ГК Russ Outdoor нашла способ обойти ст. 19 закона «О рекламе»

2022-07-27 17:15:36 Время чтения 9 мин 574

15 июля 2022 года Госдума одобрила в первом чтении поправки в закон «О рекламе». Они могут спровоцировать монополизацию рекламного рынка.

Законопроект предполагает создание единого оператора, которому на 30 лет без торгов отдадут в управление все цифровые носители в стране. Контент на них можно будет размещать только через единый информационный ресурс.

Только Russ Outdoor соответствует требованиям к будущему «монополисту»

Самый интересный вопрос: кто же этот единый оператор? Законопроект рисует такой портрет: российское юрлицо, свободное от иностранного контроля, которое является системообразующей организацией, выполняющей рекламные функции. У него должны быть свои уличные экраны на транспорте, на вокзалах, в аэропортах, на станциях метро, а также свое ПО с исключительными правами на него. На рынке наружной рекламы есть только одна компания, которая может претендовать на статус такого оператора с учетом названных в законопроекте критериев — ГК Russ Outdoor.

Свои финансовые показатели ГК Russ Outdoor в последние годы не раскрывает.

При этом формальными собственниками ГК Russ Outdoor являются иностранные компании* Media Support Services Limited и Mercury Outdoor Displays Limited, зарегистрированные на Британских Виргинских островах. Причем доли обоих владельцев в залоге у ВТБ. Гендиректор предприятия — Роберт Мирзоян.

По данным РБК, 73,6% ГК Russ Outdoor принадлежит ООО «Стинн» (фактические бенефициары — братья Леван и Роберт Мирзояны и депутат Госдумы от «Единой России» Бекхан Барахоев), 26,4% — ВТБ, который также выступает кредитором группы.

В начале февраля этого года стало известно, что владельцем 22% ГК Russ Outdoor стал инвестфонд «Резервактив» под управлением компании «КСП Капитал управление активами» Сергея Котляренко, которая также управляет активами семьи Игоря Шувалова и строительной компанией «Дон-Строй Инвест», подконтрольной ВТБ.

Уход от торгов обкатан на «Омис-92»

Кстати, о торгах. Необходимо отметить, что с 2019 года ГК Russ Outdoor управляют новые собственники, имеющие интересный бэкграунд обхода установленных порядков.

Так, компания «Омис-92» также является активом исполнительного директора Russ Outdoor Роберта Мирзояна. Она остается единственным участником столичного рынка, который нашел способ в течение многих лет обходить ст. 19 закона «О рекламе». Закон обязывает городские и муниципальные власти заключать договоры на установку и эксплуатацию наружной рекламы только на торгах. Но хотя «Омис-92» не участвовала в торгах 2013–2014 годов, на которых разыгрывалась вся наружная реклама в Москве, город выдал ей разрешение на установку рекламных конструкций. Роберт Мирзоян купил «Омис-92» как раз накануне торгов.

В 2021 году СМИ сообщали**, что «Омис-92», входящая в ГК Russ Outdoor, подала очередной иск, в котором потребовала у департамента СМИ и рекламы продлить договор на установку и эксплуатацию наружной рекламы до июня 2026 года — и снова, уже в четвертый раз, выиграла суд у столичной мэрии. В итоге организация будет до 2026 года эксплуатировать рекламные щиты в Москве по старым ценам, утвержденным еще в 2011 году. По итогам торгов 2013–2014 годов за рекламные места в Москве средняя стоимость ежегодного платежа за конструкцию формата 6х3 м составляла около 1,6 млн руб.

Все достанется братьям Мирзоянам

В выигрышной ситуации от принятия законопроекта в его сегодняшнем виде окажется ГК Russ Outdoor. Им может достаться очень привлекательный рекламный актив — быстрорастущий рынок цифровой наружной рекламы. В 2021 году рекламодатели потратили на цифровую наружку почти 15 млрд рублей, этот сегмент был самым динамичным в медиа — рост составил 69%.

Ряд экспертов отмечает, что результатом принятия законопроекта может стать перераспределение бизнеса Gallery, а также других DOOH-операторов в пользу тех, у кого больший админресурс, то есть ГК Russ Outdoor.

В начале 2021 года в интервью «Ведомостям» исполнительный директор группы Russ Outdoor Роберт Мирзоян уже обещал устроить революцию на российском рынке наружной рекламы***.

Начало этой революции было положено в декабре 2021 года, когда Russ Outdoor и Gallery объявили о стратегическом партнерстве. Вместе компании зарабатывают 50% от всех доходов с уличных рекламных конструкций.

Тогда отраслевые эксперты назвали это партнерство первым шагом подготовки к столичным торгам 2023–2024 годов. В ближайший год в Москве должны состояться новые торги, и, по мнению экспертов, для закредитованных компаний уничтожение конкурентного рынка и создание рекламной монополии — единственный способ избежать банкротства.

Рассмотрим более внимательно платежи после состоявшихся в Москве торгов 2013–2014 годов. В период 2013–2015 годов поступления составили в среднем 11 млрд руб. в год. Затем размеры арендных платежей непрерывно снижались: в 2016–2017 годах они составили уже 3,34 млрд и 4,8 млрд соответственно, а в 2020 году — всего 1,32 млрд руб.

Отраслевые эксперты отмечают****, что снижение арендных платежей, в частности для ГК Russ Outdoor, связано с огромными долгами. В кредитных договорах компании фигурируют значительные суммы и жесткие сроки погашения. При этом главная причина убыточности сегодняшних лидеров рынка — неверная стратегия, выбранная собственниками Russ Outdoor и других операторов на торгах, которые прошли в 2013–2014 годах. Сейчас десятилетние контракты на исходе, а многомиллиардные кредиты, которые были взяты для участия в тех торгах, так и не погашены (по данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году за ООО «Русс аутдор» числились обязательства по долгосрочным заимствованиям на 11,44 млрд руб.). Крупнейшим игрокам работа в рыночной среде грозит банкротством. В конкурентных условиях шансы на выживание у компаний с многомиллиардными долгами уменьшаются.

Госбанки, выдававшие кредиты операторам, если и смогут вернуть свои деньги, то лишь в случае победы компаний на новых, значительно менее конкурентных торгах в Москве, а еще лучше, если этих торгов не будет вовсе, как и предлагается в новом законопроекте.

Добавим, что 18 июля Национальная ассоциация визуальных коммуникаций (НАВК) практически в полном составе выступила против законодательной инициативы. Воздержалась от подписания резолюции лишь компания Russ Outdoor. Эксперты считают, что именно она и станет тем самым «единым оператором», потому и лоббирует законопроект. Добавляет пикантности факт, что в Госдуме работает депутат, аффилированный с ГК Russ Outdoor.

Чтобы не допустить принятия закона в текущем виде, под эгидой Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) 21 июля создана рабочая группа для подготовки единого документа с замечаниями к поправкам в закон «О рекламе». В АКАР намерены отправить в Государственную Думу свои подробные предложения по поправкам в законопроект. Рассмотрение законопроекта запланировано на 13 августа.

Иллюстрация: Надежда Петрова