Маркетинг - это искусство и наука, которая, с одной стороны, стремится установить связь с потребителем, а с другой - может использовать крысиные бега, вызывая этические дилеммы. В этом контексте важным вопросом становится: как найти баланс между эффективностью рекламных стратегий и этическими нормами?
Маркетологи часто сталкиваются с ситуациями, когда выгода компаний конфликтует с этическими стандартами. Основные дилеммы включают:
1. Facebook и Cambridge Analytica
Скандал вокруг Facebook и Cambridge Analytica стал ярким примером неэтичного использования данных пользователей. Компания использовала личные данные миллионов пользователей без их согласия для разработки целевых политических рекламных кампаний. В результате Facebook столкнулся с массовым недоверием пользователей, штрафами и ухудшением репутации.
«Facebook — проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена».
2. Volkswagen и «дизельгейт»
В 2015 году Volkswagen оказался в центре скандала, который касался манипуляции с тестами на выбросы вредных веществ. Компания внедрила программное обеспечение, позволяющее манипулировать данными о выбросах на тестах, создавая иллюзию соответствия экологическим стандартам. Это привело не только к значительным финансовым потерям, но и к разрушению доверия потребителей.
3. Nestlé и реклама детского питания
Компания Nestlé подверглась критике за агрессивную рекламу детского питания в развивающихся странах, что привело к тому, что многие матери заменяли грудное вскармливание на искусственные смеси, не осознавая возможных последствий. Это вызвало общественное возмущение и бойкоты, подрывающие не только репутацию, но и финансовое положение компании.
Как в бизнесе, так и в личных отношениях, честность и прозрачность играют ключевую роль в построении доверительных отношений. Взаимодействие с клиентами должно быть основано на прозрачности. Это может включать:
Строить доверительные отношения с потребителями можно через:
1. Этические практики: Соблюдение норм и стандартов, которые гарантируют, что интересы клиентов всегда будут в центре внимания.Но это не точно, каждая компания выбирает своё правило игры, и иногда это не всегда про соблюдение норм.2. Клиентоориентированность: Ориентируясь на потребности и пожелания клиентов, компании могут не только завоевать их доверие, но и стать стойкими конкурентами на рынке.
Рассказываю маленькую историю. Итак, я пошёл в ресторан, хотел перекусить и так далее, рестик не дешёвый, пошёл я в будний день, я не миллионер, конечно, но раз в жизни можно и в ресторан сходить, в общем и целом (Щербаков, я тебя помню), я заказал и то, и другое, подругам заказал безалкогольные коктейли, себе хотел взять один какой-то супер-пупер топовый коктейль, который приготовят вот для меня, и мне будет вкусно, и плевать, что он там стоит тысяч 5, живём один раз, как говорится, НО, на что мне официант говорит, для безалкогольных коктейлей нет ничего, и какие-то блюда они не смогут мне приготовить.
У них нет продуктов на данные блюда, а про свой коктейль молчу вообще, мне ответили, что в будние дни у нас бар закрыт и бармена нет, ну да ладно, читаю меню, там есть другие напитки, думаю, возьму себе крафтовое, вкусное пиво, думаю, его-то они смогут мне предоставить, рычажок повернуть и налить, думаю, не сложно, на что мне опять отвечают, бар закрыт, можем предложить только бутылочное, которое на 100% дороже, чем в магазине, естественно.
Я не знаю, может, я что-то не так сейчас думаю и говорю, но я больше не хочу туда ходить, даже если позовут посидеть на халяву, ибо они могли бы выкрутиться из ситуации, во-первых, предложить другие блюда, которые не хуже того, что я заказал, во-вторых, открыть бар, да, возможно, я многого прошу, но на тот момент у меня было тысяч 50, которые я мог просто так взять и потратить, и мог потратить у них в рестике, в общем и целом (Щербак, привет снова).
Клиентоориентированность — это самое важное и основное, на мой взгляд, я считаю.
3. Прозрачность: Открытое общение о ценах, условиях продаж и бизнес-практиках позволяет избежать недопонимания и укрепить взаимодействие. Да, окей, существует много воронок продаж, но они лучше всего себя показывают с большими ценами, но когда у тебя низкосегментный бизнес, просто кричи, что у тебя цены ниже рынка, что у тебя не только сладкая цена, но и качество на уровне, и ты будешь топ из топов.
Этика в маркетинге — это не только про нормы; это философия, которая может привести к долгосрочному успеху и устойчивому развитию бизнеса. В конечном счете, компании, которые выбирают честность и прозрачность, способны не только установить крепкие связи с потребителями, но и построить успешные и устойчивые отношения, основанные на доверии.
А вы какую используете стратегию? Соблюдаете нормы? Или же играете не по правилам и стараетесь нагреть всех?
Если статья была полезна, то буду рад видеть вас в моем telegram-канале Страх и ненависть в Маркетинге
Там я делюсь информацией о маркетинге, бизнесе и разных полезностях для продвижения и не только.
Ну и список бесплатных материалов и инструментов ниже.