - любой креатив, или отход от традиций,это сгоревшая яичница. По этому на кухне я оттачиваю мастерство, а от любительской рекламы - черпаю вдохновение (хотя бы не так скучны, как некоторые профессиональные:((,

11.10.2002 15:31 Евгения
Мина: Рекламист,копирайтер, сценарист, бумагомаратель, сочинитель, исполнитель, забиватель, охамитель,насниматель, проявитель,оценитель, наплеватель:-)

11.10.2002 15:43 Мина, медиа артс
2Евгения:умниуа. Собственно та аналогия, которую хотелось провести

11.10.2002 15:48 Евгения
А еще еть очень профессиональные люди, которые навешивают рекламу и пропихивают ее месторасположение клиенту. Вот те - креативщики похлеще пирожковых. Недалее как сегодня утром мне довелось быть на Казанском вокзале. И томясь в ожидании прибывающего поезда я заметила рекламный щит, или щиток (так как он был маленький) принадлежащий "Хитону". представляете: невеста, озабоченная прилипанием (судя по тому что рекламировалось антистатическое средство). Так вот, господа профессиональные рекламщики, посудите что лучше - вывеска про пирожки оптом на дверях кафе и растяжка в людных местах с глупым, но понятным определенной категории людей текстом, или не понятная реклама на вокзале. К кому она обращена - невесты по поездам и вокзалам бегают редко, да и то не в свадебном платье, - не понятно. А размещали картинку рекламщики. (да и снято, ченстно говоря, фигово)

11.10.2002 15:54 Евгения
Мина: Спасибо, шаркая ножкой, сказала она и стыдливо опустила глазки:-)

11.10.2002 16:25 designer
По поводу сравнения "врача" и "рекламиста" хочу один умный мысль сказать: хороший врач должен хорошо представлять работу хирурга, педиатра, терапевта, лора, гинеколога, проктолога, равно как и хороший рекламист должен представлять что делает копирайтер, дизайнер, фотограф, сценарист. 2Евгения: Судить о качестве "Хитона" не могу, т.к. не видел, но почему Вы исключаете, что через вокзал ежедневно не может проходить сотни потенциальных невест и не все такие тупые, как Вы утверждаете. Если уж приводить пример идиотизма в рекламе, то на сегодняшний день хитом является реклама прокладок "Alldays" со слоганом "так удобно, что хочется носить не снимая" и висят эти сити-формат в самом центре Москвы на Тверской

11.10.2002 16:26 DDDim
Не далее как вчера видел щит 3*6. Зрение меня могло подвести, но... Вроде бы реклама отопительных систем. Логотип с (sic!) головой зайца. Слоган: "За котла ответишь". Побольше бы такой рекламы :) У меня бы улыбка с лица целый день не сходила.

11.10.2002 16:41 Евгения
designer ага, прокладки мы заметили:) Про невесту с Хитона я рассказала потому, что она (вся такая белая и пушистая) висела на грязном вокзале, где то поверх голов смотрящих вдаль встречающих и никак не обращая на себя внимание приезжающих. Да,идиотизм слогана прокладок на лицо (ха-ха или на другие места по выбору), но они привлекают к себе этим идиотизмом. Даже если бы вместо прокладок они нарисовали ежика с крылышками и слоганом: не подмочимый улет, то все равно это заметили и каким то образом отреагировали. А в моем случае, все грязно и просто не красиво. а невесту жаль - она то хотела как лучше:-)))

14.10.2002 11:20 Д-р Александер
Похоже у Вас, г-н Васюхин, период осеннего обострения латентной креативности. Иногда лучше молчать, чем нести околесицу. Тем более под видом "откровений маститого"...

14.10.2002 11:40 Sham Linked
2 Евгения супер! :)))))) 2 Мина Врач лечит рекламистов, рекламодателей, потребителя. А рекламист - разве что последних двух...

14.10.2002 13:23 AG
Здравствуйте, Влад! По поводу магии имён. Я сейчас занимаюсь постоянным набором персонала на невысокооплачиваемую и непрестижную работу. Скопилась некоторая статистика по именам - кто согласился прийти на собеседование, кто согласился и не пришёл, кто пришёл и начал работать, кто выдержал и работает. Среди последних, например, нет людей с редкими и "модными" именами, хотя эти люди да-а-а-леко не посредственности - работа, на самом деле, нелёгкая и требует как интеллекта, так и огромного оптимизма, терпения и трудолюбия - обзвон предприятий, продажи рекламных площадей. Так что при прчих равных об имени своего ребёнка стоит призадуматься.

15.10.2002 11:54 орлов
у нас в питере прокатывается жуткая реклама сети магазинов Керамический Рай. В этом раю проживают следующие монстры: Крануслик (суслик, с краном вместо члена и с ручками смесителя вместо....), Ваномот ( НОга ванны плавно переходящая в ногу гипопотама), Кракотаз ( стульчак с крокодильями зубами) и т.п. Смотришь на это рекламное творчество и дуваешь, но до какой же степени можно быть идиотом. Ни с эстетической, ни с с маркетинговой, ни с рекламной точке зрения -не работает.Но ангелы из Керамическтгт Рая это приняли.
Обсуждение закончено
Dolce Vita, 2011-2012 г.
Array
Карт-Бланш, 2007 г.
Array
Карт-Бланш, 2006 г.
Array
Рек-тайм, 2005 г.
Array
Лига чемпионов, 2004 г.
Array
Влад-Салат, 2003 г.
Array
Васюхин по пятницам, 2002 г.
27.12Выпуск сорок пятый, заключительный. Кто сказал, что надо бросить песни на войне? 
31
20.12Выпуск сорок четвертый. Бескомпромиссные итоги рекламного года 
66
15.12Выпуск сорок третий. А вы спешите делать добро? 
27
06.12Выпуск сорок второй. А вы пишете на деревню дедушке? 
26
29.11Выпуск сорок первый. Путешествие будет опасным? 
15
22.11Выпуск сороковой. Есть ли в России молодые львы? 
53
15.11Выпуск тридцать девятый. Сколько стоит свобода слова? 
34
01.11Выпуск тридцать восьмой. А вы - мафия? 
10
25.10Выпуск тридцать седьмой. В какой стране мы проснемся 1 января? 
24
18.10Выпуск тридцать шестой. Тина Баркалая захотела свободы? 
46
11.10Выпуск тридцать пятый. Что делать с тайными творцами? 
23
04.10Выпуск тридцать четвертый. Вы верите в магию имени? 
22
27.09Выпуск тридцать третий. Зачем вы, девушки, Масяню любите? 
39
20.09Выпуск тридцать второй. Поговорим о простоте? 
67
13.09Выпуск тридцать первый. Вы уже начали учить слова? 
45
06.09Выпуск тридцатый. А у вас-то какая миссия? 
26
30.08Выпуск двадцать девятый. Почему теплоход без намордника? 
48
28.08Выпуск двадцать восьмой. Секс в рекламе не нуждается? 
29
16.08Выпуск двадцать седьмой. Как насчет "еды и женщин на скорую руку"? 
43
09.08Выпуск двадцать шестой. В каком кино вы хотели бы жить и с кем? 
18
02.08Выпуск двадцать пятый. У вас какая карма по жизни? 
42
19.07Выпуск двадцать четвёртый. Поможет ли реклама российскому кино? 
20
30.06Выпуск двадцать третий. Когда мы начнем убивать драконов в самих себе?
23.06Выпуск двадцать второй. Вам хочется песен?
16.06Выпуск двадцать первый. Почему в России нет своего Огилви?
09.06Выпуск двадцатый. Почему рекламисты становятся рекламофобами?
02.06Выпуск девятнадцатый. Что бы вы сделали, если бы были Еленой Нарышкиной?
26.05Выпуск восемнадцатый. Нужен ли Тарковскому "Золотой орел"?
19.05Выпуск семнадцатый. Зачем вам фрукты с кладбища?
12.05Выпуск шестнадцатый. Вы хотите жить на Ландышевой улице?
05.05Выпуск пятнадцатый. Почему хот-дог не может быть холодным?
28.04Выпуск четырнадцатый. Вам фокусник не нужен? 
1
21.04Выпуск тринадцатый. Вы любите, когда к Вам пристают?
14.04Выпуск двенадцатый. А вы не мазохист?
07.04Выпуск одиннадцатый. Любите ли вы чеснок?
31.03Выпуск десятый. Зачем приватизировать словарь?
24.03Выпуск девятый. Почему ушел Виталий Власов?
17.03Выпуск восьмой. Почему люди любят, когда их облизывают?
10.03Выпуск седьмой. Все решает пиар?
03.03Выпуск шестой. Проживет ли Россия без рекламы?
24.02Выпуск пятый. Сколько стоит Алла Пугачева?
17.02Выпуск четвертый. Как назвать унитаз? 
1
10.02Выпуск третий. Сколько в России настоящих дизайнеров?
03.02Выпуск второй. Можно ли заказать вдохновение?
27.01Выпуск первый. Грешно ли заниматься рекламой? 
1
20.01Влад Васюхин решил тряхнуть стариной (интервью) 
1
© "ООО Состав.ру" 1998-2024

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов