Sostav.ru - Васюхин по пятницам - Выпуск третий. Сколько в России настоящих дизайнеров?
Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
  Сотка
   Владимир Путин обсудил с журналистами свою статью 
124
Реклама на Sostav.ru Сделать домашней страницей Контакты Sostav.ua Русская версия
Васюхин по пятницам
Версия для печати

Выпуск третий

Сколько в России настоящих дизайнеров?
Об этом и не только - интервью Влада Васюхина
с искусствоведом Сергеем Серовым

"Абсолютный авторитет в отечественном графическом дизайне", "единственный грwамотный и последовательный промоутер в нашей среде" - так писал о нем журнал "Как". На прошлой неделе известному московскому искусствоведу, президенту биеннале "Золотая пчела", руководителю Высшей академической школы графического дизайна Сергею Серову исполнилось 50 лет. Чем не повод встретиться, пропустить пару рюмок и поговорить?!

ВАСЮХИН.

Прежде всего, Сергей Иванович, примите мои поздравления, к которым, не сомневаюсь, в полном составе присоединится и sostav.ru. И это будет тот редкий случай, когда мнение колумниста совпадет с гласом народа!.. Здоровья и радости!

СЕРОВ. Спасибо… А я, пользуясь возможностью, сердечно благодарю всех коллег, разделивших мой праздник. И особенно, компанию "Линия График!", которая только что выпустила мою книгу. В ней представлены творческие портреты отечественных и зарубежных дизайнеров-графиков, педагогов и студентов в контексте событий и явлений художественной жизни двух последних десятилетий.

ВАСЮХИН. Ну, об этой "книге без картинок" - "Мои дизайнеры" - я вас еще расспрошу. А первый вопрос такой: многие ли из тех, кто освоил "макинтош" и называет себя "дизайнером", имеют на это право?

СЕРОВ. Конечно, нет. Это профессия штучная. Нельзя "работать дизайнером". Кроме ремесла и навыков, которые приобретаются, требуется искра Божия, талант... Вообще, эта профессия близка к профессии режиссера, когда важно объединить усилия других. Сам дизайнер может не уметь рисовать, фотографировать, проектировать шрифты, ничего не уметь, но все равно получать огромные гонорары за то, что он знает, зачем все это нужно в данном месте, за то, что умеет собрать все и всех под какой-то замысел, под данную задачку.
Дизайнер - профессия легкая, веселая и интересная, потому что она приносит окрыляющую радость творчества. Дизайнер - профессия тяжелая, соблазнительная и опасная, потому что здесь очень просто скатиться к пошлости, к бессмысленной суете и циничной продажности.

ВАСЮХИН. И все-таки, сколько сейчас в России дизайнеров с мировым именем или, несмотря на свою локальную известность, мирового класса? Короче, who is who?

СЕРОВ. Все зависит от контекста, ведь в рамках профессии существует специализация. Но, допустим, в элитарный суперклуб графического дизайна AGI, куда попадают только по внутренней рекомендации, это своего рода мировой дизайнерский Олимп, от России входят только трое: Чайка, Логвин и Сурков… Существует еще отечественная Академия графического дизайна, созданная в 1992 году и объединяющая мастеров международного класса, но там много имен, которые остались в прошлом. Допустим, Аркадий Троянкер. Его главные рекорды пришлись на 60-70-е годы, для внутренней арены то, что он делает в последнее время (например, журнал "Итоги" или нынешний "Журнал") это классно, а вот современно и актуально ли все это для международной?.. Или Михаил Аникст, который, живя в Англии, лет десять занимается капиталистической халтурой. Но, безусловно, они входят в "горячую двадцатку", наряду с Акоповым, Трофимовым или, скажем, молодыми мастерами - Гусевым и Эркеном Кагаровым.

ВАСЮХИН. Для вас, наверное, не секрет, что искусствовед Серов имеет репутацию человека пристрастного, что есть узкий круг "любимчиков" (кроме названной вами тройки Чайка-Логвин-Сурков, к ним можно отнести еще Юрия Гулитова), которых вы активно рекламируете…

СЕРОВ. Ну, да. Петр Банков так и заявил в своем журнале: "Сергей Иванович однолюб, и новым именам в его табели о рангах просто нет места, а новое время требует новых кумиров".

ВАСЮХИН. А тут - на обложке вашей книжки - десятки имен. Неужели все они - "ваши" дизайнеры?!

СЕРОВ. Мои! "Мои" дизайнеры - это те, кто стремится сохраниться в себе высший смысл творчества, ориентируясь на голос профессиональной совести, на строгий суд коллег. Кто участвовал в "моих" выставках и акциях. В книге собраны имена за 20 лет. Персональной селекцией я занимался еще тогда, когда дизайн назывался "прикладной графикой", "художественным конструированием", "технической эстетикой" и другими советскими псевдонимами.

ВАСЮХИН. К вопросу селекции. Должен ли дизайнер сам себя раскручивать? Или это дело арт-критиков, журналистов? Рука судьбы?

СЕРОВ. Кроме Логвина, других примеров самораскрутки я не знаю. И то - он такой шалопай по жизни, что весь его пи-ар не кажется мне тщательно спланированной акцией. Три четверти работ Андрей делает бесплатно, ради своего удовольствия… Другое дело Саша Гельман, его однокашник по Училищу им. 1905 года. Вот он, уехав из России, фантастически раскрутился, сделал себе карьеру в Нью-Йорке. В Нью-Йорке! Это уму непостижимо! На четверть этот успех состоит из его способностей, а остальное - целенаправленная работа по деланью карьеры. А делал он ее с застенчивой бесцеремонностью! То, что предпринимает Логвин для своего пи-ар, похоже на то, что делал Гельман, только Андрей все делает абсолютно безалаберно, зато органично… Впрочем, как Гельман сам мне однажды признался, из-за своей известности и модности он потерял огромное количество клиентов. Они думали: раз он такой крутой, то загружен работой и у него нет времени думать над их проектами.

ВАСЮХИН. Мне о подобном рассказывал Логвин: получив Госпремию, он тоже вдруг оказался без заказов...

СЕРОВ. Имя, биография и репутация не связаны с деньгами. Заказчикам на наш "гамбургский счет" часто плевать. Профессиональная репутация, она же формируется не заказами. Тот же Чайка зарабатывает в основном рекламной фотографией… Хотя, с другой стороны, сейчас - время рейтингов, время артикуляции и осмысления профессиональных ценностей, не всегда осознаваемых в будничной работе. И, по-моему, если дизайнер где-то засветился - на выставке ли, в конкурсе, пусть даже самом вшивом, то слава его найдет.

ВАСЮХИН. Но многие не участвуют ни в конкурсах, ни в выставках…

СЕРОВ. Да, текущая работа не позволяет отвлекаться. Или же дизайнеру жалко денег, которые он потеряет, упустит. Но в этом случае свой талант он закопает даже не в землю, а… в кучу денег. Он превратится в персонажа, который пишет в объявлениях: "Предлагаю все виды услуг за 24 часа". Вот это не "мой" дизайнер!

ВАСЮХИН. Работа в рекламе для дизайнера - зло или благо?

СЕРОВ. Это одно из мест приложения сил. Культурное место, где можно получить хорошие деньги. Это не абсолютное зло. Но при диком менталитете заказчиков ("клиент всегда прав", "деньги не пахнут") реклама часто губит таланты. Примеры? На Олимпе отечественного дизайна давно уже не появлялось новых имен - это и есть лучший пример. К сожалению, открытий, неожиданностей нет. В глухое советское время у дизайнеров, имена которых сегодня всем известны, старт был гораздо мощнее. И деньги никого не стимулировали… А сейчас море разливанное работы, дизайнер - одна из немногих профессий, на которую всегда есть спрос, а при этом не появляется молодых имен. Рынок легко соблазняет, легко дает деньги, но над дизайнером куча начальников, которая не дает ему свободы. И реклама, может быть, способствуя развитию дизайна - количеством, но не качеством, не способствует развитию дизайнеров, личностей.

ВАСЮХИН. Десять лет назад, чтобы как раз и способствовать развитию личностей, вы организовали в Москве уникальное событие - биеннале "Золотая пчела". Что с "Пчелой" сейчас?

СЕРОВ. "Золотая пчела" не была площадкой для наших дизайнеров. Это международная площадка. Она была сделана по правилам престижного профессионального турнира в Брно. Хотя, конечно, для российских профессионалов "Пчела" являлась гигантским мастер-классом, она вырабатывала культурный иммунитет против духа цинизма, пошлости и прагматизма. К сожалению, разрыв между потребностями отечественного рынка и уровнем Golden Bee достаточно велик. Состоялось пять биеннале, и проходили они не благодаря, а вопреки. Почти без денег, на энтузиазме. Сейчас проект закрыт.

ВАСЮХИН. Окончательно?

СЕРОВ. Да. И вот в эти часы и минуты клиническая смерть "Пчелы" переходит в физическую, потому что плановый срок проведения биеннале - 2002 год. Какое-то время поступали предложения из других городов и фишка, что "Пчела" перелетает в регионы была бы идеологически правильной. Но этого не случилось. Российские регионы еще больше оторваны от международного уровня: для них Москва как Нью-Йорк… "Пчела" улетела в никуда. Она была знаком времени, это было открытие профессионального мира. Шок мы пережили и успокоились. Такой роскошной "Пчелы", как последняя, пятая по счету, не было никогда, но и такой малопосещаемой тоже.

ВАСЮХИН. То есть пропал интерес к чистому искусству?

СЕРОВ. В какой-то мере, да. Кризис распахал профессиональное сообщество: всех, кто высовывался, он резко пригнул к земле, нужно было выживать. Гонка, соковыжималка, и мало кому удается найти баланс между плотью и душой. А "Пчела" требует полета...

ВАСЮХИН. Сергей Иванович! Отказавшись от "пчеловодства", чем вы будете заниматься в ближайшие 50 лет?

СЕРОВ. Преподавать. Открывать новые имена. Надо поставить на ноги Высшую школу графического дизайна. Это мой новый "остросюжетный приключенческий проект".

Обсуждение закончено
Dolce Vita, 2011-2012 г.
Array
Карт-Бланш, 2007 г.
Array
Карт-Бланш, 2006 г.
Array
Рек-тайм, 2005 г.
Array
Лига чемпионов, 2004 г.
Array
Влад-Салат, 2003 г.
Array
Васюхин по пятницам, 2002 г.
27.12Выпуск сорок пятый, заключительный. Кто сказал, что надо бросить песни на войне? 
31
20.12Выпуск сорок четвертый. Бескомпромиссные итоги рекламного года 
66
15.12Выпуск сорок третий. А вы спешите делать добро? 
27
06.12Выпуск сорок второй. А вы пишете на деревню дедушке? 
26
29.11Выпуск сорок первый. Путешествие будет опасным? 
15
22.11Выпуск сороковой. Есть ли в России молодые львы? 
53
15.11Выпуск тридцать девятый. Сколько стоит свобода слова? 
34
01.11Выпуск тридцать восьмой. А вы - мафия? 
10
25.10Выпуск тридцать седьмой. В какой стране мы проснемся 1 января? 
24
18.10Выпуск тридцать шестой. Тина Баркалая захотела свободы? 
46
11.10Выпуск тридцать пятый. Что делать с тайными творцами? 
23
04.10Выпуск тридцать четвертый. Вы верите в магию имени? 
22
27.09Выпуск тридцать третий. Зачем вы, девушки, Масяню любите? 
39
20.09Выпуск тридцать второй. Поговорим о простоте? 
67
13.09Выпуск тридцать первый. Вы уже начали учить слова? 
45
06.09Выпуск тридцатый. А у вас-то какая миссия? 
26
30.08Выпуск двадцать девятый. Почему теплоход без намордника? 
48
28.08Выпуск двадцать восьмой. Секс в рекламе не нуждается? 
29
16.08Выпуск двадцать седьмой. Как насчет "еды и женщин на скорую руку"? 
43
09.08Выпуск двадцать шестой. В каком кино вы хотели бы жить и с кем? 
18
02.08Выпуск двадцать пятый. У вас какая карма по жизни? 
42
19.07Выпуск двадцать четвёртый. Поможет ли реклама российскому кино? 
20
30.06Выпуск двадцать третий. Когда мы начнем убивать драконов в самих себе?
23.06Выпуск двадцать второй. Вам хочется песен?
16.06Выпуск двадцать первый. Почему в России нет своего Огилви?
09.06Выпуск двадцатый. Почему рекламисты становятся рекламофобами?
02.06Выпуск девятнадцатый. Что бы вы сделали, если бы были Еленой Нарышкиной?
26.05Выпуск восемнадцатый. Нужен ли Тарковскому "Золотой орел"?
19.05Выпуск семнадцатый. Зачем вам фрукты с кладбища?
12.05Выпуск шестнадцатый. Вы хотите жить на Ландышевой улице?
05.05Выпуск пятнадцатый. Почему хот-дог не может быть холодным?
28.04Выпуск четырнадцатый. Вам фокусник не нужен? 
1
21.04Выпуск тринадцатый. Вы любите, когда к Вам пристают?
14.04Выпуск двенадцатый. А вы не мазохист?
07.04Выпуск одиннадцатый. Любите ли вы чеснок?
31.03Выпуск десятый. Зачем приватизировать словарь?
24.03Выпуск девятый. Почему ушел Виталий Власов?
17.03Выпуск восьмой. Почему люди любят, когда их облизывают?
10.03Выпуск седьмой. Все решает пиар?
03.03Выпуск шестой. Проживет ли Россия без рекламы?
24.02Выпуск пятый. Сколько стоит Алла Пугачева?
17.02Выпуск четвертый. Как назвать унитаз? 
1
10.02Выпуск третий. Сколько в России настоящих дизайнеров?
03.02Выпуск второй. Можно ли заказать вдохновение?
27.01Выпуск первый. Грешно ли заниматься рекламой? 
1
20.01Влад Васюхин решил тряхнуть стариной (интервью) 
1
© "ООО Состав.ру" 1998-2024

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов