Sostav.ru - Директ-маркетинг - Хочется «горяченького»? HTL в России: вчера, сегодня, завтра
Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
  Сотка
   Владимир Путин обсудил с журналистами свою статью 
124
Реклама на Sostav.ru Сделать домашней страницей Контакты Sostav.ua Русская версия
Директ-маркетинг
Версия для печати

Хочется «горяченького»?

(HTL в России: вчера, сегодня, завтра)

ОЛЕГ ЛОЗОВОЙ,
генеральный директор
агентства "BTL Full Service"


Горячие телефонные линии (HTL = Hot telephone line) в качестве нового вида сервиса появились благодаря сложившейся рыночной ситуации. Дело в том, что где-то с сороковых годов по восьмидесятые в мире бизнеса доминировал очень понятный по своей сути принцип: в конкурентной борьбе побеждает тот, кто производит наиболее адекватный рынку продукт.

Под эту логику была разработана следующая стратегия. Определяем целевую аудиторию, исследуем ее. Затем выясняем потребительские предпочтения целевой аудитории. Под этот спрос разрабатываем продукт, производим продукт и продаем продукт. Четко и понятно.

Почему эта стратегия перестала работать? Дело в том, что исследования проводились с одной целевой аудиторией, и методики, которыми пользовались компании, одни и те же. Результат: конкурирующие компании начали производить один и тот же продукт. Ведь разработка рекламной кампании базируется на маркетинговых исследованиях, следовательно, даже от разных исследовательских компаний заказчики получают одни и те же результаты, после чего выстраивают один и тот же медиаплан.

Эта ситуация достигла своего апогея где-то в восьмидесятых, когда компании вдруг поняли, что логика «на рынке побеждает тот, кто предложит более адекватный целевой аудитории продукт» больше не работает. Потому что задача создания адекватного продукта решена в автоматическом режиме. Для этого не надо быть гением. Просто следуй определенной механике, и получи результат. Попробуйте, назовите хотя бы два-три серьезных отличия между Philips, Sony и Panasonic. Даже реклама одинаковая. Поэтому и была порождена новая стратегия: побеждает в конкурентной борьбе не тот, кто борется за потребителя, а тот, кто борется против своего конкурента.

После выяснения вопроса, почему люди, приходя в магазин, между одинаковыми брэндами, в одинаковой ценовой категории, с одинаковой упаковкой, выбирают определенный товар, сформировался принцип. Звучит он следующим образом: я беру этот  товар не потому, что он лучше или хуже, а только потому, что я немножко больше о нем знаю. Вот и все. Логика получается проста: чем больше человек знает о нас, и меньше о конкурентах, тем больше он нам доверяет. Чем чаще человек покупает товар, тем чаще он рекомендует его своим друзьям, знакомым, родственникам. Отсюда – задача: как можно больше закачать в потенциального потребителя информации о продукте, чтобы он нам больше доверял, а значит, больше покупал. Но как же это сделать?

Нетрудно понять, что донести много информации о продукте через 30-секундный рекламный ролик невозможно. К примеру, программное обеспечение для HTL компании «Nivea» - это 356 тем. Колоссальный объем информации! Понятно, что ни один рекламный носитель такой объем вместить не может. Потребовалось создать коммуникацию диалогового режима, когда человек сам задает интересующие его вопросы, и получает полноценные ответы.  Выбор на HTL выпал автоматически, потому что альтернативы (интернет) тогда не существовало.

Кто может использовать HTL и в каких целях?

На сегодняшний день около 90% затрат по HTL в России приходится на долю производителей. Как правило,  они используют горячие телефонные линии для своих брэндов в двух основных направлениях.

Первое направление – создание HTL для информирования потенциальных покупателей. Любой розничный покупатель должен иметь возможность позвонить и получить любую информацию по товару. Некоторые компании-производители относятся к этому более серьезно, например, используют HTL для формирования культуры потребления.

HTL для брэнда решает еще такую важную задачу, как погашение конфликтных ситуаций. Были уже прецеденты, когда кто-то покупал какой-то продукт, использовал, а потом у него возникали неприятности со здоровьем, аллергия, или еще что-то. И в этой ситуации человек, посчитав, что ему нанесен серьезный ущерб, сразу подавал в суд. Хочу сказать, что мы за 4 года работы по HTL сталкивались, наверное, больше, чем с 20-ю случаями, когда на HTL наших клиентов звонили люди, и говорили, что будут подавать в суд. В 15-ти случаях мы разобрались, что потребитель неправильно использовал продукт, не совсем согласно тем инструкциям, которые давались. В пяти случаях мы просто вернули стоимость приобретенной продукции. А последствия могли бы быть более неприятные.

При этом еще нужно понимать, что брэндовые компании  используют HTL как составную часть дегустационных программ, или программ стимулирования сбыта. Например, мы часто видим программы, построенные по принципу: собери, пришли подтверждение покупки и участвуй в розыгрыше призов. Сейчас практически все кампании, которые проводятся подобным образом, сопровождаются номером горячей телефонной линии, куда любой участник может позвонить, уточнить, получили ли его письмо, получили ли подтверждение о покупке, уточнить правила.

Часто HTL используются для формирования базы данных. Что очень важно, с помощью HTL можно выявить такую категорию людей, которые не просто потребляют определенные продукты, но еще и рекомендуют их своим родственникам, друзьям, знакомым. Соответственно, с ними можно начать какую-то более плотную работу, например, рассылая им листовки, буклеты, журналы, давая им как можно больше информации, которую они, в свою очередь, могут транслировать другим потенциальным покупателям или потребителям данного продукта.

Второе направление - использование HTL как составной части клуба лояльности. Вывод продукта на рынок – это пять последовательных шагов. Первый шаг – это, собственно говоря, дистрибуция. Второй шаг - это непосредственное рекламирование продукта и формирование о нем какого-то мнения. Третий этап – это дегустация продукта, хотя бы первый раз заставить людей попробовать этот товар. Четвертый шаг – это стимулирование продаж, подтолкнуть людей, чтобы они хоть один раз заплатили за него деньги. И пятый шаг – это удержание потребителей, тех, кто один раз попробовал и заплатил деньги, сделать так, чтобы они остались с нами.

Клуб лояльности – это очень серьезная, грамотная и эффективная программа по удержанию потенциальных клиентов. HTL является как бы хребтом, осью, вокруг которой и создается клуб лояльности. Причем, надо сказать, что, если consumer тебя любит, а администратору магазина на тебя наплевать, то нет ничего удивительного, что товар всегда будет стоять на нижней полке, магазин не будет оформлен рекламными материалами и так далее. Формирование клубов лояльности для trade'а и для consumer’а - это единственные во всей маркетинговой практике программы на сегодняшний день, которые строятся на принципе окупаемости.

Например, когда мы делаем программу consumer promotion - раздачу образцов продукции или вручение подарков за покупку, могу совершенно точно сказать, что это все кампании по сути своей в данном локальном периоде убыточные. Другое дело, что клиент все равно идет на эти программы, потому что у него других способов для распродажи своей продукции нет.

Так вот, клуб лояльности - это единственна программа, которая строится на принципе окупаемости. Математически четко доказывается, что вложили, например, 10 тыс. долларов, а получили 30 или 40.

Есть еще одна группа компаний, которая в целом мире активно использует HTL. На сегодняшний момент из 100% денег, которые тратится в Америке на HTL, 80% тратится как раз не на брэнд-HTL, а на услугу, которую мы называем для себя «виртуальный офис». Клиентом услуги «виртуальный офис» может стать абсолютно любая компания, которая занимается продажами. Это дистрибуторы, дилеры, оптовики. Как правило, их работа заключается в том,  что они дают рекламное объявление, люди звонят в компанию, задают уточняющие вопросы и, получив ответы, принимают решение, сотрудничать с этой компанией или нет.

Почему таким компаниям нужна услуга «виртуальный офис»? По очень простой причине. Давайте себе представим какую-то абстрактную компанию. Она дает рекламное объявление. Стало быть, понимает, что если в этом объявлении есть ссылки на какой-то телефон, то по этому телефону начнут звонить и задавать какие-то вопросы. Чтобы решить задачу, как минимум, приема звонков, необходимо определиться, какое количество телефонов будет  указываться: один или два-три.

Допустим, решили поставить один телефон. Наверное, если у компании очень спокойный образ жизни, и в день придется принять два-три звонка, то этим можно и ограничиться. Но есть большое количество компаний, которым приходит больше, чем два-три звонка в день. Такие компании понимают, что одновременно им по телефону может позвонить не один человек, а два человека, три, четыре. Опыт показывает, что человек не будет сидеть и часами дозваниваться в одну и ту же компанию, он раз набрал, два набрал, три, и если там занято, он начинает звонить в другую компанию.

Как вы думаете, сколько клиентов и прибыли вы потеряли за все время работы вашей компании только потому, что ваши потенциальные клиенты не смогли вам дозвониться с первого раза? Об этом большинство предпринимателей почему-то часто не задумываются. А жаль. Потому что если предприниматель живет в режиме, когда у него нет конкурентов, ему бояться нечего. Но если он торгует, условно говоря, окорочками, то вопрос того, чтобы человек с первого раза дозвонился,  становится для любой компании стратегическим.

Как компания может решить задачу приема телефонных звонков

Есть разные варианты. Во-первых, она может себе докупить дополнительные телефонные линии и посадить дополнительный персонал. Был один секретарь - теперь пять секретарей. Дать пять телефонов, и теперь эти пять человек принимают телефонные звонки. Решение задачи? Решение.

Можно еще купить мини-АТС, выкупить телефонный номер, подключить к нему 3-5 телефонных линий, соответственно, через эту мини-АТС разбрасывать телефонные звонки на более менее свободных сотрудников. Тоже вполне как бы решение задачи. Если, например, идет очень много звонков, большой поток, то даже можно мини колл-центр себе создать. То есть, условно говоря, когда себе человек покупает 10-20 телефонных линий и под эти телефонные линии создает рабочие места. Это первый подход.

Второй подход к решению этой задачи – обратиться в профессиональный колл-центр.

Что такое профессиональный колл-центр

Давайте представим, что вы хотите разместить свою информацию в интернете. Для этого вам совершенно необязательно становиться провайдером. Вы же не покупаете огромные  сервера, зачем вам это? Уже есть провайдеры. Та же самая ситуация и с колл-центрами. Сегодня на рынке уже есть три профессиональных колл-центра, и в ближайшее время будет еще несколько. Что такое профессиональный колл-центр? Профессиональный колл-центр – это, прежде всего, профессиональная колл-лаборатория, это техника, это высококачественное железо.

Профессиональный колл-центр стоит минимум от полумиллиона до миллиона долларов. Это колл-лаборатория где-то на 40-50-100-200 и т.д. рабочих мест.

Почти все колл-центры заявляют: да, мы делаем сервис, мы сами сделаем сценарий, мы разработаем программное обеспечение, мы будем контролировать. Ничего делаться не будет. Потому что каждый в этой жизни занимается своим. Если вы хотите, чтобы все решалось очень быстро, чтобы вы получали четкие, понятные, ясные, красочно оформленные отчеты, то, конечно, вам лучше работать через агентство.

Выбор простой: либо вы напрямую работаете с колл-центром, но тогда всей организационной работой вам придется заняться самим, либо вы работаете через агентство, которое организационную, менеджерскую работу возьмет на себя, а вам останется только контролировать…

Продолжение темы – в ближайших выпусках рубрики.


19.07.2004 11:55 Садовский Денис, call-центр "Горячие линии
Олег, говорите, уже целых три call-центра на рынке... :) Вот mbtg.ru даже рубрику такую ввёл - "телефонного обслуживания центры". Там таких аж 16 штук (и вне её ещё пяток). Не у всех, конечно, оборудование с одинаковыми возможностями, но явно не у трёх.
И ещё: "железо" с правильными возможностями стОит 3-5.000 за 1 рабочее место. При этом 10местное решение можно купить либо дешевле - тогда это будет "плохорасширяемое" решение, либо можно купить урезанную версию полноценного решения - тогда 1 место обойдется дороже. Но начать можно не с полумиллиона...

19.07.2004 13:36 Сахаров Николай, РА Magic Box
Да уж, с ценой как-то размашисто. Даже если посчитать отдельные стыки на Ростелеком, на операторов сотовой связи большой тройки, все равно мягко говоря многовато... 8-)

19.07.2004 13:47 Сахаров Николай, РА Magic Box
...а самое забавное, что супермаркета при таких затрах все равно не получается: эффект масштаба, который казалось бы должен приводить к предоставлению услуг крупными колл-центрами по ценам ниже, не работает.
На практике (это только для нашей страны, на Западе по-другому) получается даже наоборот, приходится затраты на весь колл-центр перебрасывать на несколько проектов, где задействование таких мощностей никогда не понадобится. :-) Вот такая вот музыка...

20.07.2004 09:58 Shcherbak N.
Реально на рынке существует гораздо больше трех колл-центров. По-моему, не совсем корректно называть «профессионалами» три из них, а остальных считать аутсайдерами. Возможно, г-н Лозовой имел ввиду, что колл-центры, отвечающие требованиям современного рынка, в действительности можно пересчитать по пальцам.
Существующие колл-центры пока не универсальны и приходится выбирать в каждом конкретном случае приоритеты. В одной компании операторы могут качественно добывать информацию, в другой качественно вести отчетность, и в редких случаях эти параметры совпадают в одном колл-центре.
Обсуждение закончено

Директ-маркетинг

Ведущий рубрики - Н. Г. Угаров, президент компании «Конмарк-ДМ», председатель ДМ-секции Ассоциации коммуникативных агентств России (АКАР), главный редактор журнала «Технологии ДМ», автор спецкурса по директ-маркетингу (Международный институт рекламы).

Угаров Н.Г.
Угаров Николай Георгиевич

Николай Угаров в рекламном бизнесе более 10 лет. В разные годы занимал руководящие должности в холдинге «Работа для Вас», СП «Пронто-Москва» и др. Все эти годы успешно занимается развитием и внедрением технологий директ-маркетинга.
В 1996 году основал директ-маркетинговое агентство «Конмарк-ДМ», руководителем которого является в настоящее время.
С 2002 года Николай Угаров - Главный редактор журнала «Технологии Директ Маркетинга».
В 2002 году Николай Угаров выбран Председателем Секции Direct Marketing Российской Ассоциации Рекламных Агентств, в рамках которой осуществляет работу по популяризации директ-маркетинга и развитию ДМ-отрасли в российской рекламе.
Ведет активную общественную деятельность, регулярно выступает с докладами на семинарах и конференциях по директ-маркетингу.
С 2003 года Н.Г. Угаров преподает в Международном Институте Рекламы.
2005 г.
07.02Иллюзии лояльности. Часть вторая
24.01Иллюзии лояльности. Часть первая 
3
2004 г.
26.12ДМ в AIESEC: как увеличить отклик в десять раз? 
6
20.12ДМ “made in USSR” 
5
15.12Директ-маркетинг в институте маркетинга 
1
07.12Директ-маркетинг в информационном агентстве: ИТАР-ТАСС 
2
22.11Директ-маркетинговый аудит: проверка наших директ-маркетинговых успехов 
5
15.11Губит идеи не пиво 
16
01.11Самые опасные клиенты 
10
25.10Календарное планирование ДМ-кампаний 
4
17.10Семь раз отмерь, или как «отрезать» неоправданные расходы при проведении ДМ-кампании 
4
11.10Первое слово – дороже второго, или как озаглавить рекламный текст? 
6
04.10Распакуем «долгий ящик» 
1
27.09Посылки, которые я отправлял, получал и обожал 
6
20.09Будьте под рукой у клиента! 
15
13.09Сувенирная продукция в директ-маркетинге 
16
05.09Еще раз о стоимости баз данных 
5
30.08«Золотая рыбка» из «моря откликов» 
5
23.08Искусство составления анкеты. Часть II. Как насчет on-line анкет?
16.08Искусство составления анкеты 
8
09.08Директ-маркетинг в бизнесе автодилеров: Как удержать клиента? 
9
02.08Директ-маркетинг в бизнесе автодилеров: как привлечь клиента 
3
26.07Сколько стоит HTL? (Продолжение темы. Начало – 19.07.04) 
1
19.07Хочется «горяченького»? HTL в России: вчера, сегодня, завтра 
4
12.07Ответ: прямой и эффективный (сравнительные характеристики средств прямого ответа) 
3
05.07Рекламный текст: как аукнется, так и откликнется 
3
28.06Конверт имеет значение! 
2
21.06Реклама в SMS: можно потерять рынок навсегда! 
2
15.06Рынок ДМ в секторе В-to-С: у России, как всегда, своя колея 
13
07.06В последнюю пятницу мая председатель ДМ-секции АКАР Н.Г. Угаров провел мастер-класс на факультете рекламы Нового гуманитарного университета Натальи Нестеровой 
4
31.05Директ-маркетинг и его применение финансовыми институтами 
4
24.05Портал Sostav.ru и агентство "Конмарк ДМ" представляют совместный проект - рубрику"Директ-маркетинг" 
6
© "ООО Состав.ру" 1998-2024

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов