Рассказы. «История про кривого черного мужика с гитарой»

2009-10-14 12:22:56 5703

С этого рассказа начинается сборник рекламно-реальных историй «Как за полчаса научиться не тупить».

Однажды у меня была встреча в офисе радио «Шансон». Артур и Толя, программный и коммерческий директора, очень приветливые и общительные. 3-4 часа разговора с такими людьми пролетают незаметно. Вообще я приехал обсудить буклет, но, как всегда, увлекся размышлением на глобальные темы и не мог не высказать свою точку зрения не только на развившийся стереотип восприятия радиостанции, но и на логотип с изображением кривого черного мужика с гитарой.

Они соглашаются и даже приятно удивлены, что я первым затронул эту тему, мол мы и сами понимаем, что пришло время что-то менять, что теперь у нашего радио есть кроме радиочастоты еще и свой телеканал, и что все очень хорошо развивается.

Главной же задачей стояла весьма благородная цель — попробовать донести до слушателей и зрителей истинное значение Русского шансона. Подумалось, а почему нет, действительно, лучше уж в нашей ситуации смешать «шансон» с настоящей бардовской песней, чем гнать один и тот же тупой мотив с обрыдлой хрипотцой и бордельными подпевками на фоне.
И это единственный выход, когда жанр тотально паразитирован — замешать его с чем-то легким и глубоким, позитивным и грустным, желательно признанным, но обязательно не тупым как «кровь-любовь». Конечно, Владимир Семенович был бы не в востроге от такого соседства, но будь в этом радио больше человеческого — его можно было бы слушать. Ведь у того же Александра Новикова есть и другие песни — Айседора Дункан, которую я впервые сам подобрал лет в 15-16 на гитаре и потом очень гордился этим, Городской романс, да еще несколько десятков таких, которыми можно заслушаться и ни разу не вспомнить о блатняке вообще. Есть и другие, например «Вези меня извочик» из безбашенной молодости (и ее я играл взапой в школьные годы), и «Галерка ша!», но это уже как раз тот случай — когда надо понимать разницу в эфире популярного радио и эфире двора, где это иногда вполне уместно. Не говоря уже о хитах других авторов, кто видел хоть одну маршрутку, в которой бы не звучал «Владимирский тракт» или такие душевные народные песни Шуфутинского? Или это акция правительства для пересаживания пассажиров на персональные отечественные авто? Садись и слушай... Во время нашей встречи внутри меня постоянно шла беседа — что мог найти я в этом плохого и полезного, не только и не столько для рынка, но больше для слушателя — обычного человека. Вся беда лишь в том, что этот человек всегда разный, и, что скрывать, иногда чертовски напоминает быдло.

Рождались разные идеи для характера логотипа. Ведь вопросов и опасений, типа — что будет правильнее в данном случае — было очень много. Косить под иностранщину? Красиво, но с чего бы... Стилизовать в доброе-старое? И не скатиться в ретро при этом.


Лишь спустя несколько месяцев я увидал в своей левой версии удивительно глубокий смысл вертикальных полосок и цифр.

На столе красуется золотистая статуэтка в виде головки грифа от щестиструнки — приз «Шансон года».

Верчу в руках — какая тяжеленькая и симпатичная, попутно вспоминая фразу Бориса-хрен-попадешь из любимого фильма Snatch (гоблиновского перевода), сказанную про тяжелый пистолет. На самом деле, очень приятная штука. И опять простая идея — ребята, а зачем нам этот кривой мужик с гитарой? Вот ведь образ нашего лого, у меня в руке! Через несколько дней прошла вторая встреча. На столе лежат эскизы лого.



и попутно слоганы: настройся и слушай. Гитарные колки ведь о том и говорят — прежде чем играть, инструмент надо настроить. И радио тоже надо настроить, и лого. И еще кое-что.

Мне даже было непонятно, а почему клиент задумался.
1. Образ растиражирован событием «Шансон года», и связан именно с этим радио.
2. Он красивый и эстетичный.
3. Легко вписывающийся к хорошим слоганам и на афиши.
4. Ну и вообще — шансон и гитара, это в точку.

Артуру и Толе нравится. Но их ломает внутри. Они понимают, что такой лого для радио — большой для них риск. Ядро аудитории, как принято выражаться у рекламщиков, может не понять. Потому что кривого мужика настраивать не надо (да и не получится). И потому что сегодня вот такой он и нужен. Ведь директора изначально лукавили, сидеть на двух стульях нельзя — хоть и очень хочется. А с другой стороны — ведь на церемониях «Шансон года» на ряду с всем известными исполнителями светятся уже совсем другие персонажи — Дибров, Панкратов-Черный, Стычкин, Макаревич... Так в чем же дело? (разворот из буклета)



Делаю эскизы и живенькие коллажи с всей этой пестрой и звездной современной братией.



На странице посвященной истокам можно было увидеть таких мэтров как Азнавур и Утесов, Эдит Пиаф и Каас, Высоцкий и Окуджава, Танич и образ любимого хулигана Сергея Есенина.



Но получаю отказ, мол, да, красиво, но что-то не так. Вот у нас тут знакомый дизайнер (он сейчас на Брайтон-бич ест мороженое) прислал макетик, вот надо что-то такое. Открываю его по мылу и... оп-па...




P.S.
Спустя какое-то время, я в очередной раз по делу приехал в редакцию «Смены», на столе лежат июньские номера — листаю, нахожу, что журнал наконец-то задышал почти полной грудью. Почти — потому что содержание стало современнее, обложка смелее, осталось прибавить смелости излишне консервативной подаче материала, но, в конце-концов, это не самое необходимое для журнала. Закрываю обложку — и бац! Огромными буквами «РАДИО ШАНСОН СЛУШАЙ СМОТРИ ОТДЫХАЙ». И вместо одного три страшных черных мужика с гитарами.

Men in Black 3. Изумленный, спрашиваю — да как же это... ведь я только что прочитал журнал от корки до корки — о супер-героях, Брюгге, про Жана Поля Марата, отрывок из нового романа Лукьяненко, и тут — ШАНСОН!
— А... — в редакции махнули рукой, мол, все, проехали и не спрашивай больше.
И лишь эхо трижды отозвалось в редакционных коридорах — Matrix has you... has you... has you...

Открывая журнал на улице, я поймал себя на мысли — мне хочется повернуть журнал так, чтобы никто не увидел этой страницы.
И это хотя бы одна важная причина, чтобы что-то менять.