Исповедь Директора или "Делай всё наоборот — вот тебе и маркетинговый подход" (Часть 1))

2010-07-26 17:13:28 2880

Пока есть немного времени, решил черкануть несколько строк в свой бизнес-блог - вдруг кто-то прочитает, найдет это интересным и откликнется) Мне вообще хотелось бы обсудить с вами что-нибудь лёгонькое - например поискать причины непонимания маркетологов руководителями компаний, непринятия их предложений. Только ли в маркетологах дело? Может надо бы и на некоторых руководителей взглянуть критическим взглядом? Именно об этом этот пост. Вообще, лично мне очень странно, почему-то на практике маркетинговый подход так очень плохо приживается. Виной тому я, например, на полном серьезе считаю наличие во главе компаний достаточного количества неуверенных в себе руководителей.

Хотя конечно, они сами так не считают, они на публике старательно делают серьезное лицо, умело "надувают щеки", говорят умные слова и используют термины, описывая досточно простой процесс. Они очень следят за своим здоровьем, внешним видом, активно путешествуют, энергично тусуются среди себе подобных, деланно поддерживают отношения с властьимущими, и при этом очень консервативно управляют своим бизнесом. Любое изменение их пугает, любой риск - вызывает множество ненужных и не касающихся дела вопросов, сторонних рассуждений и размышлений. Удивительно, но это касается не только руководителей, "спущенных сверху" или "нанятых со стороны", но и тех, кто вырос в своем бизнесе. Возможно неуверенность в своих силах вызвана постепенным снижением их деловой активности с годами, возможно, что они придерживаются принципа "то что есть - уже хорошо и это бы не потерять". Они конечно заказывают те или иные исследования, внимательно выслушивают те или иные советы консультантов, но, всё больше общаясь с такими руководителями, реально понимаешь, что они уже не видят свою долгосрочную цель, не видят себя и свой бизнес на 10-15 лет вперед.

Если взять уж совсем "одиозные образы", то почему задумываешься, а как они вообще и за счет чего они вдруг стали руководителями? Конечно многие имели и имеют серьезную поддержку "в верхах" и финансовую подпитку со стороны, являются членами разным образом сложившихся по жизни команд. Как правило, многие из них не хватали звезд с небес и школьные годы были активными "троичниками", задачей которых было быстро найти возможность списать у более умных и усердных "отличников"))). Именно эти качества вскоре похоже наиболее и пригодились им и по жизни - пройдя суровую армейскую школу, набив "шишек" в различных неформальных организациях, в отличие от "отличников" с блеском закончивших ВУЗы, они закалились и создав свой бизнес, стремились активно нанять последних для осуществления конкретной работы. Ну а дальше было дело техники - посредством как теперь говорят "харизматичности", жесткости и тотального контроля суметь выжать из деятельности умных и грамотных, но безропотных, не знающих себе цену исполнителей, максимум выгоды. При этом им даже не было необходимости осваивать новые информационные технологии, изучать правила организации и ведения бизнеса. Достаточно было просто поддерживать "атмосферу страха", контролируя исполнителей по мелочам (время прихода-ухода, расход бумаги, затраты на "концелярку", порядок и чистота на столе, в столе и шкафах, внешний вид, и т.п.) Это хотя и позволяло им получать истинное наслаждение от власти, но при этом, естественно, серьезно влияло на их имидж и деловую репутацию, из-за распространяемой изустно сотрудниками негативной информации. К тому же, постоянно питаясь сильно извращенной информацией из уст своих "осведомителей", как правило из старой команды, а также оценивая людей не по результатам их работы, а на основе своего субъективного отношения к ним - абсолютно невозможно получить реальное представление о текущем состоянии дел. Вообще в таких организациях, как правило, тщетны любые попытки формирования позитивной корпоративной культуры, посредством насаждения искусственных корпоративных праздников и спортивных мероприятий, так как сотрудники либо избегают очередной прекрасной возможности "изображать радость", "восславить руководителя" и "укрепить здоровье", либо поступают тихо и прагматично по принципу "с паршивой овцы - хоть шерсти клок". Очевидно, что в такой психологически напряженной атмосфере довольно трудно реализовать по настоящему эффективный маркетинговый подход к ведению бизнеса.

Конечно результаты заказываемых такими компаниями маркетинговых исследований фиксируют мнения и пожелания клиентов компаний относительно их продуктов и услуг, предоставляют данные организационных процедур обратной связи компании с обществом и клиентами по оценке имиджа компании и эффективности маркетинговых мероприятий по продвижению услуг, но всё это, за редким исключением, не используется при разработке формальных процедур, направленных на координацию всех видов деятельности, организацию планирования и управление компанией с учетом меняющейся конъюнктуры рынка. А ведь возможно, что именно всё это позволило бы изменить и управленческую философию, развить внутреннюю культуру компании, систему общения и взаимодействия, управления персоналом, т.е. реально и успешно перейти от производственного подхода к маркетинговому. Вместо этого, как только грянул экономический кризис - именно маркетологи были уволены первыми. Но успешная практика некоторых компаний уже наглядно показала, что именно маркетологи в этот период получили реальную возможность проявить себя, постоянно осуществляя мониторинг бурлящих рынков, отыскивая освободившиеся "ниши", информируя общественность и клиентов о стабильной ситуации в своей компании. Возможно в остальных компаниях опять сработала недальновидность и неспособность таких неуверенных руководителей быстро оценить обстановку и принять выверенное решение.

Мне бы хотелось завершить этот пост всё-таки позитивно, и на примере организации деятельности своего Центра "Бизнес и маркетинг" АНХ при Правительстве РФ показать, что маркетинговый подход к ведению бизнеса может быть успешно реализован только командой, изначально поддерживающей здоровую деловую атмосферу. А для этого, как не удивительно, его руководителю нужно просто делать всё наоборот!)

Очевидно, что любой здравомысляший, в меру амбициозный, грамотный и мудрый руководитель всегда реально понимает, что его нынешняя ступень карьерной лестницы не является высшей - и поэтому "нЕчего выёживаться", "надувать щеки", и поспешно относить себя к богатейшим мира сего!) Нужно просто работать вместе со своими подчиненными на равных, вначале помогая им в выполнении их наиболее сложных обязанностей, активно передавая им своё видение, свои навыки и умения, в также совместно формируя различные подходы к решению различных задач. (И поверьте это в корне отличается от единичных показушных выходов топ-менеджеров на исполнительские рабочие места!)

Потом уже можно постепенно передать им все функции по ведению отдельных бизнес-направлений, а вместе с ними - и ответственность за выполнение текущих задач, оставляя контроль за собой. Именно доверие и терпеливое общение - и есть основа построения здоровой атмосферы. Ну и конечно же никаких репрессий касательно времени прихода-ухода, личному использованию рабочего времени, оргтехники, компьютеров, Интернета и т.п. Постоянно работая с сотрудниками, личным примером можно сделать больше чем приказами, замечаниями и внушениями. Да и шутливый тон и стиль общения еще никого особенно не раздражал) Нам, например, нет необходимости проводить затянутые совещания с бестолковыми отчетами и вымученными вопросами и ответами, нет необходимости специально готовиться, чтобы что-то отметить) Если надо посоветоваться, то можем это сделать с помощью средств коммуникаций, или просто собравшись в кружок, прямолинейно, без демагогий, обменяться конкретными мыслями и предложениями. Ну а если необходимо отметить победу или событие, то все горят сами желанием в конце рабочего дня "сделать себе и всем праздник"!

Даже сейчас мы почти все находимся в отпуске, но это не мешает нам активно собеседовать с потенциальными слушателями посредством современных информационных технологий, эффективно общаться друг с другом, обдумывать и готовить новые идеи по развитию нашего бизнеса! Кстати, аналогичную схему взаимодействия мы активно используем и в случае болезни кого-то из членов команды и при командировках.

Возможно, что именно за такими добрыми, честными и здоровыми командными коммуникациями - и есть будущее успешного внедрения и реализации маркетингового подхода к ведению бизнеса!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ