Sostav.ru - [как) Дизайн! - Выпуск 9. Культура Китаевой
Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
  Сотка
   Владимир Путин обсудил с журналистами свою статью 
124
Реклама на Sostav.ru Сделать домашней страницей Контакты Sostav.ua Русская версия
[как) Дизайн!
Версия для печати

Выпуск 9.
Культура Китаевой

Елена Китаева-нарушитель всех и всяческих конвенций. Так исторически сложилось, что как графический дизайн, так и телевизионный дизайн-достаточно закрытые творческие объединения, такая каста неприкасаемых, некие "масонские" ложи, культивирующие при этом коммуникационный нейтралитет. Если быть объективным и исходить из реалий сегодняшнего дня, то профессию признанного как графического, так и телевизионного дизайнера можно назвать сугубо мужской. В этой сугубо мужской профессии Елена Китаева-лучшая из лучших по обе стороны враждующих лагерей. В ее плакатах, фирменных стилях, художественных акциях, теперь еще и телевизионном дизайне критики, искусствоведы, друзья-дизайнеры всегда отмечали и отмечают "мужскую руку", "мужскую силу", умное "мужское решение".
Беседу вела Светлана Пухова

[кАк). Лена, ты в курсе, какие о тебе ходят легенды в исключительной мужской среде твоих коллег?

Елена Китаева: Да, я знаю, что есть такое мнение, что я стерва. Но я пришла к выводу, что если идешь на компромиссы, делаешь поблажки, то все равно потом это выливается в проблемы для тебя и для тех, с кем ты на эти компромиссы пошел. Лучше быть честным в работе и очень требовательным. А вот эти люди, которые все эти сказки рассказывают обо мне, они просто не говорят о предыстории вопроса. Наорала, погоняла, но это только по причине того, что кто-то не сделал свою работу. И не более того.

[кАк). Что ты думаешь о своих коллегах-графических и телевизионных дизайнерах, об атмосфере творческой среды?

Е. К. У поэтов и художников начала века была творческая среда, настоящая жизнь с терзаниями, сложными переплетениями жизни и творчества. А у нас все так сложилось, что мы точно не останемся в истории. Все очень скучно, неправильно, и нет творческой среды. У нас разошлись и почему-то враждуют графический дизайн с телевизионным.

Делать периодическое издание дико неблагодарный труд. Медиа дизайнеры из месяца в месяц, изо дня в день делают газету. А на ней какой-нибудь пьяница съест селедку и выпьет пиво.

На телевидении еще хуже: то, что прошло в эфире, сразу же забыли, никто больше не увидит и не вспомнит. Телевизионная картинка вообще нигде не фиксируется. Только если ты сам скрупулезно собираешь свой архив, записываешь всю сделанную работу на кассеты. Большая часть сделанного вылетает в никуда.

Чем выгодно отличается полиграфический дизайн? Берешь в руки-и ощущаешь: вот предмет. А телевидение в конце концов вещь эфемерная. Но все тяжело работают. Все-черные работники дизайна. У нас такой труд-без аплодисментов, цветов, поклонения. И все равно разобщены. Это плохо. Мне кажется, нужно забыть различия, труд-то все равно один, какой бы он ни был-дизайн.

Но меня больше всего волнует, почему молодые художники не приходят работать на телевидение. Когда начинаешь интересоваться, кто занимается дизайном на телевидении, выясняется, что все, в принципе, наши коллеги-такие, как мы, графические дизайнеры, с похожим образованием. Никаких особых знаний на телевидении не требуется, технологию можно освоить за 5 минут. Конечно, есть работа с видео- и звуковым сопровождением. Но это технология, ты "вгружаешься", и становится понятно, что это возможно. Я хочу, чтобы как можно больше дизайнеров приходило на телевидение.

[кАк). Как ты оцениваешь работу своих западных коллег? Какие западные каналы тебе интересны?

Е. К. Мне нравится "Арте", общеевропейский канал о культуре, он близок мне по теме. Нравятся немецкие каналы. Как-то неожиданно у немецкого телевизионного дизайна появились большие шансы на первенство. Ведь не скажешь, что немецкий графический дизайн лидирует, а вот телевидение у них очень мощное. Есть такой серьезный канал PROZIBEN. Продвинутый, крутой канал, где все учтено, начиная от пуговки ведущей, заканчивая титрами передач. Идеальный. К нему подтягиваются все остальные. Стабильно высокие показатели телевизионного дизайна у северных европейцев-шведов, норвежцев. У французов телевидение минималистичное, всё в угоду содержанию, не раздражающе грамотно сделано. А самые "сельские"-итальянские каналы. Серьезно. Я поразилась! И телевидение жутчайшее-беспрерывные концерты, шоу, пляски, крики, цыганщина. В Италии великолепный, лучший в мире мебельный дизайн, на телевидении нет этого в помине. Такое впечатление, что итальянские телевизионные дизайнеры и дизайнеры мебели живут в разных странах.

[кАк). Что сейчас происходит на канале "Культура"?

Е. К. До совершенства пока, конечно, очень далеко, но смотреть непротивно. Я знаю примеры, когда это тошно смотреть. Просто невозможно. В этом смысле я отношусь к каналу "Культура" снисходительно, потому что я бы его, конечно, хотела видеть другим. У меня уже есть внутренняя цензура: нельзя сделать что-то совсем отрывное, улетающее. Я понимаю, что на канале "Культура" еще очень много ретро, много воспоминаний, отсутствует практически сиюминутная история, тем более футуристическая. Сейчас меня тянет к такому спокойному академизму, но не в классическом смысле, а в плане: больше спокойности и солидности.

Кстати, только теперь я понимаю, почему меня занесло на "Культуру",-там нет политики, противных тем, нет каких-нибудь дурацких шоу, идиотских "фабрик". Я, например, не хочу делать политическое шоу. Мне это не то чтобы не близко, вообще не интересно.

[кАк). А как все начиналось?

Е. К. Мы прошли массу этапов. Сначала делали первые робкие шаги. Хотя, когда я вспоминаю первый год оформления, он, наверное, был более продвинутый, чем сейчас. Там были найдены такие хорошие решения. Если бы взять их и реанимировать, то они были бы актуальны и сегодня. Я помню каждую заставку. Каждый кадр из 24 кадров в секунду-как плакат.

[кАк). Кстати, как сейчас обстоит дело с плакатами? Ведь ты всегда была активным участником плакатных акций, выставок как в нашей стране, так и за рубежом.

Е. К. Я считаю, что это трагедия: плакатное искусство загнило на корню. Конечно, у кого-то есть иллюзии, что оно существует, но это иллюзии. Это мертвое искусство. Все перешло в коммерческие, банальные рекламные истории. Если какому-то герою еще придет в голову собрать людей и заставить их делать красивые плакаты, найти спонсоров, напечатать, то это будет золотой памятник самому себе. Раньше эту работу давали театры, теперь театральный плакат превратился в простые афиши, даже не всегда грамотно сверстанные.

На Западе тоже не очень хорошая ситуация с плакатами. Везде баннеры, реклама, но есть хотя бы плакаты театральные, проходят какие-то плакатные акции. А у нас все сдались без боя.

Хотя у нас еще к фильмам делаются плакаты. Я поделываю плакаты к так называемым показам. Это втайне происходит, я это не афиширую. Набор требований стандартный: мне, пожалуйста, чтобы на плакате были все шесть главных героев плюс еще свальные списки и так далее. И никакого особого творчества, только жесткий прессинг. Я бы не стала так усугублять ситуацию, если бы не видела, что теперь это все переместилось, как ни странно, в телевизионную рекламу. Вот где можно наблюдать приемы плакатного искусства. Например, реклама сериала "Солдаты" на REN TV. На мой взгляд, она сделана с видимыми признаками плакатного искусства. Но реальный плакат у нас уже заспиртованный в баночке. Кунсткамера.

[кАк). Ты перестала эксплуатировать свой псевдоним Елена Мао, перестала участвовать в художественных проектах и выставках?

Е. К. То, что я делаю на телевидении, стоит десятка таких выставок. Потому что положено много труда, мысли творческой. И это, к сожалению, в укор тем людям, которые делают маленькие выставки с тусовками. Они даже не понимают существующего положения вещей, их соотношения: сколько людей сегодня видят мою работу и сколько их работу. Телевизионная аудитория-миллионы. Это на самом деле труд, забирающий энергию полностью. Фактически суток не хватает. А потом я же дизайнер. Я училась на дизайнера, я и работаю дизайнером. Я не изменяла своей профессии.

[кАк). Некоторые из твоих коллег-дизайнеров-графиков пробуют себя в разных сферах: в объектном дизайне, мебельном, сценографии и других. У тебя сфера интересов-исключительно телевизионный дизайн?

Е. К. В телевидении все так сочетается, что сложно еще чего-то хотеть.

По-настоящему хочется всё бросить. Все эти движения моих коллег объясняются исключительно творческой жадностью. Художник же хочет и глину помесить, здесь порезать, а там попилить. Мне всего хватает. У меня есть даже некие сломы психические. Иногда я захожу в магазин и думаю: господи, когда же это все продадут? Человечество расточительно. Человек может намного меньше есть, намного меньше потреблять и производить всех этих гадостей. Сезонные направления в моде диванов напрягают. Диван можно купить и всю жизнь на нем лежать. В викторианскую эпоху кому-нибудь приходило в башку на протяжении жизни раз десять диван сменить? Нет, конечно. В любом дизайнерском проявлении-телевизионном, полиграфическом-я везде вижу ярко меняющуюся моду. Каждый год идут изменения. Дизайн журналов меняется с такой же периодичностью: эти шрифты уже не модны. В телевидении точно так же: мода на сюжеты, на анимацию, на приемы. Уже не дергаем и не морфируем, а ездим на трехмере плоскостями. Бред собачий. Всего нужно намного меньше, от многого можно отказаться. Я знаю точно, как дизайнер, что не нужно столько пальто такого цвета. Не нужно столько упаковок. Не нужно выпускать огромные тиражи дурацких книг. Нет насущной необходимости в 150 журналах для мужчин и журналах для женщин: "Лиза", "Настя", "Паша", "Саша", "Даша". Меня это угнетает со страшной силой. Но это не старческие брюзжания. Просто усталость от этого бессмысленного мельтешения.
Я иногда думаю, как же все-таки со временем нам не повезло! Всё бежит, несется куда-то, а люди когда-то совсем недавно могли несколько лет резать камеи, как Вера Мухина. Фантастическое было время. У меня проблема непринадлежания самой себе. Но у меня есть мечта! Как бы я хотела отдохнуть? В своей квартире. У меня здесь всегда солнце-с раннего утра до позднего вечера, от восхода до заката я его вижу. Я все время нахожусь в облаках, потому что это высоко, восьмой этаж. Я бы сидела за столом, смотрела бы в окно и листала книги по искусству…
Вот такая мечта. Я уже близка к своей мечте. [кАк)

Вторая серия картинок будет добавлена 18 августа.







17.08.2005 12:17 Дарья
Такое все родное! Я восхищаюсь стилем "Культуры". Хрестоматийные вещи, вечные ценности, но без плесени и надоевшей дидактичности, в полном согласии с современностью. Что общего у Смелянского и Клебанова? Эти вот буквы танцующие.

17.08.2005 12:45
Не обижайтесь но последнее фото явное предирание общедоступного урока After Effects

17.08.2005 12:47 Krizol
последнее моё

17.08.2005 13:07 Serge
Всем современникам не везет со временем... И 200 лет назад не везло точно также. Вечный бич продвинутых.

В избыточном же потреблении виноваты в большей степени и сами потребители. Если мы присмотримся в метро к нашей самой читающей нации мира (!!!), к тому, а что же они читают, то увидим, что это сканворды (О эвересты интеллекта!) или, в крайнем случае, очередная история от Донцовой. А пока пипл это ест, его будут кормить, потому как зачем делать корову умнее, если ее можно просто доить (ведь она есть просто корова с коровьими рефлексами). Заморачивание же чужими глупостями и стремлениями к деградации есть вещь неблагодарная.
Как выразился президент Sony, после 3-х уже поздно.

17.08.2005 13:40
Ссылка

17.08.2005 14:09 Мещеркин
Мне нравятся скриншоты, размещенные на составе. Но в риал, на телеэкране, с саундом - мне не нравится оформление канала культура.

17.08.2005 18:25
PROZIBEN - это, наверно, Pro 7?

18.08.2005 10:23 паша кошляк
очень художественная девушка.


19.08.2005 17:59 Зомби Муму
Пожалуй единственный тв-канал из доступных мне 15 эфирных и 20 спутниковых, чьё оформление доставляет лично мне эстетическое удовольствие. Спасибо КАКе, буду знать героя в лицо.

18.09.2005 09:43 практика Дарвина
Я против существования государственного или общественного канала «Культура». Культура одна на всех, и она, хорошая и плохая, на всех каналах. А так получается, что «весь мир дерьмо, нас ничего неинтересует, мы культурные». В интервью Елены это звучит прямым текстом. Обижена на весь мир.
Не обижайтесь, Лен ;)

Заявления, типа «Пожалуй единственный тв-канал из доступных мне 15 эфирных и 20 спутниковых, чьё оформление доставляет лично мне эстетическое удовольствие.», говорят только об отсутствии вкуса.

18.09.2005 09:44 практика Дарвина
^

18.09.2005 09:47
^

21.09.2005 22:57 port
" Каждый год идут изменения. Дизайн журналов меняется с такой же периодичностью: эти шрифты уже не модны. В телевидении точно так же: мода на сюжеты, на анимацию, на приемы. Уже не дергаем и не морфируем, а ездим на трехмере плоскостями. Бред собачий."
а по-моему вышеизложеное, простите, бред...

"Я знаю точно, как дизайнер, что не нужно столько пальто такого цвета."
камбэк ту ЮЭсЭсА? три с половиной серых пальто с каракулевым воротником висящие три года в ЦУМе - это предел мечтаний современных дизайнеров?

"Не нужно выпускать огромные тиражи дурацких книг."
Ага. А кто определяет "дурацкость" ? Оптяь тоска по коммунизму?

"Нет насущной необходимости в 150 журналах для мужчин и журналах для женщин: "Лиза", "Настя", "Паша", "Саша", "Даша".
По себе не судят, как известно. Если Вам лично это не надо, то не значит что кому-нибудь это тоже не надо...и Вообще все интервью какие-то обиды и брюзжание. На фоне той вымученой и скучнейшей графики телеканала "Культура" это повергает в недоумение. Такая мессионерская поза и такой грустный и убогий тв-дизайн. Имхо это поделка самая настоящая. Сплошные рефлексии дизайнера-интеллигента.

Шанович или Ненашев сделали бы просто отличную упаковку - уверен на все сто! Вот где поле-то желанное для дизайнера...

И кто-нибудь, отберите наконец ГелиосКонденсед у Китаевой. Чесслово - надоел уже... Мир не крутится вокруг гельветики: есть много других прекрасных гарнитур
Обсуждение закончено
Sostav.ru представляет проект [kAk) дизайн! В этой рубрике разговор пойдет о дизайне, о людях, которые его делают, и о проектах, которые удивляют. Разговор с читателями ведет журнал о графическом дизайне [kAk).


Влад Васильев для журнала [kAk)
Архив:
07.12Выпуск 25. 7 декабря колонка выходит в последний раз 
47
30.11Выпуск 24. Сегодня с нами Девид Карсон 
12
23.11Выпуск 23. КЕЛЬТЫ В СНЕГАХ 
7
16.11Выпуск 22. Промышленный дизайн. А что завтра? 
20
09.11Выпуск 21. Лук(ас) де Гроот. Шрифтовых дел мастер. 
3
02.11Выпуск 20. Наивный "постмодерн" 
7
26.10Выпуск 19. Газетный дизайн-2004 
7
19.10Выпуск 18. Иллюстрация: с глаз долой, из сердца вон? 
26
12.10Выпуск 17. ММФР. 15 лет жизни с Direct Design 
30
05.10Выпуск 16. SND: больше чем приятные картинки 
7
28.09Выпуск 15. Настенный календарь 
16
21.09Выпуск 14. 5 РЕЦЕПТОВ ГОДОВОГО ОТЧЕТА 
13
14.09Выпуск 13. Фудстилизм и с чем его едят. 
21
08.09Выпуск 12. КОЛЛЕКЦИЯ 5 на 9. ПЯТЬ НА ДЕВЯТЬ В РУКАХ МИЛЛИОНОВ 
12
31.08Выпуск 11. Идеи про орхидеи 
25
25.08Выпуск 10. Про индийский дизайн 
14
17.08Выпуск 9. Культура Китаевой 
13
10.08Выпуск 8. Диктатура дизайна на НТВ 
47
03.08Выпуск 7. Страшно интересное время. Продолжение разговора об американском дизайне упаковки 
39
27.07Выпуск 6. Разговор с Андреем Сечиным 
101
20.07Выпуск 5. Дизайн-образование за рубежом: рассказ от первого лица. 
71
13.07Выпуск 4. Конкурс молодых креаторов, Канны, 2005 год 
70
07.07Выпуск 3. 5 лучших упаковок из 100 
30
29.06Выпуск 2. Мастер саг – Стефан Загмайтер 
27
22.06Выпуск 1. Вступительное слово 
41
© "ООО Состав.ру" 1998-2024

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов