Ссылочный спам. Как избавиться от конкурентов в поисковой выдаче

2015-09-29 17:02:09 3852

Заметили неестественный рост ссылочной массы сайта? Поздравляем, ваш сайт подвергся ссылочном спаму. Несколько недель назад по Рунете прокатилась волна ссылочных атак на сайты самых разных тематик. Пострадали сайты TUi, «АиФ», Минтранс РФ, 1С-Битрикс, inoСМИ.ru, фитнес клуба «Зебра», наш сайт и многие другие. Давайте попытаемся ответить на два вечных вопроса: кто виноват и что делать?

Как понять, что ваш сайт подвергся атаке спамеров?

При анализе ссылок сайта (например, в сервисе Ahrefs или Majestic) наблюдается резкий рост ссылочной массы с низкокачественных доменов. Выглядеть это может, например, вот так:

Это график из Ahrefs для сайта нашего сайта iSEO.ru, где начиная с 6 сентября зафиксирован резкий рост доноров сайта, который абсолютно точно не вызван нашей SEO или маркетинговой активностью.

Проанализировав новые домены, появившиеся в этот период, становится понятно, что на сайт искусственно проставляется огромное количество внешних ссылок. Ниже приведен список низкокачественных доменов, зафиксированных в период роста ссылочной массы.

Определим их качество, проанализировав каждый сайт, где и как проставлена ссылка. В статье мы подробно остановимся лишь на одном сайте, так как последовательность действия для всех остальных будет аналогичной. Для примера возьмем сайт postech.ac.kr. Вот ссылка на спамную страницу, с которой проставлена ссылка на сайт iseo: http://student4.postech.ac.kr/icn_xe/xe/index.php?ar=000481&mid=members_alumni&document_srl=223. Будьте внимательны, переход по данной ссылке может подвесить ваш браузер!

Что представляет собой подобная страница? Это бесконечно длинная странница с огромным количеством комментариев, в которых (скорей всего автоматически) проставлено огромное количество ссылок на самые разные ресурсы.

Проанализируем, на кого еще ссылается данный сайт. Для этого в Ahrefs заходим в Linked Domains (связанные домены) и делаем экспорт. Получаем приличный список сайтов, ниже представлены ТОП-10 ресурсов из этого списка. Все это довольно крупные международные сайты.

Linked Domains Domain Rating Ahrefs Rank
facebook.com 100 1
twitter.com 98 2
youtube.com 95 3
wordpress.org 94 4
plus.google.com 94 5
adobe.com 93 6
linkedin.com 93 7
google.com 92 8
maps.google.com 92 9
pinterest.com 91 10

Смотрим, на какие русскоязычные домены ссылается postech.ac.kr. Наш сайт также есть в этом списке на последнем месте.

Linked Domains Domain Rating Ahrefs Rank
yandex.ru 85 36
mail.ru 85 40
rambler.ru 84 48
ok.ru 76 424
tiu.ru 72 1287
aif.ru 69 3278
pr-cy.ru 69 4307
msu.ru 68 5219
kinopoisk.ru 68 5260
tmweb.ru 68 5849
1gb.ru 67 5988
infobox.ru 66 9223
torgi.gov.ru 65 11012
spbu.ru 65 14061
yar.ru 64 17272
mybb.ru 64 19304
ferra.ru 63 20440
mintrans.ru 63 20934
inosmi.ru 63 24334
owebmoney.ru 62 29195
aladdin-rd.ru 61 38966
info-dvd.ru 61 40517
xakep.ru 60 50521
sfedu.ru 60 59501
strf.ru 60 62651
iseo.ru 59 67818

Подобных низкокачественных сайтов, участвующих в ссылочном спаме, существует огромное количество, вот только небольшой список, который нам удалось обнаружить.

  • 6ip.nl
  • apprenticesforhire.co.uk
  • clandestinoweb.com
  • devnull.fr
  • dsr2.ru
  • electricegg.net
  • financialloop.com
  • fine-press.com
  • forrestrunners.com
  • goodyou.es
  • halfturbot.com
  • hearingshop.co.kr
  • igorosa.com
  • kongjaru.com
  • littlemonstersforum.co.uk
  • milanresourcing.co.uk
  • montreal-destination.com
  • morgreport.com
  • mucinoffset.com
  • nearwen.com
  • nmc-obolon.com.ua
  • pequenoshijosdeladivinavoluntad.net
  • pl.edu.pl
  • poliklinika-babic.hr
  • postech.ac.kr
  • purailol.com
  • recagno.it
  • reillanne-en-luberon.fr

Мотив

Какая цель такой атаки, так до конца и не понятно. Возможно, это попытка при помощи некачественной ссылочной массы загнать сайт под действие алгоритма «Минусинск» или какой-то эксперимент, тест автоматизированного сервиса. В любом случае ясно, что подобный спам не полезен сайту.

Как сильно ссылочный спам может навредить сайту?

Сейчас поисковые системы особенно сильно взялись за ссылки. Перестав сначала учитывать внешние ссылки по коммерческим запросам, Яндекс дошел до «Минусинска», который нанес существенный удар по биржам ссылок, а также сайтам, злоупотреблявшими SEO-ссылками. Недавнее нововведение поисковика — АГС, который борется с сайтами, продающими ссылки.

Интернет сообщество усмотрело в последнем серьезное ущемление прав владельцев сайтов и даже собирает петицию против алгоритма Яндекса.

Что делать?

Так как поисковики наказывают за покупку и продажу ссылок, первое, что приходит в голову, сообщить Яндексу о ссылочном спаме. Мы так и поступили, собрав все доказательства того, что сайт подвергся внешней атаке недоброжелателей, сообщили все подробности в ТП Вебмастера Яндекса. Ответы от поисковика оказались лишены конкретики.

Ответ от Яндекса №1

Здравствуйте, Александр!

Понимаем Вашу ситуацию. При создании алгоритмов ранжирования мы предусмотрели подобные ситуации и постарались исключить возможность негативно повлиять на индексирование или ранжирование сайта извне. Вы не причастны к размещению данных ссылок, то Вам не стоит беспокоиться по этому поводу: на позиции Вашего сайта они повлиять не должны. Каких-либо санкций к Вашему сайту на данный момент не применяется.

Яндекс индексирует все ссылки, которые находит в интернете. Таким образом, пока ссылки существуют, они будут индексироваться роботом и отображаться в сервисе Яндекс.Вебмастер. Если Вы не хотите, чтобы пользователи приходили на Ваш сайт по этим ссылкам, то необходимо обратиться к владельцам сайтов, где они размещены. Надеемся, там Вам пойдут навстречу.

В любом случае, если Вы заметите неожиданное снижение позиций Вашего сайта по каким-либо запросам в поиске Яндекса, пожалуйста, пришлите нам примеры таких запросов. Мы постараемся выяснить, в чем может быть дело.

Яндекс предлагает сделать невозможное — попытаться договориться с вебмастерами корейских, китайских и прочих ресурсов по всему миру о снятии этих ссылок. Никакого инструмента по отклонению ссылок у Яндекса не существует (в Google есть disavow links, который отлично работает в таких ситуациях). Более того, «Минусинск» работает полностью автоматически. Поэтому, если ссылки снять все же не удастся, поисковик предлагает не обращать на них внимание, а продолжать развивать сайт и надеяться, что «Минусинск» сможет отличить спамные ссылки и не загонит ваш сайт под фильтр.

Ответ от Яндекса № 2

Здравствуйте, Александр!

У нас в настоящее время нет инструмента по указанию нежелательных внешних ссылок, и список, присланный Вами, мы тоже не сможем применить, так как все происходит строго автоматически.

Но я проверил, санкции к Вашему сайту не применяются, следовательно, подобные ссылки как-либо отрицательно на присутствие сайта в поиске не повлияли.

Следовательно, снижение позиций связано не с санкциями или с этими ссылками, а с корректировками в наших алгоритмах ранжирования, над которыми мы постоянно работаем, стараясь предоставить пользователям наиболее полную и точную информацию по их запросам, кроме того, поисковая выдача все время меняется.

В данной ситуации могу лишь посоветовать Вам продолжать развивать свой сайт, наполнять его уникальным контентом и делать удобным для пользователей – со временем его позиции в выдаче будут улучшаться.

Не самые радужные перспективы. Спамные ссылки продолжают расти ежедневно, и вебмастер остается фактически бессилен и одинок в борьбе с недоброжелателями. Снять подобные ссылки, проставленные ботами на спамных ресурсах, практически невозможно. Поисковик проблему решать не готов, ссылаясь на разумность алгоритмов поиска. Но пока «Минусинск» самообучается, мы наблюдаем, как выдачу Яндекса ежедневно трясет.

Поисковик указывает в своих ответах, что «Яндекс индексирует все ссылки, которые находит в интернете».Что же произойдет с сайтом, если на него будут проставляться подобные низкокачественные ссылки постоянно и по чуть-чуть, создавая имитацию естественного из прироста? Ведь алгоритм учитывает свежие ссылки, а если ссылки старые, а если их продолжать покупать по 1-2 в день и поддерживать в течение года? Эти вопросы так и остаются без ответа.

Очевидно, что необходимо решать проблему на глобальном уровне. Может быть уже не так утопично выглядит идея вообще отказаться от ссылок при ранжировании сайтов?!

В любом случае, если заметили резкий рост ссылок не по вашей инициативе и резкое проседание по топовым позициям, собирайте аналитику и пишите в Яндекс, доказывайте, что вы не закупали эти ссылки. Возможно, в дальнейшем это ваш единственный шанс доказать что-то Яндексу, в случае попадания под фильтр поисковика.

Еще больше материалов по теме в блоге iSEO.