Результаты исследования «Основные проблемы и риски в работе маркетолога»

2012-06-09 13:45:51 4411

Коллеги, в середине мая 2012 года мы анонсировали свое участие в бизнес-форум Digital Branding 2012 и объявили о проводимом нами мини-исследовании среди практикующих маркетологов. Представляем Вашему вниманию результаты этого исследования.

Для нас этот опрос – чистой воды эксперимент. Мы – не исследовательское агентство, и у нас нет опыта и ресурсов для проведения масштабных проектов подобного рода. Но попытка, на наш взгляд, была вполне удачная. Нам удалось опросить около двухсот человек. Основная часть анкет была заполнена в электронном виде еще до форума, остальные мы собирали на самом форуме в письменном виде. Среди опрошенных – представители компаний самых разных отраслей. Из наиболее крупных и известных компаний поучаствовали МТС, Тойота Моторс, Башнефть, Юникредит Банк, Пепсико, Альфа-банк и другие.

BrandMaker Russia занимается вопросами автоматизации повседневной работы маркетологов, поэтому в ходе опроса мы постарались заострить внимание на основных «болевых точках» в этой работе – процессах, которые часто приводят к потерям времени и денег. И вот к каким выводам можно прийти, основываясь на ответах маркетологов.

Часть первая: Работа с дизайнерами

Те, кто хоть раз курировал разработку рекламного материала, подтвердит – выстроить эффективную работу с дизайнерами нелегко. Много времени теряется в ходе составления технических заданий и корректировок уже разработанных макетов. Большинство отпрошенных (62%) отмечает, что в среднем для того, чтобы довести макет до финальной версии, требуется от 3 до 5 итераций. И лишь 9% опрошенных утверждает, что обычно хватает 1-2 правок.

Каждая итерация – это целая цепочка действий, включающая составление ТЗ с перечнем необходимых правок, доведением этого ТЗ до дизайнера, получение от него очередного превью, анализ и согласование нового варианта макета. При этом неважно, насколько мелкие это правки – суть может быть буквально в исправлении одной буквы – все равно в большинстве случаев нужно обращаться к дизайнеру, так как у заказчика нет необходимых программ для открытия исходных файлов. В анкету был включен вопрос с перечислением самых популярных типов графических файлов - .indd, .cdr, .ai, .psd. Практически все участники отметили, что не смогут открыть файл как минимум одного из этих форматов.

То, что к дизайнерам приходится обращаться даже за мелкими корректировками, ведет не только к потерям времени, но и к потерям денег – ведь оплачивать эту работу тоже нужно. Сходу оценить долю этих затрат непросто – около 20% опрошенных затруднились это сделать. При этом 15% участников считают, что больше половины затрат на дизайнеров уходит не на креатив, а на технические операции, а еще почти треть - что эта доля составляет от 20% до 50%.

Ситуация облегчается, если есть дизайнер, состоящий непосредственно в штате компании. Но, судя по результатам опроса, штатного дизайнера имеют лишь чуть больше половины компаний – 55%.

Часть вторая: Хранение и пересылка файлов

Хранение обычных текстовых документов и пересылка их по электронной почте – вполне тривиальная задача. Однако маркетологам в своей работе приходится сталкиваться с медиаданными самых разных типов – видео, аудио, презентации, макеты рекламной продукции, фотографии. Подобные файлы зачастую имеют большой объем, что затрудняет их пересылку коллегам. Мы поинтересовались у участников опроса, как у них обстоят дела с хранением и пересылкой файлов.

Наиболее популярными хранилищами файлов в российских компаниях являются FTP-серверы и сетевые папки в локальной сети (29% и 25% соответственно). Довольно большой процент опрошенных использует физические носители – DVD, внешние жесткие диски. Более продвинутыми решениями – MS SharPoint, Dropbox – пользуется относительно небольшое количество опрошенных (суммарно 16%).

Из-за этого зачастую теряется время при пересылке больших файлов. В частности, больше половины опрошенных указали, что для пересылки файла объемом 1 Гб им понадобится от 1 часа до нескольких часов (для пересылки обычно используются файлообменники).

Доля тех, у кого подобная операция займет всего несколько минут, тоже велика – 46%, Любопытно, что эти данные не коррелируются с информацией из предыдущей диаграммы об использовании средств для совместного доступа к файлам. Мы связываем большую долю таких ответов с распространением широкополосного интернета – действительно, при хорошем провайдере даже прямое скачивание файла 1 Гб занимает считанные минуты.

Наконец, еще один вопрос, который мы не могли не задать, касался надежности хранения данных и их доступности для тех коллег, кому они необходимы. С проблемой потерь данных из-за технических неполадок сталкиваются 58% опрошенных, в том числе 6% отметили, что эта проблема весьма распространенная.

Не менее часто маркетологи сталкиваются с ситуацией, когда важная информация теряется в связи с увольнением коллеги – 41% опрошенных считает, что это распространенная проблема, и лишь 25% она не знакома вовсе.


Часть третья: Структура рабочего дня

Еще часть вопросов анкеты касалась организации рабочего дня маркетологов. В первую очередь мы поинтересовались у участников, какая доля из общего количества рабочих операций маркетолога является рутинной – то есть повторяется регулярно с минимальным количеством вариаций.

Минимальной (менее 25%) считают эту долю менее четверти опрошенных. Наиболее распространенный ответ - от 25% до 50%. Так ответил 51% участников.

Это в очередной раз опровергает миф о том, что работу маркетолога сложно структурировать и автоматизировать из-за того, что она слишком творческая.

На что же тратят маркетологи свой рабочий день? Как выясняется из ответов на следующий вопрос, треть маркетологов ежедневно тратят не меньше половины своего времени на административные задачи, вообще не относящиеся к решению маркетинговых задач. 14% опрошенных ответили, что на административную рутину у них вовсе уходит более 5 часов в день. Тех, кому для решения второстепенных задач достаточно менее, чем 3 часов в день – 45% из опрошенных.

Похожая картина с затратами времени на планирование и отчетность. Минимальное количество времени – 5 часов в неделю и меньше – тратят на него лишь около половины опрошенных, остальным требуется существенно больше.

Нас заинтересовал вопрос – а не связаны ли эти излишние затраты времени на административную работу с общей схемой взаимодействия отделов внутри каждой компании? Не возникают ли ситуации, когда маркетологи вынуждены терять время из-за регламентов или негласных правил, навязанных другими службами?

Большинство участников опроса признают, что подобные препятствия существуют у них в компании. При этом непреодолимыми их считает чуть больше трети опрошенных, а 46% считают, что с ними вполне можно мириться. Совсем не возникает проблем с другими службами лишь у 12% респондентов.

В заключение мы задали вопрос относительно анализа деятельности маркетинговых служб на предприятии.

Лишь 12% маркетологов ответили, что в их компаниях регулярно проводится или проводился детальный аудит рабочих процессов отдела маркетинга, а больше половины участников вовсе не смогли ответить на этот вопрос.

Очевидно, изучением и оптимизацией бизнес-процессов в отделах маркетинга пока занимается очень небольшая доля российских компаний.

Мы благодарим всех, кто принял участие в нашем опросе. Желаем всем удачи, отличного настроения и новых достижений в нашей нелегкой профессии маркетолога!


С уважением, команда Brandmaker Russia

© BrandMaker Russia http://www.brandmaker.com/ru/