Тендеры на веб-разработку: есть ли смысл участвовать?

2016-11-28 16:30:04 2460

CMS Magazine и WORKSPACE подготовили подробное исследование, цель которого - выявление основных проблем и тенденций, связанных с проведением тендеров на разработку веб-сайтов.

Подробные анкеты заполнили представители 436 веб-студий различных ценовых и возрастных категорий, разного масштаба и географического расположения.

Наиболее показательные цифры исследования:

Доля участников тендеров от общего числа веб-разработчиков

Почти треть (29,2%) опрошенных студий заявили, что вовсе не участвуют в тендерах. 38,7% признались, что делают это крайне редко – в виде исключения. 13% стараются принимать участие хотя бы раз в месяц, 11,8% - еженедельно, 7,3% - ежедневно.

Влияет ли количество сотрудников студий на участие в тендерах? Вполне закономерно оказалось, что чем больше веб-студия, тем выше ее интерес к данному источнику привлечения заявок. Как видно на диаграмме ниже, среди тех, кто участвует в тендерах ежедневно, большинство компаний - со штатом свыше 50 человек.

Подобная картина наблюдается и в срезе относительно ценовых сегментов. Чем выше размер среднего бюджета, тем выше активности студии в рамках тендеров. Это связано между собой, так как, за редким исключением, чем выше численность сотрудников, тем выше ценник студии.

Причины отказа веб-студий от участия в тендерах

При ответе на данный вопрос, анкетируемые имели возможность выбрать только один вариант ответа. Тем не менее, основной причиной игнорирования тендеров, большинство выбрало весомые временные затраты – 42,2%. На втором месте (30,3%) – отсутствие веры в честность подобных конкурсов, 27,5% опрошенных отпугнула бюрократия и большое количество нюансов при подготовке документов.

Среди всех других причин, несколько компаний отметили такие как: нечетко сформулированные задачи, низкую рентабельность, а также отсутствие дефицита заявок из других источников.

Что интересно – чем выше ценовой сегмент студии, тем больше ценится время. Это можно объяснить обычной практикой. Как правило, чем выше стоимость бюджета будущего проекта, тем большее количество документов и визуалов запрашивают организаторы конкурсов. При этом «дорогие» тендеры, как правило, длятся существенно дольше «дешевых».

Как следует из диаграммы ниже, почти 75% студий со средним бюджетом проектов от 1,5 млн рублей отказываются от участия в тендерах именно по этой причине. В то же время, студии из нижнего ценового сегмента больше пугает подготовка документов.

Тендерные площадки, которыми пользуются веб-студии

Для участников опроса был сформулирован отдельный и предельно конкретный вопрос: «Какими тендерными площадками вы пользуетесь?».

Если говорить о типах площадок, то 44,7% называли сервисы digital-тематики, 22,1% — сервисы общей тематики, 15,4% — сайты для госзакупок, 12,3% - специальные сервисы CMS-разработчиков. И лишь в 1,9% случаев речь шла по тендеры, проводимые прямо на сайтах заказчиков.

Умение работать с тендерными заявками

Насколько эффективно студиям удается участвовать в конкурсах? Получается, что в большинстве случаев (41,3%) в реальных клиентов превращается лишь 10% тендерных заявок. При этом 24,6% опрошенных заявили, что их эффективность стремится к нулю.

Доверие к тендерам

Пожалуй, начинать весь этот опрос без главного вопроса про прозрачность и честность тендеров было бы бессмысленно. И вот мнение участников рынка на этот счет.

В целом 56,3% признались, кто как минимум дважды у них возникали подозрения в честности конкурсов, 30,1% сталкивались с подобным ощущением неоднократно и только 13,6% заявили, что никогда подобных претензий у них не возникало.

Сергей Бесшабашнов, руководитель онлайн-сервиса для проведения тендеров WORKSPACE и компании Proactivity Group: «Несколько лет назад Proactivity Group и сама была активным участником рынка digital-услуг. И мы не понаслышке знаем о тендерах. Как правило, опытному специалисту сразу видно, где реальный тендер, а где победитель предопределен. У нас так же, как и у большинства участников опроса, был невысокий кредит доверия к общей массе тендеров. Но тендер тендеру рознь. Ведь только благодаря жесткой конкуренции мы смогли получить таких клиентов как: Abbott, Areva, Microsoft, «Технониколь» и «Агентство по страхованию вкладов». Сейчас мы уже не занимаемся клиентскими проектами, но проблемы разработчиков нам хорошо знакомы.

Доверие участников рынка к тендерам низкое, но с помощью Workspace мы планируем это изменить. Результаты опроса мы обязательно учтем в работе над повышением прозрачности тендеров. Например, в ближайшее время у организаторов тендера появится возможность публично аргументировать выбор победителя, а у обеих сторон оценивать друг друга. Таким образом появится больше актуальной информации, необходимой для принятия решений».

Полная версия исследования выложена на портале WORKSPACE: https://workspace.ru/press/research/great_research/