Sostav.ru - КАРТ-БЛАНШ - Выпуск № 12. Человек рекламирующий
Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
  Сотка
   Владимир Путин обсудил с журналистами свою статью 
124
Реклама на Sostav.ru Сделать домашней страницей Контакты Sostav.ua Русская версия
КАРТ-БЛАНШ
Версия для печати

Человек рекламирующий

Четверг, 27

По правде сказать, я не знаю, как правильно будет по латыни «человек рекламирующий», поскольку еще Александр Сергеевич заметил: «Латынь из моды вышла ныне». А в наших советских гимназиях во времена развитого социализма этому мертвому языку тем более не обучали. Разве что каким-нибудь поговоркам и крылатым словам вроде «Veni, vidi, vici» или «Mens sana in corpore sano» – про здоровый дух в здоровом теле.

Но точно «человек рекламирующий» – это тебе не «homo reclamare». Хотя слово «реклама» и произошло от латинского reclamare – «призывать, кричать, выкрикивать». Знакомый лингвист, к которому я обратился за помощью, почесал репу телефонной трубкой: «Надо подумать. А лучше обойдись как-нибудь без этого. Зачем? Или ты вы<…>бнуться хочешь?..»

Как в воду глядел! Хочу.

Но одно я точно знаю: «человек рекламирующий» и «homo sapiens» очень часто живут в разных шкурах.

С чего я озаботился этим homo reclamare? Просто мой старый приятель Д., обозреватель влиятельной газеты, получил предложение, от которого трудно отказаться: написать роман по фильму. Это сейчас синекура такая у литераторов. Синекура, кстати, от латинского sine cura – «без заботы». Хотя, конечно, некоторая нагрузка на организм есть. А если честно, поденщина и соковыжималка, а вовсе не дольче вита! Дают тебе рабочий материал новой «мыльной оперы» или полнометражного фильма, а ты, писатель, должен его быстренько раздуть, то есть беллетризировать. Или новеллизировать. Чихуахуа увеличить до размеров сенбернара.

«Книги по фильмам – нынче обязательный элемент раскрутки, – заметил в недавней «огоньковской» статье «Писатель по вызову», посвященной выживанию современной отечественной литературы, один из ее главных титанов, Дмитрий Быков. – Берем DVD, смотрим и пишем. Чем толще, тем лучше. В ближайшее время несколько весьма приличных русских писателей закончат литзапись двух крупных сериалов, а на «Ленфильме» выйдет целая серия обработанных прозаиками сценариев».

Моему же приятелю, весьма приличному публицисту, вручили не DVD, а сценарий – к съемкам приступят вот-вот, а книжку нужно выбросить на рынок одновременно с фильмом. Приятель позвонил мне: кино, оказывается, будет посвящено рекламистам, а ты, говорит, в этих кругах как Николай Николаевич Дроздов в «Мире животных». Короче, просил выступить Вергилием в кругах рекламного ада.





Автор будущего шедевра жаждал узнать детали и подробности: что за птица, этот самый русский «человек выкрикивающий»? Его характер? Вкусы? Среда обитания? Любимые словечки? Зарплата? А главное – какие у него моральные принципы и есть ли они? Может ли он ради карьеры предать коллегу?

Ну и как на такие вопросы-вопросищи ответишь по телефону? И мы отправились пить пиво и есть суши в кафе «Япошка». Благо оно в центре и по московским меркам – не обдираловка.

«Вот смотри… – принимаюсь я консультировать, едва мы расположились на летней веранде и продиктовали заказ замаскированной под гейшу бурятке. – Ну что за название – «Япошка»? Вопиющая неполиткорректность. Когда эта питерская забегаловка только открылась в Москве, некоторые столичные глянцы забились в восторге: «Ах, какое симпатичное имя!..» А чего в нем симпатичного-то? По-моему, тупое оскорбление жителей великой Страны Восходящего Солнца. Попробовал бы кто-нибудь назвать кафе украинской кухни «Хохлушка» или кошерный ресторан «Еврейчик». Или нате вам – кофейня «Азербот». Диаспоры такой бы шум сразу подняли… И это правильно! Тогда почему – «Япошка»? А завтра что будет – «Итальяшка», «Французишка», «Китаёза»?.. А ведь кто сочиняет такие названия? Герои твоего романа! Ладно, ты мне лучше про сценарий расскажи…»

«Лучше я тебе его пришлю. Сюжет такой: один 30-летний рекламист…»

Тут, как в кино, делаем затемнение – какой же резон пересказывать канву еще неснятой картины? Народ у нас лихой, творческий, сюжет могут и стырить. А после 150 городских сумасшедших будут примазываться в соавторы, как к бедному Дэну Брауну…

Будущий романист забросал меня вопросами, пытаясь вывести для себя образ типичного творческого директора. Я, конечно, порывался объяснить, что замысел нелеп: если креатор «типичный», то он уже не креатор. И что в рекламе, как, может, ни в какой другой индустрии, невозможно создать собирательный, обобщающий образ. Этим ремеслом занимаются абсолютно разные люди! А то, что народ воспринимает рекламное сообщество как одну большую и назойливую корпорацию по перемалыванию воздуха, так это вина рекламодателей.

Хотя, может, я был не прав? И можно сделать гибрид креативного коня и трепетной творческой лани?





Воскресенье, 30

И вот получаю на днях сценарий с пометкой: «Если там есть какие-то совсем смешные вещи, сигнализируй, пожалуйста». Сегодня прочитал. Неплохо. Узнаваемо.

Местами банально: «Тебе не приходило в голову, что Библия – это буклет, в котором описана вся история корпорации Бога с ее взлетами и падениями и полным завоеванием всемирной монополии в конце?»

Местами занятно: «Рекламное агентство «Три буквы»! Мы называем вещи своими именами!» (это когда главный герой не прогибается под очень важной клиенткой). Или описание рекламной кампании водочного бренда с «ядовитым» названием и такими же слоганами, над которой пыхтят герои.

Страшных ляпов я в сценарии не обнаружил, а про мелкие (в этом большом агентстве слоганы почему-то заставляют сочинять дизайнеров) сказал еще в «Япошке». Придумал эту динамичную мелодраму недавний вгиковец (между прочим, ученик Юрия Арабова) при участии другой сценаристки, а диалоги ему еще один товарищ помогал писать. А мой приятель на основе этого наваяет роман. Такое вот коллективное разделение труда. Креативный конвейер. Чехову с Достоевским и не снилось. По-моему, никто из соавторов к рекламе отношения не имеет, в агентствах или департаментах маркетинга никогда не работал, а так ли это важно? Что мешает написать тем, кто в материале, внутри, в процессе? И написать, и снять.

В общем, кажется, у нас все-таки появятся свои «99 франков». Кстати, в названии тоже фигурируют цифры. Уже сейчас понятно, что будет это сочинение не таким размашистым и харизматичным, как у Бегбедера, но и не таким пластмассовым и невротичным, как у Сергея Минаева.

Все! Больше о чужом проекте говорить ничего не буду. И так, кажется, выболтал лишнее…





В тексте использованы иллюстрации рекламной группы «МиФ» (Новосибирск).


31.07.2006 09:47 Килли
2 Васюхин:

И что?

31.07.2006 09:54 Толян
2 Килли

Похоже, что Влад какбы предупреждает заранее, что комменты составовских посетителей будут использованы в чьем-то сценарии.
Значит, мы все соавторы :))) Гы.

31.07.2006 10:05 monja
Влад интересно а ты случаем время выхода фильма не знаешь? :)
Про япошку солидарен они конечно не очень обижаются но почему ТЕБЯ это задело?:) Звони

31.07.2006 11:03 случай
тогда те же претензии можно предъвить и к новиковскому ресторану "Япона -мама".

31.07.2006 11:04
м. б. пригодиться:
человек рекламирующий видит людей насквозь,
поэтому людей не видит

ВВ, с наступающим :)

31.07.2006 11:09 Анатолий Вадимович
У нас уже есть "99 франков". Вернее у них есть "Поколение П".
Надо менять сферу деятельности. В метро на пероне обсуждают "тендеры" и "креатив", соседка в загородном экспрессе рисует сториборды. Куда мир катится?

31.07.2006 11:19
сорри, может пригодиться :ь

31.07.2006 11:21 гость
Про сборный образ согласна- эт невозможно. А на счет названий- и не такое бывает:) Бум на японскую кухню порадил и такое- "ем сам суши робот"(название ресторанчика японской кухни). А видели вывеску на магазине Последний ужин :) ОЧ. интересно что там в сценарии. Когда фильм выйдет:)?

31.07.2006 11:37 К Р Е А Т И Н
"Формула" "Чистого листа" начинает выкристаллизовываться: элементы интервью + инсайд. Если сюда еще добавить еще немного эпатирующей иронии по-поводу реклманой братии (в духе Дымшица, но слогом Васюхина), то "сотки" буду гарантированы! :-)

P.S. Ну до чего же крепко в Вас эти франки засели. Я, вот, например, ну АБСОЛЮТНО не понимаю, что в этой книжечке может привлекать хоть какое-то внимание (скажем, тот же "Тропик Рака" был написан гораздо раньше и литератором совершенно другого масштаба).

31.07.2006 15:51 Ironmatt
Бегбедер не литератор, а рекламист масштаба самого наикрупнейшего. Не стоит сравнивать его с Генри Миллером, тем более мир несколько изменился за последние сто лет)

31.07.2006 16:11
Клевые иллюстрации!!!! Респект.

31.07.2006 16:28 рыб
2К Р Е А Т И Н: странные сравнения с "Тропиком Рака". Бегбедер тогда даже не родился. И разве "Тропик" - книжка о рекламе?

Не уверен, что народу будет интересен фильм о рекламистах. Реклама достала по телеку, так что еще и кино про нее смотреть. бррр!

31.07.2006 17:32 Умник
2 рыб

Нас достала не реклама, а ПЛОХАЯ реклама. А это две большие разницы. "Чего хотят женщины" с очаровательной Хелен Хант, "Чужой билет" с Гвинет Пэлтроу, "Сладкий ноябрь" с Шарлиз Терон и множество других картин про рекламщиков все смотрели с удовольствием.

А Бегбедер не только рекламист масштаба наикрупнейшего, но и хороший литератор. Но превозносить его "99 франков" можно только от совпадения двух факторов: падкости на все модное и общей неначитанности. Потому что это довольно плоский роман, который сильно уступает и "Гламураме", и "Genereation П" (последнее очень приятно. Этак, по ура-патриотски :))

31.07.2006 17:55 К Р Е А Т И Н
31.07.2006 16:28 рыб - хоть это не слишком вежливо, но я все-таки отвечу вопросом на вопрос - а разве 99 книжка о рекламе? На мой взгляд - это книжка о Бегбедере! :-)

А с этой точки зрения - даже Минаев более искреннен.

31.07.2006 18:30 stop
Возвращаяясь к названиям ресторанам японской кухни, как вам название "Сушняк"...

31.07.2006 18:40
Да ни как ("московские баранки и японские сушки")!
Не смешно.
Обсуждение закончено
Dolce Vita, 2011-2012 г.
Array
Карт-Бланш, 2007 г.
Array
Карт-Бланш, 2006 г.
22.12Выпуск № 24. Бескомпромиссные итоги рекламного года. Выбор Васюхина 
52
14.12Выпуск № 23. Чемоданное настроение 
50
04.12Выпуск № 22. Десять лет с «Рекламными Идеями» 
19
28.11Выпуск № 21. Коллекция простейших 
62
15.11Выпуск № 20. «Отберите у них детей!» 
222
17.10Выпуск № 19. Хочу быть садовником! 
44
13.10Выпуск № 18. Non-magic touch 
57
06.09Выпуск № 17. На лбу у звезды 
14
21.08Выпуск № 16. Доктор Дымшиц 
57
18.08Выпуск № 15. Доктор Дымшиц 
157
17.08Выпуск № 14. Доктор Дымшиц 
121
16.08Выпуск № 13. Доктор Дымшиц 
122
31.07Выпуск № 12. Человек рекламирующий 
16
26.07Выпуск № 11. Креативная кухня 
39
14.07Выпуск № 10. Полеты с Орловым-2: о кино, Ганже и о любви 
54
06.07Выпуск № 9. Храбрецы Интернета 
27
29.06Выпуск № 8. Блюда от верблюда, или Завтрак с Оксаной Робски 
56
23.06Выпуск № 7. Не КАННтовать! 
57
09.06Выпуск № 6. Полеты с Орловым 
28
06.06Выпуск № 5. Вдох-выдох 
31
30.05Выпуск № 4. Do something 
23
17.05Выпуск № 3. Мы тебя научим Родину любить 
23
11.05Выпуск № 2. 
17
25.04Выпуск № 1. 
60
18.04Возвращение 
35
Рек-тайм, 2005 г.
Array
Лига чемпионов, 2004 г.
Array
Влад-Салат, 2003 г.
Array
Васюхин по пятницам, 2002 г.
Array
© "ООО Состав.ру" 1998-2019

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов