Король и кетчуп: Эмир Кустурица - режиссер "Родной речи"
То ли сработал испорченный телефон, то ли организаторы изящно слукавили, но в минувшую пятницу, отложив все дела и вымыв шею, я помчался на Зубовский бульвар, 4. На пресс-конференцию с участием культового кинорежиссера Эмира Кустурицы. Это я так думал, что бегу на пресс-конференцию Кустурицы. А Эмир об этом и знать не знал, находясь за сотни километров от РИА "Новости".
То, что с Кустурицей облом, я понял, влетев в зал: на задних рядах жалась горстка граждан. Ни одной телекамеры. Я плюхнулся на пустой первый ряд (второй, третий и четвертый тоже были девственно пусты) и с тоской стал читать таблички на столе президиума. Кустурицей и не пахло. Зато таблички обещали даму с загадочным именем Милада Геннадьевна.
Как выяснится позже, Милада (не Милена и не Миледи!) Гудкова из компании "Балтимор" несколько дней назад своими глазами видела живого мэтра кино. В горах Сербии, где он снимал 30-секундный рекламный ролик по заказу этого самого "Балтимора". Да, господа, свершилось! Дожили. Теперь обладатель одного из самых громких в мировом кино имен снимает рекламу для российской бакалеи.
Субботний "Ъ" уже разразился язвительным заголовком: "Эмир Кустурица вляпался в кетчуп". Электронные СМИ оказались более гуманны: ну, вляпался, с кем не бывает, деньги не пахнут, а для нас это событие. Ведь никогда еще выдающиеся зарубежные режиссеры не тратили свой талант на русский брэнд.
То, что крупные мастера - от Феллини и Куросавы до Скорцезе и Н.С.Михалкова - работали в рекламной индустрии, мало для кого секрет. Но даже знаменитые сыновья гимнописца снимали по заказу Запада: Никита Сергеевич - итальянцам (хотя и в России), Андрей Сергеевич - американцам (и, если судить по его мемуарам, не им одним). Но с русскими заказчиками до автора "Андеграунда" и "Аризонской мечты" никто из "священных чудовищ" кинематографа еще не связывался.
Идея пригласить именно Кустурицу лежала на поверхности: "Балтимор" придумал новую торговую марку - кетчуп "Цыганский" (неймингом занимался сам председатель совета директоров Алексей Антипов), а агентство "Родная речь" (Наталья Богомолова с коллегами) сочинило сценарий, который нужно было снимать только а'ля Кустрица. Но зачем требовать от других режиссеров (без имени и, в общем, без судьбы) клонировать манеру сербского затейника, если можно припасть к первоисточнику. Поскольку "лучше него про цыган никто не снимает". Обратились, благо Эмир зачастил в Москву: то на ММКФ с новым фильмом "Жизнь есть чудо", то на гастроли со своим No Smoking Orchestra. Гений прочитал сценарий и неожиданно согласился.
Для Кустрицы ролик для "Балтимор" - чуть ли уже не двенадцатый рекламный опус в его карьере. Говорят, на гонорары от рекламы он построил у себя на родине целую деревушку, такой Барбизон для творческих людей. Именно в этом живописном местечке Мечавник и снимали несколько дней назад историю про то, как в ярмарочный день один цыган купил плохого коня вместо хорошего. Причем тут кетчуп? Не знаю.
Ролика мы не видели: именно сейчас идет его монтаж. Но нам рассказали о необыкновенно творческой атмосфере, царившей на площадке, о хорошем отношении к русским и дважды показали "фильм о фильме", из которого мало что понятно. Выходя с пресс-конференции, один мой коллега, человек умный и тонкий, вздохнул: "Если и ролик будет такой же, то мне уже не нравится…"
Не будем торопиться с выводами. Премьера назначена на 21 марта. Эфирить Кустурицу будут по десяти каналам в течение пяти недель, а за неделю до этого начнут интриговать, запустив анонс "нового фильма культового режиссера". Затея насколько оригинальная, настолько и опасная: наивная часть аудитории будет страшно раздосадована, увидев в час назначенный вместо очередных похождений "Белой кошки, черного кота" рекламу кетчупа.
Кстати, Кустурица сам написал музыку для ролика - такую похожую на все мелодии его группы задорную унца-унца-дрим-ца-цу.
Итак, если раньше "Балтимор" повышал благосостояние локальных знаменитостей - питерских актеров Стоянова и Олейникова и студии "Позитив", которая выпускает программу "Городок" (и "наш помидорный спонсор" не собирается бросать это сотрудничество), то теперь он обогатил мировую звезду. На сколько - секрет. Руководство "Балтимора" и "Родной речи" в один голос заявило, что исключительно по просьбе Кустурицы, бюджет ролика и гонорар режиссера не разглашаются. Это наводит на крамольную мысль, что гонорар был выплачен черным налом, а Эмир - не самый страстный любитель платить налоги.
На пресс-конференции устроители настойчиво расхваливали кетчуп "Цыганский", который, несмотря на спорное название ("Ко всему цыганскому отношение негативное") представляет собой уникальный продукт с семенами белой горчицы. Та самая Милада Гудкова несколько раз сетовала на стоявшую перед ними сложную проблему: "прокоммуницировать уникальность продукта". Но "балтиморовцам" и их пиарщикам почему-то и в голову не пришло дать журналистам попробовать этот раритет. Наверное, все деньги ушли Кустурице, так что даже не хватило на скромный кофе-брейк или бутылочку хваленого "Цыганского" для журналистов. Более того, средств не хватило даже на пресс-релиз. И при этом "Балтимор", по словам его руководства, контролирует половину российского рынка кетчупа! Может, они просто жадные?..
На вопрос о предполагаемых продажах "Цыганского", руководитель "Балтимора" ответил лаконично: "За продажи боюсь…" Но, в любом случае, сотрудничество с Эмиром Кустурицей можно лишь приветствовать. Это блестящий пиаровский ход (о качестве ролика поговорим через месяц). У России будет чем удивить в этом году жюри международных фестивалей рекламы!
Есть версия, что следующий ролик "Балтимора" снимет Квентин Тарантино. После искусственной кровушки, пущенной на Kill Bill, он вполне может поработать и с кетчупом...
Загадкой остаётся только одно... Насколько тепло или холодно потребителю от всей этой замечательной "самодеятельности"?
Ну допустим, кетчуп "от Кустурицы" народ захочет распробовать... А вот кетчуп "ролик для которого снял Кустурица" - вряд ли...
:) Назвали бы уж тогда кетчуп "Bohemian"
:)
21.02.2005 09:00Федор Гет
Жаль, Пазолини не дожил....
21.02.2005 09:25
а причем здесь Arisona Dream?
21.02.2005 09:57коллега
То 09:25: для особого понятливых: Кустурица - режиссер "Аризонской мечты" (1993). Автор, чтобы не писать все время: Кустурица, Кустурица, Кустурица, заменяет его фамилию синонимами: "сербский гений", автор "Андеграунда" и "Аризонской мечты" и т.д. Обычный журналистский прием.
21.02.2005 10:05
спасибо.
просто выпадает полностью из "цыганщины", хотя и Брегович.
21.02.2005 10:18св.
Есть ощущение, что может появиться жизнеспособный средний ролик. Снятый за десять номинальных стоимостей)
21.02.2005 10:19Лукьяныч
Ладно вам злорадствовать то. Вы в рекламе работаете или где.
Интересно бы посмотреть, что выйдет.
В любом случае помоему интересное событие.
2 Лукьяныч
Угу... С Каннами уже поэксперементировали... Посмотрели, что получилось... Притом посмотрели все, оценили немногие...
При чём здесь злорадство?
21.02.2005 10:31о PR
В данном случае, интересен не столько сам ролик (хотя конечно любопытно увидеть), сколько полный провал PR-кампании. Ну как можно так бездарно использовать имя режиссера международного класса? Абсолютно не понятно. Ведь можно было, если на живого режиссера денег не хватило, организовать виртуальную пресс-конференцию, да и не серьезно выводить новый продукт без традиционного тест-драйва и пресс-релиза для журналистов. Получается на большое денег хватило, а по мелочам .....
2 о PR
В данном случае, PR, как мне кажется, вообще излишен. Как бы не получилось, что шума много, а толку мало. Да и потом, на кого этот PR расчитан? На потребителя? Да ему всё-равно, кто нажился на его кармане. Коллегам и журналистам? А чего говорить о полуфабрикате? Сделайте ролик, потом показывайте хоть на Красной Площади. А пока, повторюсь, это напоминает "Кубанскую бурёнку"...
Ну а результаты ТОЙ кампании мы все помним, да?
:)
2 босс
1. Полистайте архивы. Ролик Бурёнки делался для Канн (а не для Порторожа и чего-то в Москве)
2. Кто сказал, что ролик НЕ гениальный?
3. То, что Бурёнка "всколыхнула" тусовку и рекламодателей выразилось в чём, простите? В разговорах? Или продажах?
4 (почти п.1). Ролик делался не для повышения продаж.
21.02.2005 11:06о PR
Детскому психиатору
Если PR здесь неуместен, тогда вообще зачем приглашать Кустурицу? Можно было отдать ролик кому угодно..
2 о PR
Ролик снимает кустурица в надежде агентства на то, что он снимет лучше наших :) Что спорно с одной стороны, и совершенно бесспорно с другой. Главное, определиться с понятием "лучше". И для чего нужно это "лучше"? Для портфолио агентства? Для более высокой комиссии за ролик? Или для того, чтобы больше покупали?
:)
21.02.2005 11:32палыч
а знает ли рядовой советск...(простите) российский зритель о гениальном режиссере Кустурице
"рр" повезло больше чем "балтимору"...
21.02.2005 11:40Лукьяныч
Слушайте, как вы достали тут со своим скепсисом. Никто еще даже не видел, что из этого вышло. Никто не знает сюжета, не знает как кустурица снял.
Вы не рекламисты, а ворчливые пенсионеры. Причем тут знает потребитель о кустурице или не знает. В роликах не пишут титры кто снимал этот ролик.
к тому же я думаю, потребитель этого кетчупа не самый дремучий.
Черная кошка белый кот несколько раз показывали по центральному ТВ.
Так что давайте дождемся результатов, а потом вы с радостью сможете поговорить о ЦА, о брендинге, о креативе и вообще обо всем о том, в чем вы так хорошо разбираетесь.
21.02.2005 11:45Прохожий
Интересно, а людям, не знакомым с творчеством Кустурицы, а таких я думаю за пределами Москвы-Питера и нек. крупных городов наверняка большинство (они больше знакомы с тем же Стояновым или с какой-нибудь "бригадой":)) будет понятно кто это снял? И возникнет ли желание купить этот кетчуп? Я к тому, что ставка зделана на то, что ПРОДАВАТЬ будет ИМЯ или сам ролик?:) Если имя, то боюсь бабки потрачены зря, ибо уверен, что оснавная ЦА его мягко говоря не знает... увы.... Или знает? Вот в чем вопрос)))
21.02.2005 11:45
2 лукьяныч
Из статьи:
"Премьера назначена на 21 марта. Эфирить Кустурицу будут по десяти каналам в течение пяти недель, а за неделю до этого начнут интриговать, запустив анонс "нового фильма культового режиссера".
мой пост был об этом...
"Черная кошка белый кот несколько раз показывали по центральному ТВ"...
2 Лукьяныч
1. Зачем Кустурица?
2. Зачем говорить об этом тогда, когда по Вашим же словам, НИЧЕГО НИКТО не видел?
3. Вы неадекватны :) Назвав всех "ворчливыми пенсионерами", Вы почему-то обиделись на "истерика"...
Забавно!:)
Кстати, а провокация в чём?
21.02.2005 11:56
To: Прохожий
Продавать режиссёр не может, т.к. даже нервный Лукьяныч признал, что в ролике нет финальных титров ("братская могила") на 5 минут.
Стало быть, продавать будет сюжет и манера съёмки.
Приглашать Кустурицу, чтобы он снял "а-ля Чеважевский", было бы странным :) Большинству потребителей творчество Кустурицы и "Некурящего оркестра" не известно. Остаётся сюжет, рассказанный ВВ. А вот насколько этот сюжет будет продавать продукт!..
:))
2 Лукьяныч
Уважаемый! Ткните мне пальцем, где я говорил о креативе? :)
Кто сказал о пущенных на ветер деньгах клиента?:))
При чём здесь конечный результат?:))
Я попросил ответить на вопрос зачем "столько шума из ничего?"
:)
21.02.2005 12:33потребитель рекламы
Хотелось бы заметить автору статьи, что кетчуп "Цыганский" уже давным-давно продается, я его часто вижу в магазинах. Так что о "новой марке" речи давно не идет.
Мне кажется, ответ на вопрос "зачем все это было нужно?" лежит на поверхности - хороший новостной повод для PR-компании, чтобы о Балтиморе говорили в прессе. Пример интегрированных маркетинговых коммуникаций в действии, так сказать :).
И, нужно признать, так или иначе это удалось. Я уже видел публикации на эту тему в газетах. И, думаю, еще появятся.
Другое дело, что, к сожалению, мелочи пиаровские как это часто бывает не продуманы до конца, что и вызвало негатив автора. На мелочах чаще всего люди и прокалываются. Сам же ролик, я уверен, вполне могли бы снять и здесь, но тогда PR не получится :)
P.S. Да, граждане, берегите нервы, не очень приятно читать ругань и выяснение отношений. Конструктив всегда полезнее.
21.02.2005 12:41Влад Васюхин
2nonstop: отличная идея! Тем более, Сербии еще нет в длинном списке моих стран. Ах, почему Вы не PR-директор "Балтимора"?
Правда, я, в отличие от Вас, не представляю, какой бы это был материал. Вы знаете меня лучше, чем я сам. :))
21.02.2005 12:45Режиссер
то потребитель рекламы: "хороший ход", говорите? а то, что это весьма недешевое удовольствие (минимум 300 штук баксов) ничего, да?
21.02.2005 12:54потребитель рекламы
to режиссер:
Ну, насчет денег, дело темное, я видел оценки в $150 тыс. Если удастся грамотно продвинуть PR, то деньги будут затрачены не в пустую. Сейчас я бы поставил бы PR-компании оценку 4- или 3+(резонанс есть, но, как оказалось, не всегда положительный :) )
21.02.2005 13:09d
интересно, а какой кетчуп использовали при съемках Kill Bill... вот такой бы я купила :))
21.02.2005 13:14zoo
хе-хе, а Балтимор просто пошел по пути Тинькова - когда уже само по себе приглашение Тоскани пустило такую волну! Только как-то уже все это выглядит сейчас... то ли пародия, то ли фарс...
хотя вообще-то сам по себе факт приглашения такого режиссера интересен. и конечно, безумно интересен результат!
21.02.2005 13:33
2 nonstop
Меняется, конечно... Не глобально, но "осадочка" не остаётся...
Этот PR нужен не журналистам, а производителю. Ну так пусть производитель и думает о бизнес-этикете... :)
Это, уважаемый, тонкости бизнеса... Журналит может, конечно, сходить в магазин, купить этот кетчуп, попробовать его дома с сиротской сосЫской... Но тогда не ждите от журналиста того, чего Вы ожидаете.
Вы можете купить машину и просто так. Но в нормальных салонах Вам предложат тест-драйв. Более того, Вы его можете ТРЕБОВАТЬ!
21.02.2005 13:54Чимбуров Иван
В конце года обычно подводятся его итоги в разных номинациях - от "человека..." до "события...".
Полагаю, это может претендовать на "событие...", особенно если ролик получится удачным.
А так, скорее всего и будет. Слишком уж тема интересна - "жизнь и приключения цыган и их кетчупа". Причем, уверен, будет все киношно(мы ведь знаем про них в основном по фильмам)-достоверно.
И ПР-ход отличный, и ролик посмотрят многие - с учетом медиа-стратегии, да и купят продукт хотя бы из любопытства тоже многие.
Искренне поздравляю "Балтимор" за разумную смелость. 90 % успеха уже есть.
(Всё это - на мой субъективный взгляд).
21.02.2005 15:11Heinz все равно вкуснее
Говорят умные учатся на чужих ошибках, а дураки на своих. По всей видимости опыта господина Тинькова Балтимору достаточно не было...
Кстати, по поводу комментария zoo: приглашение Тиньковым Тоскани пустило волну? Какую волну и среди кого? Пиарщики с рекламщиками языками потрещали - это вы называете волной? Я бы сказал - это рябь на воде. А потребители, они плевать хотели на всех этих Тоскани и Кустуриц. Они и имен таких не слышали.
В случае с Тиньковым все пристойно. Ради куража и общения с "великим", он свои собственные деньги на ветер пустил (или даже не пустил: Тоскани жаловался, что ему не заплатили). А вот в случае с Балтимором, кто-то вальяжно разбазаривает деньги акционеров. Нехорошо.
А Кустурица - молодец. Если нашелся желающий щедро поделиться чужими деньгами - почему бы их не взять! Тем более на благое дело - богемную деревушку какую-то.
21.02.2005 15:33Толян
Лучше бы взяли мексиканских режиссеров - они про циган живописно снимают - помнится, сопливая такая мелодрама была - "Есения" - народ советский на нее валом валил. А еще у нас есть театр "Ромэн" и Николай Сличенко, старый, правда, уже, но народ его любит, а еще фильм "Циган" систематически крутят - вот из этого всего можно было бы создать романтический ролик про циганский кетчуп. Чтобы реклама была успешной - идею надо воплощать собственными, отечественными талантами. Это я не от патриотизма, а от того, что в собственной истории и культуре черпать надо.
Цигане - это совсем не негатив, а очень красиво, и романтично. А в ролике кетчуп с кониной будут употреблять? :)
22.02.2005 07:22zoo
2Heinz все равно вкуснее: была волна, была. все-таки ЦА Тинькофф здесь отчасти есть, а от другой - те, кто здесь тусуется - лидеры мнений. А уж собственные деньги или акционеров - это в данном случае - не суть важно. И почему вы считаете, что деньги пущены на ветер? Ролика же не было? Почему не допустить, что режиссер, выдающийся не только своим оригинальным стилем, но и умением снять "вкусную", живую жанровую картинку, снимет яркий, красивый, цепляющий обычного, не искушенного в именах и стилях человека? Рановато выводы делаете, имхо
2 Толян: цыган на цыпочках подошел к цыпленку и сказал: "цыц". Улавливаете?
тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2
При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна! Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail