Убей в себе луддита или он убьёт тебя

2019-07-02 11:02:54 4000

Англия. Промышленная революция. XIX век. На производство забегает толпа людей и ломает станки. Это луддиты. Им не нравится, что машины отбирают их работу. Они не хотят переучиваться и искать новое место в жизни. Луддитам всё равно на прогресс и пользу новых методов производства.


Луддиты

Кажется, сейчас самое время для новых луддитов. Честно — иногда во мне просыпается луддит. Он спрашивает: «Не боишься, что твою работу отнимут роботы?» Не боюсь. Скорее всего, водители и операторы call-центров боятся, а я нет. Луддит продолжает: «Университет Бирмингема два года использует робота офис-менеджера и не жалуется». А вот это принижение моего труда!

Окей, на самом деле вопрос глубже, чем кажется. Поделюсь соображениями.

Почему робот не лишит меня работы

Истоки моей уверенности опишу университетским анекдотом. К учителю информатики подходят троечники и спрашивают, может ли компьютер дать ответ на задачу по высшей математике. Информатик отвечает: можно, но сначала задачу придётся решить.

Запомнили? Теперь раскроем тему подробнее. Возьмём две задачки.

Первая. Компания решила создать беспилотный автомобиль. Цель амбициозная, однако все вводные имеются: дороги, свод правил и алгоритмов поведения участников движения. Программисты точно знают, как должна думать машина,а правила ПДД одинаковы для Владивостока, Омска и Калининграда. Робот действует по правилам. Большего никто и не требует.

Вторая. В задаче под названием Digital Sharks сплошные переменные и неизвестные. Специфика работы такая. Предположим, требуется улучшить рабочий процесс. Так, а что значит «улучшить»? Сделать лучше для клиента, при этом не сломав трудовые цепочки. А как это сделать? Возможно, автоматизировать часть рутины. Так спадёт нагрузка и «развяжутся» руки. Впрочем, это только теория и её надо проверить.

В этих примерах кроется фундаментальное различие в подходе к работе. Хотя бы потому что работа всегда разная. Наш руководитель Арсений регулярно раздаёт новые задачи, каждая требует своего подхода. Какая уж тут конвейерность.

Вспомнил ещё один классный пример. Видел по телевизору передачу. Там шахматист Гарри Каспаров играл против компьютера. Машина принимала решения за доли секунды, а гроссмейстер думал над каждым ходом по полчаса. Зрелище меня восхитило, но потом диктор разрушил всю магию. Он сказал, что робот не думает стратегически. Он просто знает правила игры и помнит все партии, сыгранные до этого. Каспаров играл против продвинутого калькулятора. Иными словами, стратег сражался с тактиком. Естественно, Каспаров победил, хоть и не без труда.

Человек прекрасно работает с самой сложной переменой на свете - другими людьми. Машина пока так не может.

Забудьте пугалки из новостей

«Я не знаю, как мне описывать ужасы компьютеризации, когда во всей Праге не найдёшь работающего телефона-автомата», — сказал 30 лет назад один европейский писатель. С поправкой на приметы времени соглашусь.

Многие до сих пор игнорируют существование Google-документов, облачных дисков и электронного документооборота. В крупных компаниях старой закалки содержат целые отделы корреспонденции! Люди с тележкой целый день колесят по этажам и разносят бумаги!

В России живут энтузиасты, которые в магазин хозяйственных инструментов ставят робота-консультанта, но таких меньшинство.

Фото робота в магазине

Мы с надеждой смотрим на автоматизированные магазины Amazon и по делу восхищаемся ими. Иногда проскальзывает мысль — а ведь скоро и продавцы будут не нужны! Наивные мечты.

Один известный на YouTube российский предприниматель рассказывал, как в своей рознице экспериментировал с электронными ценниками. Идея отличная. Цены обновляются с одного сервера, нет путанниц с акциями и разбирательств у кассы, мол почему стоимость отличается. За месяц посетители уносили с собой 15% ценников. Зачем - непонятно, ведь техника «вырубалась» за пределами точки. Да и как в хозяйстве пригодится ценник? На четвёртом месяце эксперимент признали провальным и вернулись к картонкам.

Опыт Amazon пытались повторить «Ашан» и «Радуга». Они поставили в магазинах автономные кассы. Люди никак не разобрались, как ими пользоваться. Скоро возле каждой кассы появился специальный человек, который показывал как работать с чудо-кассами. И зачем всё это было нужно? Прямо как в Сбербанке. Стоит десяток банкоматов, а между ними — менеджеры. Молодые люди показывают бабушкам как оплатить воду.

Будущее не наступит, если мы сами его не сделаем. По-другому не выйдет.

Робот, давай жить дружно

Истина лежит где-то посередине. В нашем случае технологии помогают в работе. Вот смотрите.

Фото датчиков

В офисе Digital Sharks лампочки загораются при приближении человека. Экономия выходит потрясающая. Подобная техника дешевеет каждый год. Теперь ею никого не удивишь. На входе — биометрический считыватель. Ключи не нужны, только чистые руки. Тоже очень удобно.

Вообще мы всё стараемся автоматизировать и держать в облаке. Так уходит меньше бумаги. Экологично и экономно.

Куда сбрасывают батарейки

Машины пока не научились убирать за человеком весь мусор. Когда-нибудь и это перестанет быть проблемой. До тех пор лучше убирать за собой. Вот тут мы собираем батарейки. После — отправляем в утилизацию.

Пакет с пакетами

А у вас есть пакет с пакетами? У нас тоже. Вы знали, что средний городской житель тратит на пакеты тысячи рублей в год? Это же кошмар! Вот мы и держим пакеты отдельно. Уходишь по делам — берёшь на всякий случай пакет. Очень удобно.

Да, к технологиям отношения не имеет, но рассказать хотелось.

По поводу искусственного интеллекта. Есть идея встроить его в финансовую систему. Тут о конкретике говорить рано, но движение в этом направлении очевидно. Российские интернет-банки уже несколько лет предлагают встроенную бухгалтерию и автоматизированную отчётность. Но то — массовое решение, а нам нужно своё, уникальное и удобное. Поднимем вопрос как-нибудь в другой раз.

И самое очевидное — помощники в телефонах. Чем не триумф технологии? Например, у меня — Сири. Под рукой нет записной книги — не беда. Наговорил задачи, телефон сам о них напомнит. Плюс смартфон синхронизирован с компьютер. Сейчас это единое рабочее пространство. Да, это не так уж хорошо работает с русским языков. Однако общий язык я нашёл.

Зачем рубить с плеча, отказываясь от ботов, машинного обучения и автоматизации? Лучше жить дружно.

Друзья, а как вы используете роботов, ботов или искусственный интеллект? Не боитесь, что через пару лет придётся конкурировать с компьютерами?