Размышления по поводу Collection

2010-03-23 18:25:40 2003

Выборы на некоторое время сместили тему Collection (процессы работы с проблемной задолженностью) на второй план. К сожалению, вопросы Collection не стали менее актуальными и проблемы в данной сфере являются одними из ключевых преград для скорейшего «выздоровления» отечественной банковской сферы.

Как свидетельствует официальная статистика, последние несколько месяцев проблемные активы банков медленно, но уверенно сокращались. Правда, большинство экспертов рынка не разделяют подобного оптимизма. Действительно, качество кредитных портфелей абсолютного большинства отечественных банков оставляет желать лучшего. К тому же, даже если верить оптимистичным прогнозам Национального банка Украины, уменьшение размеров просроченной задолженности по рынку на 0,5% - 1,5% не особо повлияет на общую ситуацию. В тоже время совсем не стоит забывать, что уровень обслуживания кредитного портфеля непосредственно влияет на своевременность выполнения обязательств финансовой структуры перед своими клиентами. Таким образом, именно недобросовестные заемщики, способствуют ухудшению взаимоотношений банка с его клиентами. Но почему-то многие банковские структуры так и не оптимизировали свои процессы работы с проблемной задолженностью. Самым простым и прогнозированным способом по-прежнему остается передача изрядно потрепанного временем проблемного кредитного портфеля коллекторскому агентству. Банк несколько месяцев может «копить» такую задолженность, а затем передать сторонним коллекторам за определенный процент от суммы возвращенных денег или за бесценок продать весь «безнадежный» кредитный портфель. К сожалению, отсутствие должного опыта в вопросах Collection и недостаточно эффективные коммуникации с клиентами приводят к тому, что передаче подлежат не только злостные неплательщики, но и категории клиентов, например, испытывающие временные трудности... С высокой долей вероятности можно предположить, что банк, передавший конфиденциальную информацию о своих заемщиках третьей стороне, навсегда потеряет для себя таких клиентов.

Но все чаще финансовые структуры начинают эффективно работать с проблемной задолженностью. На ранних стадиях, например, для этих целей может использоваться дистанционная работа с заемщиками в контакт-центре, для комплексного охвата процессов Collection - CRM-система или специализированное коллекторское приложение. Подобные инструменты позволяют сделать работу с проблемной задолженностью более структурированной, а результаты измеримыми, то есть управляемыми…