Sostav.ru - Васюхин по пятницам - Выпуск двадцатый. Почему рекламисты становятся рекламофобами?
Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
  Сотка
   Владимир Путин обсудил с журналистами свою статью 
124
Реклама на Sostav.ru Сделать домашней страницей Контакты Sostav.ua Русская версия
Васюхин по пятницам
Версия для печати

Выпуск двадцатый



Почему рекламисты становятся рекламофобами?

 

Скажи еще спасибо, что живой…
Владимир Высоцкий

  В контексте реальных трагедий, случающихся в России почти что круглосуточно (скажем, нынешнего наводнения на юге страны), любые сопли и вопли о "правильной" или "неправильной" рекламе, а так же о творящих ее креаторах, выглядят и глупо, и цинично, и абсурдно. Неполучение россиянами каннских "Львов" или безнадежное выпадение из так называемого мирового рекламного процесса, или чей-нибудь критический отклик на мою отстойную заметку, и т.д. и т.п. - все это такая искусственная, маленькая, точнее сказать, "масенькая" трагедия по сравнению со стихией, на фоне non-fiction.
  Но безумен мир, в котором мы обитаем. И каждый из нас, включая автора этих строк, добавляет свою толику сумасшествия в общий бурлящий котел.
  Поэтому сегодня, давайте-ка, поговорим о зеркале, на которое людям с дефектами внешности пенять, конечно, нельзя. То есть, о литературе. Лето ведь. И, как сказал когда-то Окуджава, "мне не хочется писать ни стихов, ни прозы…" Воистину так. Хочется валяться под соснами, в гамаке, с книжкой и квасом. Благо только что в продаже появился роман, который я рекомендую прочитать всем персонажам, связанным с рекламным бизнесом. А, прежде всего, юношам, обдумывающим житье. Тем, кто только поглядывает на сверкающие окна местных Мэдисон-авеню.
  Не знаю, как вас, а меня хлебом не корми - дай беллетристику, где главным героем выведен либо рекламщик, либо пиарщик. В прошлом году "Иностранка" порадовала отменным романом американца Кристофера Т. Бакли "Здесь курят" (Thank You for Smoking). А сейчас это же издательство выпустило довольно свежее произведение 37-летнего француза Фредерика Бегбедера "99 франков". О последнем и побалакаем.
  Вообще-то на этом месте я должен поставить жирную точку и назначить вам свидание через неделю, за которую вы успеете купить вышеупомянутую книжку, прочитать и сформулировать свое мнение. Тогда дискуссия получится полноценной. Но не будем тянуть кота за хвост: у одних не окажется времени, у других (нас ведь читают не только в Москве, Питере и Киеве) - плохо с книжной торговлей, третьим будет просто лень тащиться к полкам. Поэтому поступим так: я наковыряю для вас из бегбедеровского бестселлера несколько "изюминок", а вы скажите, что по этому поводу думаете.
  Хотя, возможно, кто-то эту книжку или ее сокращенный журнальный вариант уже читал. Например, Владимир Евстафьев, президент Российской ассоциации рекламных агентств, был от француза в восторге и сказал мне, что "Пелевин отдыхает".
  Бесспорно, Фредерик Бегбедер знает кухню рекламного ремесла лучше, чем автор "Generation П", ведь он десять лет в нем варился. Роман, вероятно, во многом автобиографичен. Издательство анонсирует его как "злую провокационную сатиру на рекламный бизнес", якобы он "безжалостно разоблачает этот безумный и полный превратностей мир, в котором все продается и покупается, все презирают друг друга и так бездарно растрачивают себя".
  Книжка во многом похожа на пелевинскую: главный герой "99 франков" - копирайтер крупного агентства, большой любитель кокаина, а текст постоянно перебивается сценариями рекламных роликов и слоганами (на мой вкус, более виртуозными, чем у Пелевина). Слоганы автор называет "цеплялками" или "титрами". Сюжет пересказывать не буду, иначе неинтересно читать. Но "99 франков" - сатира с элементами триллера - вполне может быть и учебником рекламы. Много живых конкретных деталей (к примеру, описание Каннского фестиваля рекламы или съемок ролика). За компанией по производству йогуртов "Манон" (на нее и работает герой) легко прочитывается "Данон". Упоминаются (как правило, в отрицательном или ироничном контексте) и реальные рекламные короли, допустим, Жак Сегела.
  Ну, а вот и обещанные цитаты. Только не подумайте, что роман целиком состоит из подобных сентенций и формулировок.

  "Я рекламист: да-да, это именно я загаживаю окружающую среду. Я - тот самый тип, что продает вам разное дерьмо. Тот, кто заставляет вас мечтать о вещах, которых у вас никогда не будет".
  "Сделать так, чтобы у вас постоянно слюнки текли, - вот она, моя наивысшая цель. В моей профессии никто не желает вам счастья. Ведь счастливые люди - не потребляют".
  "Я везде. Вам от меня не скрыться. Куда ни плюнь, всюду царит моя реклама. Я запрещаю вам скучать. Я мешаю вам думать. Терроризм, именуемый "новинкой", помогает мне впаривать вам пустоту".
  "Разве я виноват, что человечество решило заменить Господа Бога товарами широкого потребления?!"
  "Чтобы обратить человечество в рабство, реклама избрала путь въедливого, умелого внушения. Это первая в истории система господства человека над человеком, против которой бессильна даже свобода. Более того, она - эта система - сделала из свободы свое оружие, и это самая гениальная ее находка. Любая критика только льстит ей, любой памфлет только усиливает иллюзию ее слащавой терпимости. Она подчиняет вас в высшей степени элегантно. Все дозволено, никто тебя не тронет, пока ты миришься с этим бардаком. Система достигла своей цели: даже непослушание стало формой послушания".
  "Маркетинг - это демократия, поставленная с ног на голову, оркестр, командующий дирижером"
  "Креатив - это не то ремесло, где ты должен оправдывать свою зарплату; это такое ремесло, где твоя зарплата оправдывает тебя".
  "Рекламист - автор афоризмов на продажу. Я могу смертельно ненавидеть то, чем стал, но факт есть факт: лишь в нашем ремесле можно три недели подряд спорить до хрипоты о каком-нибудь паршивом прилагательном".
  "Прошло-пролетело то золотое времечко, когда рекламисты были безобидными шутами. Отныне это деловые люди - опасные, расчетливые, безжалостные".
  "Пунктуальный креатор не внушает доверия".
  "Никогда не забывай, что рекламодатели обращаются в агентства потому, что сами не способны выдавать идеи, страдают от комплекса неполноценности и втайне злобствуют. Поэтому креаторы должны их презирать: брэнд-менеджеры - все до одного - завистливые мазохисты. Они платят нам за то, чтобы мы их унижали".
  "Когда твой собрат креатор демонстрирует тебе удачный слоган, главное - не выдать своего восхищения. Напротив, скажи, что идейка дохлая, неходовая, или что она "с бородой", сто лет в обед, или что он скачал ее со старой английской рекламы. Зато, если он принесет тебе и впрямь дерьмовый титр, рассыпься в похвалах и притворись, будто сгораешь от зависти".
  "Креативный директор подобен краснодеревщику, которому заказчик велит изготовить колченогий стол, потому что ему так угодно, ведь платит он (хозяин - барин)".
  "Для того, чтобы сделать карьеру в рекламе, обязательно нужен враг, которого хочется раздавить, и, когда вдруг лишаешься столь необходимого стимула, чувствуешь себя дураком неприкаянным".
  "Эта поганая реклама все поставила с ног на голову: Ганди продает компьютеры Apple! Ты только вдумайся - святой, который не признавал никакой техники, одевался по-монашески и ходил босиком, превращен нашими стараниями в торговца информатикой!"
  "Реклама - виновница того, что народ выбрал себе в вожди Гитлера. Реклама призвана убеждать граждан, что ситуация нормальна, когда она катастрофически ненормальна".
  "Реклама - источник загрязнения нашей жизни".

  Напомню, что все цитаты принадлежат Фредерику Бегбедеру, автору провокационного романа "99 франков". Как вам?!

Обсуждение закончено
Dolce Vita, 2011-2012 г.
Array
Карт-Бланш, 2007 г.
Array
Карт-Бланш, 2006 г.
Array
Рек-тайм, 2005 г.
Array
Лига чемпионов, 2004 г.
Array
Влад-Салат, 2003 г.
Array
Васюхин по пятницам, 2002 г.
27.12Выпуск сорок пятый, заключительный. Кто сказал, что надо бросить песни на войне? 
31
20.12Выпуск сорок четвертый. Бескомпромиссные итоги рекламного года 
66
15.12Выпуск сорок третий. А вы спешите делать добро? 
27
06.12Выпуск сорок второй. А вы пишете на деревню дедушке? 
26
29.11Выпуск сорок первый. Путешествие будет опасным? 
15
22.11Выпуск сороковой. Есть ли в России молодые львы? 
53
15.11Выпуск тридцать девятый. Сколько стоит свобода слова? 
34
01.11Выпуск тридцать восьмой. А вы - мафия? 
10
25.10Выпуск тридцать седьмой. В какой стране мы проснемся 1 января? 
24
18.10Выпуск тридцать шестой. Тина Баркалая захотела свободы? 
46
11.10Выпуск тридцать пятый. Что делать с тайными творцами? 
23
04.10Выпуск тридцать четвертый. Вы верите в магию имени? 
22
27.09Выпуск тридцать третий. Зачем вы, девушки, Масяню любите? 
39
20.09Выпуск тридцать второй. Поговорим о простоте? 
67
13.09Выпуск тридцать первый. Вы уже начали учить слова? 
45
06.09Выпуск тридцатый. А у вас-то какая миссия? 
26
30.08Выпуск двадцать девятый. Почему теплоход без намордника? 
48
28.08Выпуск двадцать восьмой. Секс в рекламе не нуждается? 
29
16.08Выпуск двадцать седьмой. Как насчет "еды и женщин на скорую руку"? 
43
09.08Выпуск двадцать шестой. В каком кино вы хотели бы жить и с кем? 
18
02.08Выпуск двадцать пятый. У вас какая карма по жизни? 
42
19.07Выпуск двадцать четвёртый. Поможет ли реклама российскому кино? 
20
30.06Выпуск двадцать третий. Когда мы начнем убивать драконов в самих себе?
23.06Выпуск двадцать второй. Вам хочется песен?
16.06Выпуск двадцать первый. Почему в России нет своего Огилви?
09.06Выпуск двадцатый. Почему рекламисты становятся рекламофобами?
02.06Выпуск девятнадцатый. Что бы вы сделали, если бы были Еленой Нарышкиной?
26.05Выпуск восемнадцатый. Нужен ли Тарковскому "Золотой орел"?
19.05Выпуск семнадцатый. Зачем вам фрукты с кладбища?
12.05Выпуск шестнадцатый. Вы хотите жить на Ландышевой улице?
05.05Выпуск пятнадцатый. Почему хот-дог не может быть холодным?
28.04Выпуск четырнадцатый. Вам фокусник не нужен? 
1
21.04Выпуск тринадцатый. Вы любите, когда к Вам пристают?
14.04Выпуск двенадцатый. А вы не мазохист?
07.04Выпуск одиннадцатый. Любите ли вы чеснок?
31.03Выпуск десятый. Зачем приватизировать словарь?
24.03Выпуск девятый. Почему ушел Виталий Власов?
17.03Выпуск восьмой. Почему люди любят, когда их облизывают?
10.03Выпуск седьмой. Все решает пиар?
03.03Выпуск шестой. Проживет ли Россия без рекламы?
24.02Выпуск пятый. Сколько стоит Алла Пугачева?
17.02Выпуск четвертый. Как назвать унитаз? 
1
10.02Выпуск третий. Сколько в России настоящих дизайнеров?
03.02Выпуск второй. Можно ли заказать вдохновение?
27.01Выпуск первый. Грешно ли заниматься рекламой? 
1
20.01Влад Васюхин решил тряхнуть стариной (интервью) 
1
© "ООО Состав.ру" 1998-2020

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов