Проблемы производства видеорекламы в России

2011-05-04 11:31:09 7430

Кто делает видеорекламу?

Рынок российской видеорекламы набирает обороты. Количество русских продакшн-студий, предлагающих услуги по производству и созданию рекламы для телевидения, неуклонно растет. Однако всем известная истина «количество не значит качество» лучше всего характеризует деятельность многих продакшнов.

Итак, кто же представляет интересы рекламодателей на сегодняшнем рынке телерекламы?

Во-первых, это сами теле- и радиокомпании, которые, помимо размещения рекламы, предлагают и ее создание. Благо, у них имеются собственные студии, штат операторов и режиссеров и, конечно, профессиональное оборудование. Кроме того, заказчикам предоставляются заманчивые скидки при условии, что производство и прокат видеоролика будет производиться только у них.

Еще одними членами рынка продакшн-услуг являются продакшн-студии, осуществляющие полный цикл видеопроизводства: от препродакшна до постпродакшна. Наиболее крупные из этих студий являются лидерами, имеющими филиалы в нескольких странах и делающие рекламу для известных отечественных и мировых брендов. Естественно, цены у «звездных» продакшнов немалые, но и качество видеорекламы по праву можно назвать высоким. Далее идут более мелкие продакшн-студии, делающие более скромную рекламу: плохую или хорошую – все зависит от подхода, качества исполнения и бюджета.

Множество видеостудий, предлагающих услуги по фото- и видеосъемке, также могут сделать рекламный ролик, достойный проката на телеканалах региональных городов. Но там и бюджеты соответствующие, а качество – не тот пункт, которому уделяется внимание.

Если вы решили снять хороший ролик, к кому вы пойдете? Правильно, к продакшн-студиям, предлагающим полный сервис по производству видео рекламы. А вот тут важно не ошибиться, потому что проблем у русских продакшнов хватает. И если Вы, как заказчик, не знаете «подводных камней» видео производства – на выходе Вы получите, в лучшем случае, дешевый плагиат уже появлявшихся на видео рынке работ, в худшем – рекламу, которая своей безвкусностью снизит доверие к вашей компании или продукции.

Таких примеров – множество. Бывает, что качество ролика на высоте, а вот непонятно, что хотели сказать его авторы. Или наоборот, задумка видеоролика отличная, но постановка ролика делает его унылым и скучным. И неудачные и удачные рекламные ролики - это яркие примеры работ, на ошибках и достижениях которых нужно учиться, создавая собственную видеорекламу.

Проблемы у продакшна могут возникнуть на разных этапах видео производства.

Продакшн встречают по одежке....

За любым красивым видеороликом стоит профессиональная работа множества специалистов. Мастерски отснятый видеоматериал зависит, прежде всего, от таланта и опыта режиссера и его команды.

По мнению Бориса Анисоняна – главы отдела тв-производства агентства BBDO Moscow, корень проблем заключается в отсутствии достаточного количества высококлассных специалистов в России: режиссеров, операторов, художников-постановщиков. К сожалению, постоянно возникают ситуации, когда режиссер работает над одним проектом, параллельно думая о другом. Сумасшедший график и ограниченные сроки – разве можно в таких условиях делать хорошую видео рекламу?

С этим мнением согласен и Сергей Шанович, руководитель и креативный директор студии Shandesign. Он считает, что рекламные агентства и продакшны стали приглашать на аутсорсинг более «дешевых» отечественных специалистов именно потому, что штат высококлассных профессионалов обходится очень дорого. Но, к сожалению, редкие «недорогие» кадры могут сделать действительно качественную видеорекламу.

Не все то золото, что блестит

Некоторые компании не доверяют отечественным специалистам и приглашают зарубежных режиссеров, считая, что только за рубежом знают, как снимать правильную рекламу. Выделив жирный кусок на гонорар такому режиссеру, наивно полагать, что дело сделано. Да, специалист высокого класса выполнит свою часть работы «на отлично» и уедет. А дальше… А дальше отечественные специалисты начинают монтировать отснятый материал, и вдруг оказывается, что в результате ничего не клеится. Потому что профессионалы, с которыми западный режиссер создавал шедевры, — тоже за рубежом. А вы об этом не подумали, пригласив зарубежного мастера работать с вашей командой, не имеющей должного опыта.

Именно поэтому, приглашая российского режиссера, приготовьтесь к тому, что он согласиться на съемки только со своей командой, возможности и опыт которой соответствуют его уровню.

Внимание: Съемка!

Еще одна, но не менее важная проблема – это невнимательное отношение к процессу организации съемок. Долгие согласования, отсутствие должного понимания целей и задач, как со стороны рекламодателя, так и со стороны продакшн-студии приводят ко многим проблемам. Решив снимать сочный ролик на фоне летнего пейзажа в зимний период, естественно, возникает необходимость организации съемок в другой климатической зоне либо в специально оборудованном павильоне в Москве. Выбор остается за клиентом, который часто не отдает себе отчета в том, что же будет стоить дороже. Например, выезд в соседнюю Украину для съемок эпизодов ролика может обойтись дешевле, чем организация павильонных съемок в Москве. Однако незнание этих нюансов или игнорирование этого вопроса может вылиться заказчику в копеечку. А виноват окажется продакшн, который потребует большего бюджета.

Образы в рекламе: не забывайте про креатив!

Стоит, пожалуй, затронуть еще одну проблему, возникающую на начальном этапе создания видеоролика – наличие креативных кадров, способных создать рекламные образы и генерировать такие рекламные сообщения, которые действительно будут продавать. Кирикчи Игорь Николаевич, директор по организационному развитию ЗАО «ББДО», высказался по этому поводу весьма недвусмысленно: «Креатив создает контент для сообщения, привлекает внимание к бренду. Очень важно, чтобы он запоминался. Креатив не нужно недооценивать. Если мы сами не будем уважать творческий продукт, который делаем, то этого в результате не будет делать никто…»

А много ли продакшнов могут похвастаться по-настоящему креативными рекламными роликами из своего портфолио? Большинство из участников рекламного рынка ответит «нет».

Кто представляет вашу рекламу?

Еще одна «темная сторона» съемочного процесса – выбор людей, которые будут рекламировать продукт или услугу. Профессиональные, хорошо известные российскому зрителю актеры предпочитают сниматься в более долгосрочных проектах – кино и телесериалах.

Новые, не примелькавшиеся лица, нарасхват. Но только на некоторое время. Удачный типаж становится востребованным очень быстро, и не только для одного кастинг-агентства. Снявшись в нескольких рекламных роликах для разных заказчиков, актер становится никому не нужным. Зачем в совершенно разной рекламе один и тот же человек?

Иногда желание заказчика видеть в рекламе только определенный типаж может стать камнем преткновения. Тем более что съемки известного актера или, к примеру, спортсменки не являются залогом успешной видеорекламы. Главное здесь – соответствующая режиссерская постановка и качественная игра актера или модели, даже если делают они это впервые.

Задача продакш-студии – активная совместная работа с кастинг-агентством по поиску и подбору новых актеров для съемок в рекламе. На самом деле проблемы в новых лицах нет, есть проблема неправильной работы агентств и продакшн-студий.

Постпродакшн: нюансы

Итак, съемки завершены, отснятый материал готов к обработке. Наступает этап пост-продакшна. И появляются следующие проблемы. Основной вопрос: а где же менеджмент? А есть ли вообще человек, способный связать воедино продакшн и заказчика? Человек, который говорит клиенту, что работа будет выполнена в такой-то день, к такому-то времени, будучи полностью уверенным, что продакшн сделает все в срок и качественно.

В большинстве случаев наблюдается следующее: сроки сдачи работы не выполняются, клиента «кормят» обещаниями, а продакшн функционирует без четких указаний. Вина лежит на обеих сторонах: заказчик должен был позаботиться о гарантиях выполнения работы еще при выборе подрядчика, а сама продакшн-студия должна обеспечить организованную работу своих специалистов на всех этапах видеопроизводства. Это – залог имиджа и доверия к продакшн-студии. Единожды встретившись с продакшном, не выполняющим свои обязательства, клиент больше не обратится к нему.

Даже при условии идеальной работы арт-директора и менеджеров никто не застрахован от неграмотной работы графических дизайнеров. И наличие самого современного оборудования не спасет положение. Все упирается в бюджет: опытные дизайнеры стоят дорого, а спрос на рекламу не уменьшается. Вот и кормят рекламодателя тем, что есть в наличии. Зато дешево.

И, напоследок, затронем еще одну тему – сервисные работы в продакшн-индустрии. На данный момент даже столица не может похвастаться спросом в этой нише. Чего не скажешь про Европу и, по мнению Б. Аниносяна, даже про Украину. Основная причина – дорогие расценки на услуги.

Изучив основные проблемы видеопродакшна, возникает вопрос: почему до сих пор ситуация не стремится к лучшему? Дело в том, что спрос на видеорекламу превышает предложение. В результате за видеопроизводство берутся все, кому не лень, но абсолютно не заботятся о повышении профессионализма и не стремятся повышать свои навыки, обучаясь у опытных специалистов.
Итак, что же в итоге? Огромное количество работ, не годящихся даже для оценки «хорошо». Обиженные клиенты и недовольные продакшны. Первые – на то, что рекламные ролики получились совсем не такими, какими ожидались. Хотелось же, чтобы было по-европейски — с шиком, выглядело дорого и престижно. А продакшн-студия сделала дешево и скучно. Продакшны же сетуют на недопонимание заказчиков и завышенные требования при небольших бюджетах. Мол, хотят сделать рекламу, как у Coca Cola или Nike, а платят пару тысяч долларов.

Поря менять приоритеты, господа...

Источник: