Sostav.ru - Васюхин по пятницам - Выпуск первый. Грешно ли заниматься рекламой?
Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
  Сотка
   Владимир Путин обсудил с журналистами свою статью 
124
Реклама на Sostav.ru Сделать домашней страницей Контакты Sostav.ua Русская версия
Васюхин по пятницам
Версия для печати

Выпуск первый
Грешно ли заниматься рекламой?

Для начала - цитата:
"Лично я бы сейчас рекламщиков за оградой хоронил, вместе с рекламируемой ими продукцией - стиральными порошками, таблетками от импотенции и тампаксами…"
Кто сказал?
Православный священник отец Иоанн сказал.
Буквально две недели назад, накануне светлого праздника Рождества. В интервью самой массовой московской газете. Корреспондент полюбопытствовал: отчего, мол, актеров раньше хоронили за пределами кладбища? Отец Иоанн растолковал этот "очень многогранный вопрос", а после вдруг - без комментариев - отправил за кладбищенскую ограду всех нас, адвокатов дьявола. И заодно почему-то закопал рядом ни в чем неповинные товары массового спроса. Ну, ладно, тампаксы, но чем ему "Ариэль" не угодил? Или батюшка предпочитает ходить в нестиранном и несвежем?..
Конечно, мертвые не потеют, но перспектива обрести последний приют у черта на куличках - согласно желанию о. Иоанна - меня почему-то не вдохновила. Вас тоже?
Успокойтесь!
Еще недавно о. Иоанн был известен как Иван Охлобыстин, сценарист, артист, репортер, телеведущий, соискатель депутатского мандата и - attention! - сочинитель рекламы и PR-концепций. Из культовой фигуры столичной тусовки он (человек, по-моему, талантливый и дерзкий) неожиданно превратился в служителя культа, был рукоположен. Сперва сию новость многие восприняли как скверный анекдот. В лучшем случае - неудачный парафраз цитаты из Бродского ("Письма римскому другу):
Помнишь, Постум, у наместника сестрица?
Худощавая, но с полными ногами.
Ты с ней спал еще… Недавно стала жрица.
Жрица, Постум, и общается с богами.

Так и Охлобыстин: растет человек. Делает карьеру. Беседует с небожителями. И сурово супит брови и грозит перстом, узрев среди заблудшей паствы тех, с кем еще вчера куролесил в клубе "Экипаж" - ненавистных ему авторов звонких фразочек или прелестных картинок. Персонажей, имевших наглость назвать себя креаторами. То есть, творцами.
Это английское слово и все производные от него я ненавидел всегда. И когда служил в рекламном агентстве, предпочитал представляться заказчикам как "творческий директор", а не, прости Господи, "креативный". А уж от вопроса: "Сколько стоит у вас креатив?" меня просто тошнит. Но это так, к слову.
Разберемся до конца с о. Иоанном, который (если верить предисловию к его интервью) общается с прессой исключительно с благословения самого Патриарха.
Выходит, устами Охлобыстина говорит православная, или как ее еще называют, ортодоксальная церковь? И деятельность на ниве рекламы она считает самой порочной, развратной, попирающей христианские идеалы?
Или же наш герой даже в рясе не может обойтись без эпатажа и разных штучек?
Не зря ведь в прошлом году, когда я заговорил об Охлобыстине с режиссером Тиграном Кеосаяном (они вместе учились во ВГИКе), тот заметил: "Ване я еще лет 13 назад сказал: завязывай играть в сумасшедшего! Поверишь когда-нибудь... Но он человек-перфоманс. Человек-бурлеск. Фонтан! И не надо его воспринимать по-другому. Он скрашивал мою юность, студенчество. И я могу только позавидовать, что и сегодня он не исчерпался, а продолжает фонтанировать..."
Может, так и надо? Фонтанировать, шокируя и пугая забредших на рекламное поле овец. И Охлобыстин - священнослужитель нового века и новой формации, а отнюдь не городской сумасшедший?..
Признаюсь, у меня сложные отношения с религией. Как и, вероятно, у многих из вас, читающих эти строчки. Но даже самый циничный, самый воинствующий безбожник из легиона рекламистов хотя бы раз в жизни задавал себе вопрос: не грешно ли мое ремесло?
В учебниках и пособиях этот вопрос вопросов формулируют гораздо мягче: социально-этические аспекты рекламной деятельности, ответственность рекламы перед обществом и т.д. Но разве от этого легче?
Разве случайно преуспевающий француз Жак Сегела, приведший к победе десяток президентов, и то назвал одну из своих книг покаянной строчкой: "Не говорите моей маме, что я занимаюсь рекламой. Она решит, что я - тапер в борделе".
Вы скажете, что не бывает профессий "грешных" и "праведных", а есть профессионалы и ремесленники (последние и компрометируют любое занятие).
Но почему же именно рекламу так не любит народ? Причем, не только пресловутая "тетя Мотя", чьим мнением можно спокойно пренебречь, а даже такие молодые интеллектуалы, как, скажем, солист Большого театра мировая звезда Николай Цискаридзе! И что самое неприятное: сильная неприязнь к рекламе распространяется, в первую очередь, на тех, кто ее делает, а не на тех, кто заказывает эту часто насквозь фальшивую музыку…
Кажется, выйди на улицу и спроси: чтобы бы вы запретили в первую очередь - рекламу или чеченскую войну? И большая часть граждан ответит, не задумываясь: рекламу!
И это не только сугубо российская ситуация. Я читал про одного графического дизайнера из Швейцарии, который бросил свою хлебную работу в агентстве, мотивируя это так: "Я перестал себя уважать. Я не могу целыми днями думать только над тем, как получше соврать".
А возьмите нашумевший роман Пелевина. Разве не мучился главный герой "Generation П" от того, что "мастерил для других фальшивую панораму жизни" и заставлял людей "глядеть в пламя потребления"? Помните, как этот копирайтер Татарский каялся: "Я плохо и неправильно живу, я знаю… Я ведь ничего больше не умею, как писать плохие слоганы. Но Тебе, Господи, я напишу хороший - честное слово. Они ведь тебя совершенно неправильно позиционируют".
И ведь, если помните, написал: "Христос Спаситель. Солидный Господь для солидных господ". Это фраза была долго популярна в рекламных кругах…
Вы не задумывались: почему сейчас у нас нет (или почти нет) социальной рекламы? Даже какого-нибудь безобидного "Позвоните родителям". Не говоря уже о "Русском проекте" с его окрыляющим "Все у нас получится". Что, клиенты дышат друг другу в затылок, отпихивают локтями и несут деньги мешками, а потому рекламистам не до продвижения абстрактных идеалов гуманизма и справедливости? И не грешим ли мы, не следуя "наивному" призыву: "Спешите делать добро"?
…Вы уже бросили читать? Или ждете ответа? Слишком много вопросительных знаков расставлено в этом тексте?
Честно скажу: у меня ответа нет. То есть, он имеется, но исключительно для внутреннего пользования. Я точно знаю, какие границы не переступлю. Никогда и ни за какой гонорар. А вот где эти границы у вас…

P.S.
В том же интервью Ивана Охлобыстина спросили: о каком личном подарке на Рождество он мечтает? "О четырнадцати фарфоровых зубах, взамен мною утраченных в автокатастрофе под Дублином", - признался о. Иоанн.
Ну, что же, господа хорошие, может, скинемся батюшке на зубы? Глядишь, начнет наш пастырь улыбаться, тщательно пережевывать пищу и станет добрее. И пропадет у него желание хоронить рекламщиков, как собак, за оградой смиренного кладбища…


24.10.2005 15:15 Олег
Случайно наткнулся на статью "Грешно ли заниматься рекламой?", и все же решил прокоментировать. Во-первых, прежде чем рассуждать о христианском учении, неплохо было бы с ним ознакомиться, знание одной рекламы недостаточно. Во-вторых, что касается о. Иоанна - есть такое понятие, как учение Церкви, а есть частное богословское мнение, а есть просто - частное мнение. И не стоит в данном случае в словах Охлобыстина видеть учение Церкви, отец немного погорячился, простите его. И в третьих - дело не продукции, которую вы рекламируете, а в механизмах, кнопочках, на которые нажимает хороший рекламщик, стараясь привлечь внимание потребителя. Вот тут можно говорить о разжигании или легком затрагивании в человеке его страстей (зависить от уровня рекламщика) - тщеславия, гордыни, зависти, похоти, чревоугодия, что там еще? Возьмите любой рекламный ролик, любую рекламную полосу, я имею в виду грамотную рекламу. Не обольщайтесь, не от вас зависит будет человек стирать свои вещи или нет. От вас зависит, какую марку порошка он выберет для этих целей и т.д.
Простите за резкий тон.
Обсуждение закончено
Dolce Vita, 2011-2012 г.
Array
Карт-Бланш, 2007 г.
Array
Карт-Бланш, 2006 г.
Array
Рек-тайм, 2005 г.
Array
Лига чемпионов, 2004 г.
Array
Влад-Салат, 2003 г.
Array
Васюхин по пятницам, 2002 г.
27.12Выпуск сорок пятый, заключительный. Кто сказал, что надо бросить песни на войне? 
31
20.12Выпуск сорок четвертый. Бескомпромиссные итоги рекламного года 
66
15.12Выпуск сорок третий. А вы спешите делать добро? 
27
06.12Выпуск сорок второй. А вы пишете на деревню дедушке? 
26
29.11Выпуск сорок первый. Путешествие будет опасным? 
15
22.11Выпуск сороковой. Есть ли в России молодые львы? 
53
15.11Выпуск тридцать девятый. Сколько стоит свобода слова? 
34
01.11Выпуск тридцать восьмой. А вы - мафия? 
10
25.10Выпуск тридцать седьмой. В какой стране мы проснемся 1 января? 
24
18.10Выпуск тридцать шестой. Тина Баркалая захотела свободы? 
46
11.10Выпуск тридцать пятый. Что делать с тайными творцами? 
23
04.10Выпуск тридцать четвертый. Вы верите в магию имени? 
22
27.09Выпуск тридцать третий. Зачем вы, девушки, Масяню любите? 
39
20.09Выпуск тридцать второй. Поговорим о простоте? 
67
13.09Выпуск тридцать первый. Вы уже начали учить слова? 
45
06.09Выпуск тридцатый. А у вас-то какая миссия? 
26
30.08Выпуск двадцать девятый. Почему теплоход без намордника? 
48
28.08Выпуск двадцать восьмой. Секс в рекламе не нуждается? 
29
16.08Выпуск двадцать седьмой. Как насчет "еды и женщин на скорую руку"? 
43
09.08Выпуск двадцать шестой. В каком кино вы хотели бы жить и с кем? 
18
02.08Выпуск двадцать пятый. У вас какая карма по жизни? 
42
19.07Выпуск двадцать четвёртый. Поможет ли реклама российскому кино? 
20
30.06Выпуск двадцать третий. Когда мы начнем убивать драконов в самих себе?
23.06Выпуск двадцать второй. Вам хочется песен?
16.06Выпуск двадцать первый. Почему в России нет своего Огилви?
09.06Выпуск двадцатый. Почему рекламисты становятся рекламофобами?
02.06Выпуск девятнадцатый. Что бы вы сделали, если бы были Еленой Нарышкиной?
26.05Выпуск восемнадцатый. Нужен ли Тарковскому "Золотой орел"?
19.05Выпуск семнадцатый. Зачем вам фрукты с кладбища?
12.05Выпуск шестнадцатый. Вы хотите жить на Ландышевой улице?
05.05Выпуск пятнадцатый. Почему хот-дог не может быть холодным?
28.04Выпуск четырнадцатый. Вам фокусник не нужен? 
1
21.04Выпуск тринадцатый. Вы любите, когда к Вам пристают?
14.04Выпуск двенадцатый. А вы не мазохист?
07.04Выпуск одиннадцатый. Любите ли вы чеснок?
31.03Выпуск десятый. Зачем приватизировать словарь?
24.03Выпуск девятый. Почему ушел Виталий Власов?
17.03Выпуск восьмой. Почему люди любят, когда их облизывают?
10.03Выпуск седьмой. Все решает пиар?
03.03Выпуск шестой. Проживет ли Россия без рекламы?
24.02Выпуск пятый. Сколько стоит Алла Пугачева?
17.02Выпуск четвертый. Как назвать унитаз? 
1
10.02Выпуск третий. Сколько в России настоящих дизайнеров?
03.02Выпуск второй. Можно ли заказать вдохновение?
27.01Выпуск первый. Грешно ли заниматься рекламой? 
1
20.01Влад Васюхин решил тряхнуть стариной (интервью) 
1
© "ООО Состав.ру" 1998-2020

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов