|
4. РЕКЛАМОДАТЕЛЬ. ВЫБОР ПРОДУКТА ДЛЯ РЕКЛАМЫ
Как ни крути, реклама без товара не возможна. В экономике и маркетинге употребляют термин «продукт», под которым понимают «товар» и «услугу». Воспользуемся и мы проторенной дорожкой, правда, к известному определению товар (goods) - продукт труда, произведенный для обмена (продаж), добавим - и для рекламы.
С выбора товара для рекламы, определения его рекламируемых свойств, которые могут иметь физический или технический характер, и начинается реклама, а товаропроиз-водитель или продавец превращаются в рекламодателя. Конечно, товар товару рознь, к выбору каждого подходят по-своему, например, при выборе для рекламы потребительских товаров особое внимание уделяется их выразительности или имиджу.
Анализ параметров товара осуществляется как непосредственно рекламодателем, так и по его заказу специализированными организациями. Результаты анализа служат основанием для разработки УТП и\или ЭТП, в зависимости от особенностей товара, характеристик рынка сбыта, предпочтений рекламодателя, выбора рекламного агентства. Необычайно важно при выборе товара для рекламы убедиться, что при ее разработке и размещении будут соблюдаться требования действующего законодательства (лицензии, сертификаты, особенности рекламы отдельных товаров и т.п.), поинтересоваться правоприменительной практикой в отношении аналогичных или подобных товаров.
Помимо основных свойств и главных выгод рекламируемого продукта необходимо убедиться в наличии высокого уровня показателей составляющих окружение продукта(product surrounding):
- качество
- потребительские свойства
- эксплуатационно-технические характеристики
- цена
- товарный знак\торговая марка (бренд)
- дизайн
- упаковка
- удобство приобретения
- потребности конечных потребителей
- каналы распределения (дистрибьюции)
- надежность поставок
- методы формирования спроса и стимулирования сбыта
- послепродажный сервис.
Существует несколько классификаций товаров, отбираемых для рекламы, например:
1. ПО СРОКУ ПОЛЬЗОВАНИЯ:
- товары кратковременного пользования (non - durable goods);
- товары длительного пользования (durable goods).
- С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОНЕЧНОГО ПРИМЕНЕНИЯ:
- потребительские товары (consumer goods);
- продукция производственного назначения (industrial goods);
- услуги (services).
- С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РОЛИ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ:
- товары конечного применения (final goods);
- товары промежуточного производства (intermediate products).
- С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИЮМИНУТНОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ
УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ И ДОЛГОСРОЧНЫХ БЛАГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПОТРЕБИТЕЛЮ:
- желанные (desirable products)
- приятные (pleasing products)
- полезные (salutary products)
- неполноценные (deficient products)
- ТОВАРЫ ОСНОВНЫЕ (staple goods).
- ТОВАРЫ ОСОБОГО СПРОСА (specialty goods).
- ТОВАРЫ ПАССИВНОГО СПРОСА (unsought goods).
- ТОВАРЫ ИМПУЛЬСИВНОЙ ПОКУПКИ (impulse goods).
- ТОВАРЫ ЭКСТРЕННОГО СПРОСА (emergency goods).
- ТОВАРЫ ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА (convenience goods).
- ТОВАРЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ВЫБОРА (shopping goods).
Классификация товаров помогает лучше подготовиться к их рекламе с учетом специфики каждого товара, его рынка сбыта и целевых групп потребителей. Во многих странах рекламные агентства специализируются на рекламе определенных групп товаров, что делает их услуги более профессиональными и привлекательными для рекламодателя.
Теперь о рекламе услуг. Услуга (service) - вид деятельности или благ, который одна сторона может предложить другой и который по своей сути не является осязаемым и не результируется в собственность клиента.
Любая услуга может характеризоваться следующими четырьмя характеристиками, оказывающими сильное влияние на рекламную и маркетинговую деятельность рекламодателя:
- неосязаемость (intangibility)
- неотделимость от производителя (inseparability)
- непостоянство качества (variability)
- несохраняемость (perishability)
Подавляющее число товаров, особенно товаров массового спроса, вообще никогда не рекламируются. Может быть, их производители и продавцы даже не знают о существовании рекламы? Несчастные… или счастливцы? Тем ни менее эти товары регулярно приобретают покупатели и не предъявляют никаких претензий к отсутствию их рекламы. Ряд специалистов полагают, что у одних продуктов есть врожденная предрасположенность к рекламе, своеобразная рекламоспособность, а другие лишены этого. Существует даже специальный термин “advertising appeal”, и, хотя правильно переводить его надо как «побудительный мотив, концепция рекламы», истовые рекламисты, «фанаты» профессии убеждены, что правильный перевод – « рекламная притягательность, привлекательность», по аналогии с “sex appeal”. Они полагают, что именно из-за этого самого “advertising appeal” одни товары рекламировать легко и приятно, а есть такие, что как не старайся, но реклама не работает. А, вот, рекламисты – прагматики считают, что рекламировать можно абсолютно все, был бы лишь подходящий бюджет.
О маркетинге рекламодателя - в следующий раз. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уважаемые читатели!
Постоянное противостояние рекламистов и рекламодателей, их взаимные претензии и упреки стали уже "притчей во языцех". Рекламодатели обвиняют рекламистов в неверном воплощении поставленных задач и завышенных ценах на услуги, рекламисты, в свою очередь, считают, что рекламодатели, заказывая "такую же", как у конкурента рекламу, не желают задумываться ни о маркетинговой стратегии, ни о креативе, ни о реальной оценке затраченных рекламистами усилий.
Сегодня многие компании-рекламодатели имеют маркетинговые и рекламные отделы, самостоятельно продвигая собственные товары.
Sostav.ru представляет новую рубрику - "Заказчик", которая, по мнению редакции, позволит той и другой стороне лучше понять друг друга.
Ведущий рубрики -
Черняховский Вячеслав Степанович,
Директор Центра повышения квалификации
Образование в области рекламы, журналистики, экономики, международных экономических отношений, маркетинга, менеджмента и знание иностранных языков в разное время получил в Минске, Москве, Берлине, Нью-Йорке, Дарлингтоне, Эдинбурге, Риме.
Служил в системе Госкомитета СССР по внешнеэкономическим связям (1971-1989). Руководил маркетинговой, рекламной и PR деятельностью в совместных и внешнеэкономических предприятиях - INTERBOOK, UNISCAN, SOVRYBFLOT (1990-1994).
В прессе - заместитель редактора отдела мировой экономики еженедельника "Экономика и жизнь", главный редактор ньюслеттера "Кампания", газет "Рекламист", "Рекламный мир"; корреспондент в России международных изданий "Marketing Europe", "Display International".
Директор по работе с клиентами, менеджменту, маркетингу, PR, творческим вопросам, исполнительный, генеральный директор в рекламных агентствах: ЗАГРАНРЕКЛАМА, ВНЕШТОРГРЕКЛАМА, АГРОВНЕШРЕКЛАМА, ИМА ПРЕСС, КОНТАКТ, C-PRO PRODUCTION, ARTAMS, MEDIALINK. Заместитель директора Института прикладных социальных исследований (ИПСИ). Вице-президент по образовательным программам группы MEDIA ARTS. Проректор по развитию, профессор Международного института рекламы.
Общественная деятельность: являлся членом Экспертного совета по вопросам законодательства о рекламе при Комитете ГД РФ по экономической политике и предпринимательству, Комитета по рекламе Торгово-промышленной палаты РФ, Экспертного Совета Российской государственной библиотеки, Комитета "Третье тысячелетие", рабочих комитетов рекламного Совета России. Эксперт по рекламе в Конституционном суде РФ (1997). Советник, эксперт, член Совета Российской ассоциации рекламных агентств, Ассоциации коммуникационных агентств России с 1993 г.
Председатель, член жюри национальных и международных фестивалей, конкурсов, выставок рекламы, дизайна, рекламной фотографии - Московский фестиваль рекламы. Всероссийский конкурс дизайна, ДИЗАЙН И РЕКЛАМА, МАСТЕР, ТЕРЕМ, ДИАЛОГ, ЗОЛОТОЕ РУНО, Всероссийский рекламный форум, AD.AGE THE BEST, THE NEW YORK TV AD FESTIVAL, EPICA, EUROBEST, CANNES LIONS.
Отличия и достижения: "Сертификат Почета" Международного фестиваля рекламы "Cannes Lions-95"; Grand Prix международного фестиваля рекламы ТЕРЕМ в номинациях "Рекламная идея", "Рекламный текст"; дипломы Российской ассоциации рекламных агентств, Гильдии рекламных фотографов. Дипломант газеты "Комсомольская Правда". Лауреат Всероссийского конкурса ТПП РФ и СЖ РФ "Экономическое возрождение России". Персональные ссылки в энциклопедии "Синие страницы России", справочнике "Красная книга Российской рекламы". Академик Российской академии рекламы.
Автор рекламных текстов, идей, сценариев, концепций, курсов лекций, семинаров, программ, проектов, мастер-классов по рекламе, маркетингу, брендингу, менеджменту, реализованных в России и за рубежом.
Член Союза журналистов.
|
|
|