Sostav.ru - Рек-тайм - Андрей Васильев: о кухне «Коммерсанта» и не только о ней. часть 2
Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
  Сотка
   Владимир Путин обсудил с журналистами свою статью 
124
Реклама на Sostav.ru Сделать домашней страницей Контакты Sostav.ua Русская версия
Рек-тайм
Версия для печати

Андрей Васильев: о кухне «Коммерсанта» и не только о ней.

Вторая серия.

Итак, как и было обещано в пятницу, сегодня вам прелагается вторая часть выступления Андрея Васильева, генерального директора и шеф-редактора объединенной редакции ИД «Коммерсантъ», на Киевском международном фестивале рекламы.





Напомню, тема его выступления была сформулирована как  «Журналистика – реклама – PR: конфликт интересов и точки соприкосновения». Начало читайте в 25-м выпуске «Рек-тайма».

И прежде, чем передать микрофон Андрею Витальевичу, позволю себе выразить тяжелое недоумение. Я и представить себе не мог, что среди читающих Состав, если судить по откликам на первую порцию текста, окажется столько активных ненавистников влиятельной и, на мой вкус, самой лучшей газеты России! Или все желчные отклики строчили исключительно конкуренты «Ъ» из других СМИ, или неладно что-то в рекламном королевстве с демократическими взглядами. Удивили вы меня, товарищи…

«И ТОГДА РЕКЛАМОДАТЕЛЬ НИКУДА НЕ ДЕНЕТСЯ…»

– Был такой случай: появилась в газете «Ведомости» статья, причем очень хорошая, про то, как фирмы luxury растамаживают свои брюлики. Статья серьезная, аргументированная, масса фактов. Я это читал с интересом как читатель и с завистью как руководитель СМИ. На этом рынке у нас существуют два крупнейших игрока, оба мои как бы приятели. А друг друга они очень не любят. И вот они, не сговариваясь, позвонили мне: «Слушай, ты можешь это прокомментировать у себя?» Я с обоими встретился. «Ну, это же точно заказ!» – говорят.

«Конечно, информацию слила таможня, – отвечаю я. – Зачем ей это нужно, не представляю. Но в газете с ней поработали здорово: нашли информационный повод, позвонили вам, задали правильные вопросы, вы это как-то объясняли... Я понимаю, эта статья вам вредит. И хорошо, что информация пришла не нам, а «Ведомостям»: я бы мучился, потому что вы – мои личные приятели. Но я бы недолго мучился и все равно бы ее опубликовал. Я не мог бы ее не напечатать, потому что это очень хорошая статья. И, наверное, были бы неприятности…»

Но! «Ведомости» издает Independent Media, а у этого издательского дома полно глянцевых журналов – Cosmopolitan и так далее. И после этой публикации в «Ведомостях», я разговаривал с одним из директоров Independent. Какие, говорю, вы молодцы, напечатали такую классную статью!.. «Правильно, – отвечает, – Мы – молодцы, но после мы так пресмыкались перед этими рекламодателями, вылизали им все плинтуса и скидки опустили ниже низкого, только чтоб они у нас в глянце остались…»

Существует такая проблема. И это говорит о некачественном подходе к сотрудничеству. Потому что в принципе, как идеалист скажу, средство массовой информации нужно выпускать лишь для того, чтобы оно было интересным. Тогда у него будет большая аудитория. Если оно правильно позиционировано, у него будет правильная аудитория. И никакой рекламодатель, для которого эта аудитория важна, никуда не денется!

И если мы изначально контракт нашего общения заключим на таких основаниях, то гораздо проще будем относиться к возможным последствиям публикаций.

«ВЫГОДУ ПОСЧИТАТЬ ПРОСТО…»

– Существует еще такой вид бизнеса: приходят из какого-нибудь СМИ к крупному руководителю и говорят: «Есть вот такой материал про вас, но мы можем его не публиковать». То есть, зарабатывают деньги на не-публикации материала. Достаточно распространенная вещь! Мне, например, жаловался на это руководитель одной из крупнейших наших сотовых компаний. И он говорит: «Мы на это идем. Выделяем бюджеты, потому что нам эти публикации невыгодны».

И что с этим делать?! А ничего!..

Он говорит: «Бюджет, который мы этим газетенкам даем, он идет у нас как взяточный. А серьезные бюджеты, которые мы планируем и где эффект просчитываем, идут изданиям, так не поступающим». А выгоду посчитать очень просто. В «Коммерсанте», скажем, рекламная полоса стоит 24 тысячи долларов без НДС, а в Москве за взятку можно разместиться в какой-нибудь якобы газете за три тысячи долларов. Легко! Вот, собственно, и весь сказ.

«ФРИДМАНУ Я БОЛЬШЕ РУКИ НЕ ПОДАМ!»

– «Коммерсантъ» заходит на Украину (регулярный выпуск газеты «Коммерсантъ-Украина» запланирован на середину лета 2005 года – В.В.). Мы отдаем себе отчет, что не можем делать это малыми силами. Здесь будет полноценная редакция, офис, деньги. А у «Ъ» деньги есть. И когда мне говорят: «Это вам Березовский велел!»… но я-то знаю, что просто мы в Москве аккумулировали средства и затянули пояса и можем себе это позволить. 

Кстати, когда ехал на это выступление, мне позвонило «Эхо Москвы» и сообщило, что в суде принято решение, что «Альфа-банк» возвращает нам 10 миллионов долларов, которые он у нас неправильно отсудил. И если уж я упомянул про «Альфа-банк»…

Сама эта история (иск «Альфа-банка» к «Ъ» после публикации 7 июля 2004 года статьи «Банковский кризис вышел на улицу», ряд фактов которой банк счел не соответствующими действительности – В.В.) для меня очень неприятна! Не то, чтобы денег жалко, это понятно. Фридман (президент «Альфа-групп» – В.В.) – мой приятель, а ему никогда больше руки не подам… Но при этом «Альфа-банк» по-прежнему является нашим рекламодателем. В Москве они чуть-чуть свернули бюджет, но в регионах – нет. Более того, они участвовали в тендере на спонсорский пакет нашего ежегодного издания «Коммерсантъ-Рейтинг». Правда, они его проиграли, денег у них не хватило… А мы, со своей стороны, являемся их клиентами по страхованию. «Ъ» страхуется в «Альфа-Страховании».

Мои человеческие отношения с людьми из этой конторы испорчены, а как бизнесмен, позволю себе право так себя назвать, я не имею права разрывать с ними отношения. Да и они, видимо, тоже не считают нужным разрывать отношения с нами. О чем это говорит? О какой-то все-таки цивилизованности нашего рынка.

Когда случилась эта история, я даже лекции читал перед нашими журналистами: «Ребята, я все понимаю, нам нанесли большой урон, но мы должны писать об «Альфа-банке» так же, как и раньше. Тем более, это крупный ньюс-мейкер, у них много структур: «БиЛайн», магазин «Перекресток», ТНК BP и так далее. И в каждом номере газеты есть заметка, а то и несколько, про структуры «Альфа-групп»…»

И я убеждал людей, что наш читатель и вообще весь бизнес, очень внимательно будут читать статьи, посвященные «Альфа-групп», и никто не должен упрекнуть нас, что мы изменили свое виденье их проблем. Как неприятных, так и приятных. И должен сказать, это дается нам с переменным успехом, потому что была нанесена обида. Не лично мне, а журналистам – их обвинили, что они сделали заказную статью. Обвинили на весь мир. И требовать от людей, чтобы они об этом забыли, тяжело. Надо требовать, но тяжело...

У нас в редакции есть группа proof-readers, это такие внутренние цензоры, на самом деле, и они цензурируют заметки, в том числе, и на предмет «джинсы», и расхождений с журналистскими принципами. И я им дал указание внимательнейшим образом отслеживать статьи про «Альфа-группу», чтобы не было подспудной заказухи.

К чему я это говорю?..









«ЛЮБИТЕ ЖУРНАЛИСТОВ!..»

– Любое СМИ делают не начальники, а журналисты, а это живые люди со своими симпатиями и антипатиями. Журналист зависит от бизнеса как от поставщика информации. Грубо говоря, ему не рассказали страшную банковскую тайну, а его коллеге из другой газеты рассказали, и тот написал статью, а этого уволили. Поэтому журналист должен любить своих ньюсмейкеров, а они должны любить его.

И когда мне начинают жаловаться на журналистов, а это бывает сплошь и рядом, я отвечаю: «Я же не могу бросить все и отслеживать только заметки «про вашего мальчика»! Вы же, насколько я знаю, поссорились с нашим корреспондентом, куда-то его не пустили, что-то ему не рассказали, а рассказали другому. Вот отсюда и все корни. Попробуйте помириться».

Могу сказать, что для меня открытая дружба какого-нибудь нашего журналиста с каким-нибудь миллионером, олигархом-ньюсмекером является залогом объективности информации. Потому что нет ничего более разрушительного для такого рода дружбы, чем заказуха. Ведь если журналист находится во вполне дружеских и честных отношениях с бизнесменом и что-то заказное о нем опубликует, то бизнесмену этого покажется мало, он тогда начнет требовать. А журналист, естественно, потребует за это денег…

Отследить это невозможно. Тем более, специфика «Ъ», его бизнес-блока, такова, что ведущие той или иной темы разбираются в ней лучше меня или главного редактора. Обмануть меня нетрудно. Тем более, если статья умная, а не явная «джинса»... «Ну и что, жалко тебе, что ли?! – спросите. – Если не видно невооруженным глазом, то и пусть джинсует».                                

Нет, это не так! Потому что это – репутация издания, и потом оправдываться, что я такой хороший, а это у меня журналист продажный… Во-первых, никто не поверит, во-вторых, какой же ты начальник, если у тебя работает такой плохой журналист?!

«ПРАВИЛЬНО СРАБОТАЛИ!..»

Какая еще есть методология сотрудничества между журналистикой, которая априори приносит бизнесу одни неприятности, и бизнесом, который от нее этих неприятностей все время ждет?

Существуют PR-агентства. Они работают и с «Ъ». Для того, чтобы не делать им рекламу, не буду их называть. Начальники некоторых агентств – мои приятели. И очень часто темы или структуры, лоббируемые этими агентствами, попадают на наши полосы. В том числе и на первую. В этих агентствах работают менеджеры, которые разбираются в газете, в ее интересах и темах порой лучше, чем сами журналисты. И когда у них появляется интересная для газеты и выгодная для клиента информация, они приходят к нам – вовремя, на эксклюзивной основе. И появляется заметка. Я ничего страшного в этом, честно говоря, не вижу. Правильно сработали!

По-моему, смысл PR-агентства – быть связующим звеном между бизнесом и газетой. Допустим, им надо поместить интервью с неким человеком. Нам это интервью не нужно, а «Известиям» оно очень хорошо. И опытный пиарщик это поймет, и к нам соваться не будет, а придет туда, ему еще и «спасибо» скажут.

Больше того, когда ко мне приходит крупный рекламодатель и говорит: «Не могли бы вы сделать заметку на такую-то тему или просто за нами последить?», я, если тема нам неинтересна, отвечаю: «Ребята, вот идите в это пиар-агентство, я прямо при вас им позвоню, они вас возьмут на обслуживание, и уверяю, все у вас будет в шоколаде. Потому что они умеют работать со СМИ». Это, кстати сказать, редкая профессия – качественный пиарщик. Только не подумайте, что мы получаем за эту рекомендацию «откат» от PR-агентств!..






14.06.2005 08:48 Веня
Странное, "правильное" отношение к конфликту с Альфа-банком как-то диссонируется с выпуском протестного номера. Или это журналисты уговорили?

14.06.2005 08:57
Веня, протестный номер - это выплеск эмоций, а всё остальные номера - это работа.
Очень приятный текст. Умный. Отличный финал про то, что такое ПР.

14.06.2005 09:14 Веня
Да я не про это... Я тоже считаю Ъ самым лучшим изданием на сегодняшнем рынки СМИ :) И вообще "Ъ" это неотъемлеммая часть всего российского бизнеса. Его, так сказать, знак.
Но по моему мнению, протестный номер очень сильно уронил имидж. Это было похоже на то как моська лает на слона. И при том, что Васильев, совершенно адекватно отреагировал на возможные редакторские изменения. Кто же тогда принял решение о выпуске того номера?

14.06.2005 10:39 Dal
"Белый и пушистый Васильев"...
Генеральный директор (!) издательского дома рассказывает, как они независимы и не прогибаются под рекламодателя! Это байки для первокурников факультетов журналистики и связей с общественностью.
"Не верю!" К.С.Станиславский

14.06.2005 12:07 Коллега
Очень хороший материал. И неожиданный, спасибо, Влад!

14.06.2005 14:46
Интересно почитать мысли умного человека, а про имоции, так мы все люди и от этого никуда не деться.

14.06.2005 14:47 Лена
да, приятно читать профессионального человека. ВВ прав - "Коммерсантъ" - лучшая газета такого формата в России. Начинала его читать давно. Сейчас нет времени, но когда он попадает в руки - всегда получаю удовольствие.

14.06.2005 15:07 там где собака порылась
2 Влад
А вы разделите пожалуйста Коммерсантъ как безусловно лучшую газету России и текст выступления Васильева да еще с учетом контекста и ситуации этого доклада. А то выходит, что раз Ъ лучшая газета России, то и любая критика какого-либо выступления его руководства - это уже проявление ненависти.
Ну а если Васильев действительно перегнул палку в плане саморекламного назидательного тона. а люди здесь в Москве не разделяют Ваше сверхпозитивное восприятие его доклада?
Хотя и для украинских аборигенов такой тон тоже вряд ли был уместен.

14.06.2005 17:53 Сергей
да, особенно интересно в свете этого Ссылка

14.06.2005 18:07 да-а-а-а
Остается надеяться, что БАБ не станет превращать Ъ впреддверии выборов в боевой листок оппозиции. Если это произойдет, то Ъ ждет судьба НТВ...

14.06.2005 18:21 Леонид
Эмоции эмоциями, а капиталы делают свое дело. БАБ не будет ссорится с Альфой из-за своих сотрудников. Да, они сделали лучшую газету, но нужно, чтобы она стала еще лучше.
Влад, вовремя Вы все написали... )))

14.06.2005 18:46
Васильев говорит совершенно правильные вещи и честность журналистов и редакции по отношению к читателю не вызывает сомнений. Как читателю мне это очевидно. Но говорит Васильев как-то неубедительно, будто оправдывается. Ъ - издание действительно самое яркое из политико-экономических. Но иногда оно забывается и репутация его страдает...не из корысти.

14.06.2005 18:47 Оказия
Влад, а Вы опасный человек. Березовскому не понравился Ваш материал, вот он всех и уволил. Вам пора переходить на администрацию президента. Напишите про Чубайса и про реформу энергетического сектора. Глядишь, дело сдвинется!

14.06.2005 18:48 Марона
Ха, а вы еще спрашивали, зачем Влад разрешение у Васильева спрашивал на публикацию. А теперь вот и не подкапаешься :)

14.06.2005 19:31 Nyce
А бы сейчас колонку переназвала бы в Рок-тайм.

14.06.2005 20:35 Хасид
24 тысячи бакинских да без НДС... БАБ платил, когджа свои пасквили публиковал? Хакамада платила? А про Альфу... Господа, так не бывает, чтоб рыба была второй свежести. ход был просчитан и согласован с БАбом, которому Фридман - кость в горле. Только выглядело все это очень жалко и натужно. Не 1991 год!

14.06.2005 20:37 Хасид
И про отсутствие джинсы в Коммерсе... Ага, конечно!
Обсуждение закончено
Dolce Vita, 2011-2012 г.
Array
Карт-Бланш, 2007 г.
Array
Карт-Бланш, 2006 г.
Array
Рек-тайм, 2005 г.
23.09Давайте делать паузы в словах 
26
08.09Игорь Ганжа и его "КреаКтив" 
164
02.09Крис Алдхаус: "Реклама и искусство сегодня сливаются…" 
15
18.08Лысая певица 
31
12.08И леса нет – одни деревья... 
115
09.08Цель – Церетели? Ну-ну… 
177
21.07«Золотой барабан»: кто полетит за «Никой»? 
17
14.07Кликотерапия 
37
30.06VIP'ы слетелись на "Муху" 
31
27.06КАННСКИЙ ДИАГНОЗ 
50
17.06Каннский прогноз 
22
14.06Андрей Васильев: о кухне «Коммерсанта» и не только о ней. часть 2 
17
10.06Андрей Васильев: о кухне «Коммерсанта» и не только о ней. часть 1 
40
07.06Пузата хата, или Бурная жизнь Киева 
105
26.05Нужны ли гусару сомненья?.. 
19
20.05Первый ADCR Awards: лучшим российским рекламистам раздали сперматозоиды 
208
19.05Бенжамин Бенимана: «Я приехал в Россию со словом «нет»…» 
45
13.05Майкл Конрад в мире избыточной коммуникации 
11
28.04Казус Грымова 
186
26.04Фестиваль с областной судьбой 
29
21.04Игорь Мельников: "Простота лучше воровства..." 
25
14.04Александр Алексеев, президент ADCR: «Узок круг профессионалов…» 
17
31.03Премия и прения 
80
24.03Кино и немцы 
27
10.03Не воруйте наших пчел! 
27
03.03"Too Old to Rock-n-Roll…" 
72
24.02Автора "99 франков" заставили говорить по-русски 
61
21.02Король и кетчуп: Эмир Кустурица - режиссер "Родной речи" 
34
17.02Вадим Дымов против негритянской женщины 
63
15.02Что дал "Да…Ёж"? 
81
10.02Фестиваль "Идея!" - Владу Васюхину: "Все у нас получится!" 
12
03.02Фестиваль "Идея!": судьба репатрианта 
43
27.01Иван Суворов: «Я – не Суворов!» 
34
25.01Epica Awards - русскому космонавту. Репортаж из Будапешта 
30
20.01Спасите Пресняковых! 
42
17.01Bad Мороз 
38
13.01Fish'ка в банке 
67
24.12ВРЕМЯ ЧИТАТЬ "РЕК-ТАЙМ"! 
46
Лига чемпионов, 2004 г.
Array
Влад-Салат, 2003 г.
Array
Васюхин по пятницам, 2002 г.
Array
© "ООО Состав.ру" 1998-2024

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов