Sostav.ru - [как) Дизайн! - Выпуск 3. 5 лучших упаковок из 100
Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
  Сотка
   Владимир Путин обсудил с журналистами свою статью 
124
Реклама на Sostav.ru Сделать домашней страницей Контакты Sostav.ua Русская версия
[как) Дизайн!
Версия для печати

5 лучших упаковок из 100



Возможно каждый, кто работает с упаковкой сможет при наличии желания и свободного времени, насчитать 100 лучших упаковок. Я смог для себя вычленить пока только пять.

Хорошая упаковка встречается не часто. Не имею ввиду хорошую коммерческую упаковку, качественную коробочку, бутылку или банку, которые через пять лет требуют переобувки в свете меняющегося рынка и пристрастий потребителей. Я не буду говорить про успешные решения, поднимающие потенцию товара через брендирование и прочие важные и нужные действия. Меня волнует вопрос какую из множества, из всей истории упаковок можно назвать лучшей. Почесав голову я решил, что, по моему сугубо личному мнению, лучшими упаковками были те, которые решали пространственные задачи.

Те варианты, которые пережили рубеж в пять лет и свежо, не побоюсь сказать остроумно выглядят лет так через двадцать-тридцать. Дизайн упаковки по своим принципам можно отнести к промышленному. Так как схожи задачи.
Дизайн оболочки для продукта или техники выполняет одну и ту же функцию, только в промышленном дизайне ставки выше и более сложное воплощение. В оформлении брендов и в промдизайне ставятся задачи формирования контактной площади - быть индивидуальным, быть удобным, сохранить содержание.

       Я считаю, что лучшая упаковка прошедшего 20 века это всем известная упаковка из прессованного картона для яиц. Она индивидуальна, товар узнается в доли секунды, она удобна и она за минимальные средства сохраняет содержимое, то бишь яйца, в наилучшем виде. Она сохраняет температуру. Эту упаковку можно увидеть в каждом магазине на всех континентах. С малой разницей в колличестве ячеек под содержимое. Эта упаковка, что особеннно приятно, не нуждается в оформлении, любая творческая потуга не делает ее лучше. Она находится вне традиционных радостей брендинга. Разнообразные ленты, ярлыки, печати, которые я видел у нас в Москве или не у нас не сделали ее симпатичнее. Это чистый пример промышленнного дизайна, ставшего унифицированным для всех языков и народов. К сожалению автор мне неизвестен.



       На второе место я поставил бы проект под названием "Швейцарский армейский нож". Эта "упаковка" настояшей мужской игрушки не претерпела серьезных изменений с 1891 года, когда Карл и Виктория Элснер (Carl&Victoria Elsener) придумали собрать воедино кучу нужных всем мужикам вещей и упаковать их красной ручкой с белым крестом. Ручка ножа выполняет функцию упаковки для большого количества инструментов самого разного назначения от зубочистки и пинцета для вынимания заноз, до ложки и пилы в максимальном варианте модели "SwissChamp". В данной истории эта упаковка служит ровно столько времени, сколько можно пользоваться ножом. Простой и утилитарный дизайн, цветовая идентификация позволили этой упаковке прожить без изменений более ста лет.
Четыре поколения владельцев маленькой альпийской фабрики делали с монотонным удовольствием продукцию для швейцарской армии и, одновременно, мечту почти всех особей мужского пола в возрасте от 7 до 17.



       Третья история про тандем упаковок ставший символом. Два разных бренда, ставших символом Америки и глобализма. Две компании - Coca Cola и MacDonald's.
Первая произвела одну из самых стильных и сильных форм в истории брендов - бутылку для своего напитка. Классический дизайн от шведского инженера и дизайнера Алекса Самуэлсона (Alex Samuelson) от 1915 года рождения, мне кажется невозможно притягательной по своим тактильным ощущениям. Разные вариации по изменению объема и этикетки этого продукта за долгую историю не смогли изуродовать и стереть лучшее.



      И второй производитель, всем известный MacDonald's, создал идеологию фастфуд-упаковки.
Можно много говорить про этот бренд основанный в 1955 году. Однако мне особенно интересна простая и эффективная картонная упаковочка для french fries. Ее дизайнерская и остроумная форма, идеально подходит к продукту, при этом незаметна - она стала "невидимым воздухом". Она формирует пространство на подносе, на столе, она ритмически подходит к насыпанному в нее картофелю и удобно "сидит" в руке. Я убежден, что славу и популярность MacDonald's принес этот правильно сконструированный кусок картона. Эта вещь, живущая
после того как в нее упаковали товар, не более двадцати минут по своей сути тотемная. Возьмите ее в руки при случае и, возможно, вы со мной согласитесь.



       Четвертая упаковка мной особенно любима. Разные носители, конверты, тубусы, ящики. По сути - оформление не товара, а услуги доставки, всего лишь экспресс-почта. Все прозаично: кто-то отправил - кто-то получил.
Наверное не очень правильно, что я взялся за истории, которые у всех на виду, истории к которым все привыкли. Однако, чистая и логически обоснованная форма от дизайнера стиля Линдона Грея (Lindon Gray) меня радует каждый раз, когда почтовый курьер приносит конверт FedEx. Можно и тут рассуждать про ритмически организованное пространство, но меня вставляет аутентичный дизайн 70-х. Этакая посылка из прошлого. То, что этот конверт выглядит в любых руках стильно. И вся дополнительная информация, которую ставит отправитель-получатель рядом с вертикальным логотипом смотрится гармонично.



Неожиданное добавления на этом формате и форме - будь то след от ботинка таможенника или надпись детским почерком - только украшают историю. Пожалуй, ни одна упаковка не может похвастаться такой толерантностью своей поверхности к агрессивной среде.

      



Пятая история мне нравится тем, что стиль "арт-деко", модный в конце 20-х годов, прошел через век и с незначительными изменениями дошел до нас на упаковке сигарет Lucky Strike. Нынче эта пачка воспринимается совершенно гармонично и лаконично. Вряд ли кому в голову придет увязать воедино нежный стиль и этот дизайн. На протяжении меняющейся истории последнего столетия упаковка мимикрировала и становилась "своей" и во времена минимализма, и во времена "карсонства". Эти сигареты как курили с 1917 года, так и курят по сей день заядлые борцы со своими легкими. Автор Раймонд Лоуи (Raymond Loewy) - модный и культовый дизайнер - поди и не догадывался, на сколько долго его проект сможет прожить.

07.07.2005 09:28
Ну и где пятая?

07.07.2005 10:10 USA4OFF
по поводу упаковки для яиц. на 6 штук. очень забавно было наблюдать в предпасхадьные дни такую упаковку на лотках в Перекрестке. В чем забава? А в картинке и названии. На картинке была замечательная эпическая репродукция "Три богатыря" .. а название самих яиц . . догадаетесь? Нет? Яйца "Богатырские" . . . а теперь вернемся к количеству в упаковке . . . Смешно? Угу . а их разбирали шустрее всего. Типа дома посмеяться. Вот он - умный маркетингово-рекламный ход!!!

07.07.2005 10:25 <-|
Пётр, не в обиду.
классные материалы теряют лоск из-за отсутствия корректора ((
успехов.

07.07.2005 10:35 Serge
Петр, спасибо, но как-то несколько напутаны с моей точки зрения типы, дизайн, материал. Ведь можно выбирать среди конвертов, сигаретных пачек или среди тары (что имеет иной смысловой оттенок, нежели упаковка).

Вот еще один список, построенный по аналогии с вышеуказанным TOP5:

1. Ящик из деревянных досок, сколоченный гвоздями.
/ просто и доступно, универсально /

2. Чемодан
/ тоже, упаковка, в каком-то смысле, куда можно напихать все что угодно и носить с собой /

3. Советская молочная бутылка с фольгированной крышечкой,
/ гениальная вещь, а главное — с особой эстетикой вскрытия! /

и Газетный кулек для семечек
/ без комментариев /

4. Авиаконверт с сине-красной чередой по краям
/ мгновенное магическое ощущение «из далека»/

5. Табачный кисет
/ опять-таки эстетика и все такое/

07.07.2005 10:44 Михаил Лоськов
2 Serge
Разница в том, что упаковки, выбранные Петром принадлежат конкретным маркам (за исключением яиц, но там идея как раз таки в обратном, что эта упаковка не зависит от марки и при этом всегда узнаваема) и выдержали испытание временем. В вашем же ряду ни то ни другое не выдерживается вообще.

07.07.2005 11:03 Falex
Не зря же редакция предупреждает...
У каждого товара своя упаковка, а каждого человека свое мнение.
Вот поэтому их так много товаров и мнений.
Если глянуть дальше чем Top5, то все остальное сводится к обсуждению мнения колумниста и поляризации вокруг "за" и "против".

07.07.2005 11:06 Enx
Чего-то я в конец запутался и насчитал вообще-то шесть предметов.
1) Яйца
2) Нож
3) Кола
4) French fries
5) FedEx
6) Lucky Strike
Т.е. в итоге, TOP-6?
Или картон для яиц - это "гран-при"? ;-))
Хотя по тексту судя, под тандемом имелось в виду что кола и макдональдс делят одну позицию "рейтинга". Что кажется странным, так как продукты все же обладают совершенно различной идентичностью.

07.07.2005 11:15 Serge
2 Михаил
неправда, умерла лишь молочная бутылка. Все остальное живет и здравствует.

Неточность, например, в ноже, который по сути не является упаковкой, с этой точки зрения и ножны для сабли и, пардон, condom - тоже упаковка в еще больше степени - они хотя бы не привязаны намертво к объекту погружения :)
Хотя у них, в свою очередь, действительаня упаковка как раз имеется — футляр, обитый бархатом и фольга, соответсвенно.

больше половины перечисленного входит в один из известных TOP20 мирового дизайна, а именно:
1. бутылка коки Алекса Самюэльсона
2. граненый стакан Мухиной
3. лакистрайк Лоуи
4. жук Порше
5. барби
6. швейцарский нож Эльсенеров
7. шоколад таблерон Баумана и Тоблера
8. лого ibm Пола Рэнда
9. книги Pingvin Чихольда
10. шариковая ручка bic
и пр.

Просто, тема лучших упаковок могла получить более логичное продолжение, если бы они отбирались по какому-либо единому принципу.

07.07.2005 11:27 Михаил Лоськов
2 Serge
давайте разберем.
1 ящик деревянный - вещь абсолютно абстрактная, может быть каким угодно и содержать в себе все что угодно (не привязан к марке и не идентифицурет продукт)
2 чемодан - тоже что и ящик на 100 процентов
3 советская молочная бутылка (я думаю имеется ввиду кефирная а не молочная бутылка). вещь классная но не выжила
4 Газетный кулек - может содержать не только семечки, но ягоды, анашу и вообще любой мелковесный товар, так что о содержимом не слова
5 Авиаконверт - пожалуй единственное близкое
6 табачный кисет - может быть каким угодно по форме, да и мертв почти

07.07.2005 11:32 <-|
2 Serge
предлагаю заменить молочную бутылку на молочные «треугольные» пакеты (пирамидка со стороной в виде равностороннего треугольника) и металлический ящик к ним. ))

07.07.2005 11:34 Maximums
материал интересный, хотя и несколько сумбурный...
кстати, попался мне последний номер "как" на тему иранского дизайна... :(
все хорошо конечно, но абсолютно бесполезно
из прошлых номеров хоть что-то почерпнуть можно было для дела, а тут так, для кругозора...

07.07.2005 11:52 mikki
Слышал, что в некоторых магазинах продают весьма дорогой кефир в тех самых бутылках.

07.07.2005 11:55 КАК
Enx

Кола и French fries помещаются на одном 3-м месте. Как сказано в статье:
"Третья история про тандем упаковок ставший символом. Два разных бренда, ставших символом Америки и глобализма. Две компании - Coca Cola и MacDonald's."
Да, вы правы, продукты, а точнее упаковки, обладают различной "идентичностью", однако они являются "продуктом" одной эпохи, одной жизни...

07.07.2005 11:59 mikki
Кстати, как насчёт кобуры (одновременно приклад) от "маузера"?)))

07.07.2005 12:09 luosa
дизайн самого издания как подозрительно похож на творение Мастера саг – Стефан Загмайcтер, можно сравнить в отчете самого журнала как бывшего на составе 29 июня

07.07.2005 12:10 luosa
концепция с двумя языками, вот петр я и нашел то что как попер из буржуйских книжек

07.07.2005 12:14 Михаил Лоськов
языков (даже загмастеровских) в [кАк) ни в каком виде не было... опять мимо, товарищь luosa

07.07.2005 12:15 Springbringer
Полностью согласна насчет FedEx, бутылки Колы и упаковки д/яиц...
Я бы еще приплела простую бумажную упаковку из крафт-целлюлозы с грубой серой веревкой и сургучной печатью - почтовая посылка. Имхо обалденная упаковка, я к ней питаю особую нежность... :) Очень приятно держать в руках.

07.07.2005 12:35 Serge
1. С первым по аналогии можно вспомнить вместо ящика — ящик-тару на 20 бутылок, который идентифицируетяс именно как для бутылок. Таких примеров немало.

2. По поводу ножа уже сказал.

3. Молочная бутылка, она же и кефирная и пр. и пр. — здесь я специалист :))) потому как в ту пору собирал те фольгированные крышечки и имел «мировую» коллекцию порядка 2 десятков штук!
И правильно подсказали, пакет-пирамида — тоже не менее концептуален.

4. кулек семечек конечно омжет содержать и все остальное, но говоря языком продавца из магазина «Путь к себе», вся фишка в том, что там обычно семечки :)

Это как мешки с печатью кофе, где одна деталь все решает.

5. с авиа — оно «не пожалуй близкое», оно самое конкретное АВИА и никакое другое! Никакой федекс или dhl рядом не стоят по вызываемым стереотипам. По сути, конвертов с удачным дизайном — множество. Здесь же идет идентификация уже по типу почтового сообщения, что рангом выше.

6. кисет не может быть мертв, поскольку курители трубок составляют отдельную (и не малую) группу, как и любители кальяна, например.
И это не только практический, но и аксессуар, выражающий индивидуальность и стиль владельца.

07.07.2005 12:38 Петр Банков
вы правы, дорогие читатели во многом, однако у этой истории есть и продолжение в следующих выпусках, будет про упаковку "времени отдыха", про упаковку идеи автопутешествий, будет про промышленный дизайн, который по сути и есть упаковка. не будет речи про коробочки. будет история про построение контактной площади коробки.

07.07.2005 12:47 Tолян
К сигаретным упаковкам я бы добавил
Беломор-канал
Герцеговину Флор

Еще по части упаковок, не претерпевших существенных изменений - жестяные шайбы
из-под гуталина
из-под монпансье
и полукилограмовые из-под черной икры

07.07.2005 12:55 Михаил Лоськов
2 Serge
и часто вы такие ящики покупаете?

если серьездно то ваша выборка - просто о другом, о беззвестном незаметном дизайне, местами традиционном и народном, местами хаарктерным только для нашей страны, символичном. Здесь нет бессонных ночей над проектом и сотни эскизов. просто символы и все.
Петр же сделал подборку конкретных упаковок с ярко выраженной узнаваемостью и обьяснил свой выбор (единство формы и содержания).

07.07.2005 13:01 петр Банков
сегодня/ общими усилиями/ соберем 100 лучших упаковок
спасибо/ только нужны упаковки / которые прожили больше 20 лет без принципиальных изменений/ например/ портвейн "сандеман"/ от классенс

сигареты беломрканал или казбек/ герц.флор/ не могут войти в этот топ/ по причине того/ что чувствуется стиль и время не ставшие "своими" в модных течениях дизайна/

ящики для водки не могут считаться примером/ т.к. в принципиальный ящик для водки могут ставиться любые бутылки/ коробка для яиц-гениальное технологическое решение/ только яйца/

07.07.2005 13:33 Tолян
2 петр Банков:

"беломрканал или казбек/ герц.флор/ не могут войти в этот топ/ по причине того/ что чувствуется стиль и время не ставшие "своими" в модных течениях дизайна/"

Так в том то и дело, что это дизайнеры не видят в них вневременного постоянства - как пионерский галстук или детский велосипед трехколесный - ведь это предмет дизайна, так и беломор...

Я бы еще предложил упаковку для сыпучих продуктов -соль (помол № 1 кажется или №3), крупа - перловка, ядрица, манка, пшенка).
Еще, конечно, авоську с мандаринами.
Пергамент для масла сливочного крестьянского несоленого 200 гр.

07.07.2005 17:00 bisser


07.07.2005 19:23 начинающийдизайнер
про спичечный коробок никто не вспомнил почемуто

08.07.2005 00:48 человек
-А джинсы?!

08.07.2005 14:04 luosa
я имел в виду не сами языки а расположение текста и саму макетную сетку

08.07.2005 14:07 luosa
товарищь лоськов вы рисмотритесь как в том макете расположен текст и сам шрифт очень характерен, шрифт не наборный - рисованный , так что повторение на лицо, и я вам не товарищь

а для редакции состава сообщаю, что меня заставит молчать невозможно, я могу менять ip адреса как перчатки

11.07.2005 11:06 Михаил Лоськов
luosa, вы даже жуорнал в глаза не видели, иначе бы такой чуши не городили. журнал [как) набран шрифтом Den Haag А. Тарбеева, а в заголовках шрифт Kak того же автора - никакого "не наборного" шрифта в журнале [как) нет, что касается сетки - то не позорьтесь. ее в плакате Загмайстера "с языками" даже и не предпоглагаеться (и вобще сравнивать сетку журнала с плакатом - это за гранью добра и зла). Но ежели вам и дальше охота демонстрировать собственную несведущность в вопросе, то пожалуста...
Обсуждение закончено
Sostav.ru представляет проект [kAk) дизайн! В этой рубрике разговор пойдет о дизайне, о людях, которые его делают, и о проектах, которые удивляют. Разговор с читателями ведет журнал о графическом дизайне [kAk).


Влад Васильев для журнала [kAk)
Архив:
07.12Выпуск 25. 7 декабря колонка выходит в последний раз 
47
30.11Выпуск 24. Сегодня с нами Девид Карсон 
12
23.11Выпуск 23. КЕЛЬТЫ В СНЕГАХ 
7
16.11Выпуск 22. Промышленный дизайн. А что завтра? 
20
09.11Выпуск 21. Лук(ас) де Гроот. Шрифтовых дел мастер. 
3
02.11Выпуск 20. Наивный "постмодерн" 
7
26.10Выпуск 19. Газетный дизайн-2004 
7
19.10Выпуск 18. Иллюстрация: с глаз долой, из сердца вон? 
26
12.10Выпуск 17. ММФР. 15 лет жизни с Direct Design 
30
05.10Выпуск 16. SND: больше чем приятные картинки 
7
28.09Выпуск 15. Настенный календарь 
16
21.09Выпуск 14. 5 РЕЦЕПТОВ ГОДОВОГО ОТЧЕТА 
13
14.09Выпуск 13. Фудстилизм и с чем его едят. 
21
08.09Выпуск 12. КОЛЛЕКЦИЯ 5 на 9. ПЯТЬ НА ДЕВЯТЬ В РУКАХ МИЛЛИОНОВ 
12
31.08Выпуск 11. Идеи про орхидеи 
25
25.08Выпуск 10. Про индийский дизайн 
14
17.08Выпуск 9. Культура Китаевой 
13
10.08Выпуск 8. Диктатура дизайна на НТВ 
47
03.08Выпуск 7. Страшно интересное время. Продолжение разговора об американском дизайне упаковки 
39
27.07Выпуск 6. Разговор с Андреем Сечиным 
101
20.07Выпуск 5. Дизайн-образование за рубежом: рассказ от первого лица. 
71
13.07Выпуск 4. Конкурс молодых креаторов, Канны, 2005 год 
70
07.07Выпуск 3. 5 лучших упаковок из 100 
30
29.06Выпуск 2. Мастер саг – Стефан Загмайтер 
27
22.06Выпуск 1. Вступительное слово 
41
© "ООО Состав.ру" 1998-2024

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов