Рассуждения на тему "Образование и образованность маркетологов"

2010-09-17 21:41:33 2789

Сейчас к концу недели полегче стало, поток желающих пройти собеседование немного уменьшился. Поэтому теперь есть немного времени для того, чтобы порассуждать на тему "Образование и образованность маркетологов". Вообще, получение очередного образования – это очень действенная мера, необходимая человеку на определяемых им самим стадиях его личностного и профессионального развития. Это осознанная необходимость, требуемая для систематизации имеющегося и получения нового. Это непрерывный процесс, который может повторяться по мере возможности и необходимости. Нужно, например, человеку переосмыслить свое нынешнее положение, покопаться в себе и понять себя нынешнего для себя будущего - он идет учиться. Он "садится за парту" с такими же как он и, внимая новое, он переосмысливает старое, делая тем самым своего рода "работу над ошибками". При этом он не замечает как постепенно, но стремительно "растет над собой".
И это происходит именно изнутри. А если при этом его общий уровень образованности, достигнутый на этот момент его жизни, был очень высок, то за это время ему будет очень легко справится с самим с собой, найти ответы на свои когда-то сложные вопросы не только с помощью преподавателей и коллег, но в самом себе.
Образованность очевидно намного шире, так как включает духовность, полученное воспитание, развитую внутреннюю культуру, призвание и многое другое.
Сейчас, например, детей с 8-ми месяцев готовят рисовать пальчиками краской на бумаге, развивают мелкую моторику, учат говорить, писать, считать и к 3-м годам (до этого времени всё очень хорошо усваивается) это - уже цельная образованная развитая личность 0-уровня:-))), в перспективе претендующая на звание одаренного)).
Ну а дальше, чтобы он не изучал, всё идет ему на пользу, на его развитие, потому что он уже умеет мыслить.
Это реально образ жизни, так как ты учишься постоянно и везде - самооценка повышается, уважение окружающих растет. Я, например, учусь во время посещения спектаклей, шоу и концертов, лекций, конференций, семинаров, во время просмотра фильмов, сериалов, новостей, просто научно-познавательных передач. Учусь во время общения с руководством и подчиненными, во время общения с родителями и детьми. Учусь во время пробежек, прогулок, поездок, общаясь с разными людьми из разных стран мира. Учусь во время собеседований и лекций со слушателями, во время вот такого живого и открытого общения в интернете - причем как под своим именем, так и под разными "никами" на разных форумах.
Вы же понимаете, Друзья, что на эту тему я еще нигде особо не рассуждал, но вот поставил перед собой этот вопрос, достаточно быстро включил мой мыслительный аппарат и возможно подсознательно моя образованность выдает сейчас то что я пишу и как я пишу:-))
Точно также происходит и во время моих интерактивных лекций, которые я никогда не знаю чем и как хорошо закончатся) Но мне всегда одно очевидно - нам вместе со слушателями удается открыть каждому для себя что-то новое, правда, увы, в пределах своей общей образованности. И при этом никто не упрекнет другого в низком уровне знаний по тому или иному вопросу - потому что каждый из нас хорош по-своему в зависимости от стиля и образа жизни, нажитого опыта, набитых "шишек", удач и неудач.
Прикладным навыкам людей обучить легко, а вот научить их мыслить нестандартно, поступать оригинально - это очень сложно. И поэтому каждый, приходит к нам со своим, а уносит в себе нечто большее. И, поверьте, это не только прикладные навыки. Это скорее системный образ мышления, это развитая интуиция, это смелость, это решимость перевернуть весь мир, это огромное желание жить - и жить хорошо!
Теперь, после того, как я попытался дать общее представление об этом, позвольте и к некоторым частностям перейти.
Парадоксально, но факт, что высшее образование у маркетолога может быть, а общая маркетинговую образованность у него может начисто отсутствовать. Более того, наличие нескольких высших образований, может просто на всю жизнь изуродовать этого человека)
Невероятно, но факт, что общая маркетинговая образованность формируется у человека постепенно в процессе выживания. Известно, ведь, что многие из нас, по своему характеру довольно азартны. Это, в свою очередь, постоянно толкает нас на поиск возможности для выплеска адреналина, поиск хоть небольшого, но выигрыша во всем. Мы находимся в постоянном поиске экономии, в поиске лучшего, отрабатываем свои навыки и свои умения до автоматизма.
Например, некоторым доставляет истинное наслаждение искусно торговаться, долго и кропотливо искать лучший вариант, неспешно сравнивать его с предыдущими, т.е. "проводить маркетинг". И, естественно, что любое удачное приобретение вызывает настоящую эйфорию, приток новых сил и энергии. Полная одержимость и желание инициативно искать необходимую информацию, желанный товар или услугу, и постоянно анализировать возможности получения материальной и нематериальной выгоды везде и во всём - вот первая черта проявления маркетинговой образованности.
Для этого, безусловно, важно владеть всеми коммуникационными навыками, языком жестов и телодвижений, понимать психологию людей, учитывать особенности их поведения. Этому очень помогает умение ставить себя на место другого и чувствовать себя на нем уверенно и свободно. При этом, примеряя на себя ту или иную оболочку, важно уметь чувствовать и переживать то, что переживает интересующий тебя человек. Возможно, здесь нужно какое-то особое чутье, чтобы предугадать его желания. Нужен и солидный опыт общения и высокий уровень образованности, чтобы мгновенно снять все его вопросы. Это, в свою очередь, позволяет заслужить лояльность этого человека. Действительно, очень приятно осознавать, что стал для него авторитетом, экспертом по многим вопросам. Умение образно говоря, по уши влюбиться в человека, замечать и отмечать его, правильно понимать не только то, что он говорит, но предугадывать то, что он думает - это вторая черта проявления маркетинговой образованности.
Ну и дальше, после того, как никаких барьеров между Вами уже не существует - Вы можете спокойно советоваться с ним на равных по любым вопросам. Умение ненавязчиво и быстро обеспечить человека полноценной информацией к размышлению, необходимой для постепенного принятия решения, а также способность потом самому же помочь ему в ней разобраться, грамотно оценить возможные риски, честно проанализировать имеющиеся у него возможности, взвесить все "за" и "против" - это третья черта проявления маркетинговой образованности.
Ни и, естественно, обычная человеческая ответственность за того, кого, ты приручил - это четвертая черта проявления маркетинговой образованности. Возможно, твоя внутренняя культура, полученное воспитание, чувство такта, вежливость, уважение к человеку, искренность в словах и поступках, умение пойти на компромисс и даже на серьезные уступки - всё это элементы без которых невозможно поддерживать отношения с человеком. И он, видя это, будет всегда приходить за советом (товаром, услугой) только к тебе. Он очень чутко будет ощущать эту внутреннюю тонкую связь, которая также легко может оборваться.
Примеров тому много, когда ты понимаешь, что тебя обманули, когда тебе без особых объяснений не сделали вожделенную скидку (а другим, вроде таким же как ты постоянным - сделали). Или неожиданно тебе не узнали, не заметили, не улыбнулись, не отметили взглядом, к общению с тобой подошли холодно и формально, тебя вовремя не проинформировали, не помогли разобраться в качестве, с тобой панибратски обращались и глупо пошутили и т.п. Очевидно, что длительность удержания таких отношений зависит не только от возможностей, но и от внутренней культуры человека. И очень хорошо бывает, когда человек сразу показывает своё настоящее "лицо".
Вот вам, пожалуйста, в качестве последнего из примеров. Звонит мне вчера девушка, и сходу неожиданно спрашивает :"Это Центр "Бизнес и маркетинг"? "Да"- отвечаю. "Значит я туда попала. Ну, давайте, рассказывайте мне, что Вы там предлагаете по маркетингу".
Ну я начинаю было говорить о том, что мы уже через неделю начинаем годичную программу профпереподготовки, вся информация о нашей программе есть на нашем сайте, группа почти сформирована, и если она захочет учиться именно у нас, и сможет определиться за оставшиеся несколько дней, то возможно она успеет попасть именно в эту группу. Но девушка, вдруг неожиданно, довольно резко и как-то нервно и раздраженно вскрикивает, что-то типа: "Не надо на меня давить!" "Вы давайте, начинайте, рассказывайте, убеждайте меня, что мне эта услуга будет полезна - это же маркетинг, давайте, давайте!"
Ну я, естественно, слегка опешил, так как, давно со мной не обращались как с "половым" или "официантом", да и сам я всегда разговариваю со всеми довольно вежливо и тактично, да и на получение прибыли любым путем никогда не был ориентирован.
Ну я, конечно, быстро взял себя в руки, и попытался определить, хотя что это за "подарок" к нам так рвется. Не конкурентов ли это завистливых происки? Не подруги ли бывшие шуткуют?)
Вообщем, стал аккуратно и сдержанно задавать уточняющие вопросы про нынешнюю профессию и т.п. Девушка, помолчала немного, но потом всё-таки сквозь зубы, нехотя и однозначно стала отвечать: "Маркетолог". Ну я ее спросил про сферу бизнеса ("Социалка"), про наличие высшего ("Целых два"), про занимаемую должность ("Директор"). Ну вроде бы по всему наш клиент.
Я естественно начал ориентировать ее на нашу МВА, но внутри у меня почему-то такое тягостное сопротивление было. Язык почему даже как-будто отказывался поворачиваться. Ну а азарт и желание общаться пропали полностью, после фразы "Я вообще не верю в полезность российского МВА". Я пригласил ее изучить наш сайт, ну а потом выбрать время, чтобы подъехать пообщаться. Я реально понимал, что случай очень тяжёлый, "клиент не созрел" и работы будет много. Поэтому лучше пообщаться лично у меня в кабинете, на мягких и удобных кожаных диванах за чашкой хорошего чая)
Но осадок от этого звонка всё-таки остался. Если бы это было по молодости, а я бы торговал, например, пряниками, и был бы замотивирован на сбыт, то я бы этого бы даже не заметил и девушка получила бы от меня в ответ серьезную и вполне адекватную порцию шуток-юмора. Возможно даже, что мы так бы распалились с ней, что дошли бы и до орга низации встречи)))
Но в нынешнем своем положении я теперь очень осознанно понимаю, что если бы всё предыдущее было сказано ею спокойно, тактично, с пиитетом и уважением, то, естественно, я бы с удовольствием и даже взахлеб рассказал бы ей обо всех его преимуществах и недостатках). Но здесь вначале внутри меня произошел такой "надлом", что я реально понял, что "Я не хочу ни ее, ни тем более ее денег". Возможно сыграла моя изначальная установка не на "план по набору любых любой ценой", а именно на формирование психологически здорового коллектива группы, состоящих из воспитанных, приятных в общении, тактичных людей, одержимых идеей разобраться в себе и достичь успеха в в жизни.
Мне вообще очень приятно, когда люди приятны, когда ты заходишь в группу улыбающихся добрых людей, когда ты раскрываешь перед ними свои мысли, касательно того или иного вопроса, и когда они отвечают тебе взаимностью. Я почему-то очень не люблю замкнутых "людей-роботов", общающихся со всеми казенно-деловым языком, не умеющих расслабляться. Я не люблю людей, говорящих ради того, чтобы сказать, выпячивающих свои мнимые достоинства, на самом деле оказывающиеся застарелыми комплексами. Излишняя бравада, наглость, нахальство, панибратство и общее бескультурье - это самые яркие проявления необразованности, несмотря на наличие множество корочек и степеней.
Маркетинг вообще - это не наука, это филигранное и тонкое искусство любить и понимать, а этого не может быть без общей образованности, без внутренней духовности, которые не привнесут никакие высшие образования. Перед хамами и наглецами маркетинг бессилен. Конечно, с ними, искусственно общаются, и делают это при наличии очень высокого уровня эмоционального напряжения. А когда общение идет "на сопротивление", "сдерживание" и "преодоление себя настоящего", то это уже не маркетинг - это уже сбыт)))) Возможно, это несколько субъективно, но зато от души. Не судите меня строго, я вот просто так сел и сходу всё написал) Удачи)