Sostav.ru - Event Marketing - EVENT MARKETING. Выпуск 32
Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
  Сотка
   Владимир Путин обсудил с журналистами свою статью 
124
Реклама на Sostav.ru Сделать домашней страницей Контакты Sostav.ua Русская версия
Event Marketing
Версия для печати

EVENT MARKETING. Выпуск 32

Special events. Изучаем конкурентов

 Рынок меняется ежедневно, поэтому любая компания, нацеленная на успех, стремится уделять большое внимание вопросам изучения конкуренции, причем с помощью всех доступных средств, очевидных и неочевидных. Отличным полем для подобной деятельности являются всевозможные открытые индустриальные special events (выставки, конференции, семинары), ведь на них собирается большинство наших конкурентов, которые стараются представить себя наиболее полно. Поэтому у нас появляется возможность провести исследование достаточно эффективно и с наименьшими денежными и человеческими затратами.

Разумеется, промышленный шпионаж всегда является не самой лучшей идеей, но в простом изучении стендов конкурентов нет ничего криминального или неэтичного. В то же время полученная информация может оказаться более чем полезной, ибо она поможет в будущем подстроить нашу собственную маркетинговую стратегию, скорректировать запуски новых товаров и услуг и так далее. В современной действительности даже самое маленькое маркетинговое преимущество способно решить исход одного отдельно взятого соперничества.

Подготовка

 Однако не стоит сломя голову бросаться к стендам конкурентов и проводить комплексное анкетирование тамошних работников, - подобная деятельность должна проводиться гораздо тоньше, и рекомендую сосредоточиться, в первую очередь, на подготовительном этапе. Важной его частью является составление списка интересующих нас компаний (с уже известной информацией) и списка приблизительных вопросов, к которым мы вернемся чуть позже. Сейчас же сосредоточимся именно на списке конкурентов и тех моментах, которые неплохо было бы иметь в виду еще до начала специального мероприятия.

Опыт и здравый смысл подсказывает, что каждая компания знает о своих конкурентах, как минимум, немало. С другой стороны, материалы подобного рода зачастую слишком плохо систематизированы, посему не помешает лишний раз пробежаться по ним, получив наиболее актуальную картину. Отмечу, что детали, конечно, хороши везде, но конкретно в этом случае гораздо важнее оценить ситуацию в общих чертах, чем тратить время на мелочи.

Составляя список компаний для работы на специальном мероприятии, следует также отразить некоторые особо важные моменты:

  • конкуренты: базовая информация, включая отношения с нашей компанией;
  • их репутация и место на рынке;
  • анализ их продаж и маркетинговых стратегий.

Этап подготовки следует доводить до конца уже на самом special event. Перед тем, как начинать общаться с персоналом какого-то стенда, бывает полезно составить первое впечатление о нем. Таким образом, мы поставим финальную точку в первичном изучении конкурента. Среди всего прочего неплохо будет отметить следующие пункты:

  • представляет ли эта компания для нас потенциальную угрозу в рамках настоящего special event: интереснее ли ее стенд, больше ли в него вложено средств и как реагируют посетители;
  • насколько глубока презентация товаров и услуг этой компании по отношению к нашей;
  • какое именно предложение конкурент выбрал доминирующим для специального мероприятия;
  • на каких новых преимуществах акцентируется внимание.

На этом подготовительная стадия заканчивается: если все сделано правильно, то мы обладаем всей необходимой для дальнейшей работы информацией. Затем наступает черед живого человеческого общения и вопросов. О необходимости готовить их заранее я уже говорил выше, поэтому сразу перейдем к сути.

Вопросы

 Перед тем, как начинать общаться, стоит вспомнить одну истину: никто не дает ценные данные просто так. В то же время, мы можем получить их, даже не произнеся и слова. В первую очередь, раздаточный материал может принести нам пользу, а во вторую - сам стенд. Как правило, очень много о компании-конкуренте говорит именно он, его дизайн, расположение и размеры. Вообще же, опытные посетители выставок в состоянии "читать" стенды в буквально смысле слова. Но для такого рода деятельности понадобятся весьма специфичные профессионалы, коих не так уж и много. В любом случае, не стоит пренебрегать анализом того, как наши конкуренты подают себя, и того, на что они идут ради внимания аудитории.
Следующий момент - характер беседы. Зачастую с помощью обычного разговора "посетитель - работник стенда" мы можем получить гораздо больше, чем при целенаправленном "допросе" напрямую. Стоит лишь ненавязчиво обращать внимание собеседника на интересующие нас вопросы.

Вот примерный и обобщенный список вещей, которые следует узнавать у конкурентов во время специального мероприятия:

  • характеристики и спецификации товаров и услуг, но тут главное не слишком вдаваться в технические детали, ибо это может вызвать подозрения;
  • самые новейшие презентации товаров и услуг - разумеется, они носят чисто рекламный характер, но все равно обладают определенным значением для конечного результата;
  • период, который займет покупка товара или услуги компании - очень важный момент, ибо тут всегда есть поле для конкуренции;
  • возможные графики сотрудничества между компанией и клиентом - аналогично предыдущему пункту;
  • расположение офисов и филиалов;
  • качество сервиса и работы клиентского отдела - напрямую об этом, конечно же, не узнать, но ряд косвенных фактов получить можно;
  • ценовая политика, включая информацию о скидках и различных сложных вариантах сотрудничества;
  • общая корпоративная философия - этот пункт важен исключительно в плане идеологического соперничества между компаниями.

Только что я перечислил наиболее общие моменты, которые вполне по силам узнать без особых усилий, но, разумеется, ими дело ограничиваться не должно, ведь мы хотим изучить конкурентов максимально полно. Поэтому следом, если ситуация к тому располагает, стоит сосредоточить усилия на получение более специфичной информации, среди которой я бы выделил следующее:

  • поставщики и подрядчики конкурентов - это легко узнать, если разговор зашел о комплексных решениях и тому подобное;
  • использует ли конкурент некую новейшую технологию для снижения затрат (общая формулировка) - суть этого пункта заключается в том, что всегда полезно знать о разнице в эффективности работы между нашей компанией и компанией-конкурентом;
  • сведения о неких ключевых шагах в деятельности конкурента за последние год-два - любой сотрудник расскажет о них с большим удовольствием;
  • размышления конкурентов о ситуации на рынке: кто, по их мнению, занимает лидирующую позицию, чего ожидать в ближайшее время и все в таком роде;
  • крупные клиенты конкурента - как правило, почти все компании очень любят сообщать о них;
  • организация отдела продаж;
  • информация о рыночных секторах, где конкурент представлен, а наша компания - нет.

Думаю, сомневаться не приходится: перечисленные выше сведения получить гораздо сложнее, чем предыдущие. Подобные вопросы следует поднимать очень аккуратно и только тогда, когда собеседник достаточно вовлечен в диалог. Однако эта информация все же доступна при грамотном подходе. А в случае везения мы сможем узнать и кое-что дополнительно, но в то же время такая деятельность не должна превращаться в фанатизм. Чувство меры в данном случае - очень хорошее орудие.

Итоги

 Существует негласный закон, согласно которому любая собранная информация должна подвергаться тщательнейшей систематизации, и изучение конкурентов во время special events - не исключение. В то же время, благодаря беседе с представителями конкурентов на специальных мероприятиях, мы получаем реальный шанс добыть некую закрытую информацию, ибо даже атмосфера открытых special events тому, как показывает практика, благоволит. Но что с ней делать? Самый верный вариант - практически сразу составить отчет по итогам проведенной работы. Он должен содержать детальнейший обзор полученных сведений, включая самые, на первый взгляд, незначительные. Особое место в этом отчете я бы рекомендовал отвести под субъективные впечатления людей, отвечавших за изучение конкурентов, хотя далеко не все специалисты рекомендуют поступать так. Еще один важный момент - структурирование отчета: ни в коем случае нельзя делать его форму свободной. И напоследок стоит упомянуть о том, что работа с посетителями мероприятия также может включать в себя элементы изучения конкуренции. Достаточно задать аудитории пару вопросов касательно ее мнения о состоянии индустрии в общем, чтобы получить информацию, которая окажется весьма кстати в нашем финальном отчете.

Анатолий Крысов

Eventmarket.ru: вся правда о мероприятиях

 

 

Обсуждение закончено
Event Marketing

Как выделиться среди многоголосого рекламного шума конкурентов? Как пробить защитную броню потребителя, которого атакуют тысячи рекламных посланий в день, и у которого вырабатывается на них стойкий иммунитет?

Специальные события в арсенале маркетолога - одно из средств решить проблему. Люди запоминают 100% того, что вызвало у них живой интерес и эмоциональную вовлеченность. Как организовать событие так, чтобы оно вызвало сильные эмоции и реально способствовало успеху бренда? Как это на практике делают ведущие компании? Об этом и обо всем, что входит в понятие Special Events новая рубрика Sostav.ru, подготовленная совместно с порталом Eventmarket.ru.
2008
Array
2007
24.12EVENT MARKETING. Выпуск 48
17.12EVENT MARKETING. Выпуск 47 
1
10.12EVENT MARKETING. Выпуск 46 
2
03.12EVENT MARKETING. Выпуск 45
19.11EVENT MARKETING. Выпуск 44
14.11EVENT MARKETING. Выпуск 43
06.11EVENT MARKETING. Выпуск 42 
2
29.10EVENT MARKETING. Выпуск 41 
2
22.10EVENT MARKETING. Выпуск 40
15.10EVENT MARKETING. Выпуск 39 
2
08.10EVENT MARKETING. Выпуск 38 
4
01.10EVENT MARKETING. Выпуск 37
24.08EVENT MARKETING. Выпуск 36
13.08EVENT MARKETING. Выпуск 35 
2
06.08EVENT MARKETING. Выпуск 34 
3
30.07EVENT MARKETING. Выпуск 33
23.07EVENT MARKETING. Выпуск 32
16.07EVENT MARKETING. Выпуск 31 
1
10.07EVENT MARKETING. Выпуск 30
02.07EVENT MARKETING. Выпуск 29
27.06EVENT MARKETING. Выпуск 28
18.06EVENT MARKETING. Выпуск 27
13.06EVENT MARKETING. Выпуск 26
06.06EVENT MARKETING. Выпуск 25
29.05EVENT MARKETING. Выпуск 24 
1
21.05EVENT MARKETING. Выпуск 23
15.05EVENT MARKETING. Выпуск 22
16.04EVENT MARKETING. Выпуск 21 
1
10.04EVENT MARKETING. Выпуск 20
26.03EVENT MARKETING. Выпуск 19
21.03EVENT MARKETING. Выпуск 18
14.03EVENT MARKETING. Выпуск 17
05.03EVENT MARKETING. Выпуск 16
01.03EVENT MARKETING. Выпуск 15
19.02EVENT MARKETING. Выпуск 14
12.02EVENT MARKETING. Выпуск 13
05.02EVENT MARKETING. Выпуск 12
29.01EVENT MARKETING. Выпуск 11
22.01EVENT MARKETING. Выпуск 10
15.01EVENT MARKETING. Выпуск 9
2006
Array
© "ООО Состав.ру" 1998-2024

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов