Федерация креативных индустрий провела в лектории Skillbox онлайн-дискуссию с экспертами креативной индустрии

2021-07-01 18:36:07 3141

22 июня Федерация креативных индустрий (ФКИ), которая объединяет ведущие профессиональные организации, творческие союзы и креативный бизнес, представила в онлайн-формате свой новый фирменный стиль. Свою профессиональную оценку проделанной работе дали эксперты образовательной платформы Skillbox и Ассоциации брендинговых компаний России (АБКР).

В рамках двухчасового обсуждения представители креативных индустрий проанализировали фирменный стиль ФКИ, выслушали комментарии 11 независимых экспертов и наметили план действий по доработке стиля. Во второй части дискуссии Игорь Намаконов, Виталий Ставицкий и Анна Луканина затронули актуальные проблемы и перспективы индустрии, поделились своим мнением о влиянии пондемии на сектор и ответили на самый важный вопрос, есть ли будущее у небольших креативных команд из России, и как создавать востребованные продукты для внутреннего и внешнего рынков.

Полная видеозапись дискуссии:

Первая часть. Презентация фирменного стиля ФКИ и комментарии экспертов:

Игорь М. Намаконов, генеральный директор Федерации креативных индустрий: «Наша ключевая задача заключается в трансформации креативных индустрий в устойчивый сегмент национальной экономики, обеспечение диалога с государством и оказание системной поддержки всем объектам рынка».


Анна Луканина, управляющий партнер Depot branding agency, президент АБКР: «Если задача была сделать строгий дизайн, то она достигнута. Скобка – это знак объединения, синий цвет – самый стабильный, который только может быть. Я бы охарактеризовала этот стиль как осторожный, он очень safe choice. Мы же говорим о креативных индустриях, а вот именно креатива мне здесь и не хватило. В разработанной айдентике строгости и государственности, на мой взгляд, слишком много. Когда мы говорим о стиле, то рассматриваем не только логотип, но и шрифты, цвета, стилеобразующие элементы. Мне показалось, что нет некоего уникального элемента, который бы характеризовал и выделял вашу Федерацию. Если скобка используется как элемент стиля и айдентики, то это далеко не уникальный элемент – скобками пользуются сейчас практически везде. Хотя в целом все очень осторожно, стабильно и государственно. Айдентика должна быть стабильной, иначе не будет узнаваемости. Вам нужно сделать определенный фрэйм, то есть конструкцию, которую дальше можно развивать и наполнять».


Виталий Ставицкий, президент Союза Дизайнеров России: «Первоначальная задача - быть приближенным к стилю государственных структур - выполнена. Обычно такие организации стараются придерживаться цветов российского флага. У вас получилось решить добиться цели, не используя цвета российского триколора. Коралловый и приглушенно синий смотрятся хорошо».

Анна Луканина, управляющий партнер Depot branding agency, президент АБКР: «С одной стороны, вы правильно сказали: если коммуницировать с государством, то это нужно делать на одном с ним языке. Но если мы посмотрим на коммуникации, которые государство использует сейчас, и айдентику, которую выбирают для государственных инициатив, она уже не про триколор, она уже не с развевающимся флагом. Креативный подход – это то, что мы должны транслировать, этим мы и отличаемся от других секторов экономики».

Игорь М. Намаконов, генеральный директор Федерации креативных индустрий: «Я бы провел черту между творчеством и креативностью. Если в творчестве я подразумеваю эксперимент, особенность, яркость, то в креативности я подразумеваю всегда решение задачи творческими инструментами. Когда мы говорим об айдентике, мы говорим об инструменте, в первую очередь, а не о способе открыть новую территорию».

Наталья Марова, руководитель проекта, продюсер, модератор Retail.ru: «Для меня было удивлением увидеть настолько строгий дизайн Федерации креативных индустрий. Я ждала, что коралловый цвет будет реализован интенсивнее и ярче. Чересчур много Федерации и мало креатива».


Темур Сади, дизайн-директор в Mano branding: «Я думаю, что это можно использовать как некую основу, но дальше надо добавить креативности, потому что государственная часть визуально уже выполнена».

Евгения Кудринская, выпускница НИУ-ВШЭ (2021 год), Школа Дизайна: «Мне очень понравилась прозрачность айдентики, так как она объединяет разные индустрии и таким образом можно отразить эти разные направления. Меня смутила сама скобка, потому что, на мой взгляд, она не слишком гармонично сочетается с буквами. Сейчас она смотрится отдельно, и мне, как дизайнеру, бы хотелось этот момент подтянуть. Хотелось бы докрутить историю со знаками препинания, дополнить это все цветами. Так будет ярче, интереснее».

Григорий Хромов, арт-директор брендингового агентства ХРОМ: «Мне кажется, стиль очень утилитарный. Он основан на принципе «простота и эффективность» и не рассчитан на то, чтобы производить впечатление. Основная задача - отразить экспертизу. Экспертиза весьма серьезный товар, и на этот запрос стиль отвечает. Но я не увидел некой структуры в верстке, так как полоски на носителях расположены несколько хаотично. И я бы добавил цвета, так как стиль выглядит очень монохромным».

Максим Бабакаев, старший стратег Depot branding agency: «Бывают клиенты, которые говорят, что это “наш бренд, и мы хотим рассказывать про себя”. В фирменном стиле Федерации креативных индустрий мне не хватило этого рассказа про себя. Вы проектировали стиль так, чтобы он понравился государству и государственным структурам, но мало рассказали о себе. Мне кажется очень важным, чтобы на следующем этапе этот стиль раскрылся вас, не решал задачу понравиться кому-то, а транслировал историю. Вот этой честности, собственной аутентичности и идентичности мне не хватило».

Анастасия Дроздова, редактор раздела «Креатив» на Sostav.ru: «Я не практикующий дизайнер, я пользователь, который общается с различными агентствами и заинтересован в развитии креативной индустрии. Sostav.ru поддерживает идею дружбы, сотрудничества, поэтому идея со скобкой нам очень близка. Визуальный элемент хороший, потому что мы знаем, что простые символы очень эффективно работают. Но так как скобка на логотипе небольшая, она теряется. Между буквами ‘ф’ и ‘и’ образуется пропасть, от этого общее восприятие логотипа несколько проигрывает. В этом видна, скорее, отсылка к банковскому строгому стилю, в результате теряется уникальная идея объединения креативных индустрий».

Сергей Белоус, креативный директор брендингового агенства Tokin: «Я бы хотел вернуться в плоскость дизайна и заметить, что идея со скобкой вполне понятна - она объединяет все индустрии дизайна. Но ее можно было бы использовать более смело, поработать с ней более ярко - выйти за рамки, за скобки».

Геннадий Мохов, арт-директор Альфа-Банка: «О государстве, с которым вы будете взаимодействовать, подумали, а о самой индустрии - нет. Мне хотелось бы, что Федерация креатива стал институтом, который поменял бы "сухое" восприятие государства и индустрии в целом. С точки зрения digital айдентики мне не хватило интерактивных инструментов».

Лидия Капыш, Head of Design The clients: «Дизайн – это всегда позиция. Вы это так увидели и должны это отстаивать, потому что понравиться всем невозможно. Мне понравилось отношение к айдентике как к некой динамической системе, которая пока еще развивается. Если говорить про негативные триггеры, то это, в первую очередь, цвет. Если представить, что цвет – это запах, то вот такой пыльный синий – это запах нафталина, запах синих пиджаков, которых достали из глубин шкафа. Это запах государственной машины».

Наталья Марова, руководитель проекта, продюсер, модератор в Retail.ru: «В презентации на визитках аббревиатура ФКИ расшифровывается. Мне интересно, будет ли эта расшифровка на других носителях, ведь далеко не все люди знают, что это означает. Если мы говорим про узнаваемость, то надо еще подумать над расшифровкой, чтобы она закрепилась в этой формулировке».


Вторая часть. Дискуссия про актуальные проблемы и перспективы рынка.

Анна Луканина, управляющий партнер Depot branding agency, президент АБКР: «Брендинг – это зеркало социальных трендов. Это коммерческий дизайн. Мы являемся живым механизмом и отражаем то, что происходит в социуме. Например, настала диджитализация, соответственно, и наша услуга модифицировалась. Если говорить про дизай неров, то в моем понимании дизайнер стал сейчас многофункциональным гаджетом. От рядового дизайнера требуется очень много. Несмотря на то, что он специализируется на дизайне упаковки, он должен разбираться и в других направлениях».

Игорь М. Намаконов, генеральный директор Федерации креативных индустрий: «Я бы хотел поговорить про образовательные программы для молодых команд и креативных предпринимателей. Существуют ли они в АБКР и как работают?».

Анна Луканина, управляющий партнер Depot branding agency, президент АБКР: «Мы создали образовательную площадку - Академию АБКР. Сейчас Академия формирует программы, рассчитанные не только на молодые команды, но и для всех игроков индустрии брендинга. Мы пытаемся запустить институт наставников: менторы из зрелых агентств могут рассказывать студентами и молодым командам, как направить молодость, дерзость и креативную безбашенность в нужное русло".

Игорь М. Намаконов, генеральный директор Федерации креативных индустрий: «Хотелось бы узнать, в какой степени индустрия брендинга ощущает себя частью сегмента экономики, набирающего обороты. Какова роль брендинговых агентств и дизайна в широком смысле слова внутри зарождающегося сектора экономики России?»

Анна Луканина, управляющий партнер Depot branding agency, президент АБКР: «Нам не хватает сегментации внутри креативных индустрий. Есть такие направления как маркетинг, брендинг и другие. Есть театры, музеи, которые тоже направлены развитие бизнеса и экономики, но это другие виды деятельности. Иногда мы собираемся, смотрим друг на друга и пытаемся понять, что между нами общего. Мы все креативны, но у нас разные бизнесы и абсолютно разные проблемы, поэтому находить точки соприкосновения бывает тяжело. Поэтому здесь я бы хотела видеть четкую сегментацию и навигацию по креативным индустриям».

Виталий Ставицкий, президент Союза Дизайнеров России: «Согласен, затронута важная тема, потому что создание сегментации необходимо. Мы не знаем в случае чего, в какое министерство идти, и нет определенной точки сборки. Может быть, как раз Федерация креативных индустрий решит эту проблему и станет отправной точкой".