Бизнес-блоги Sostav.ru на Twitter
Все блоги
20 октября 2020
Архив →
Поиск по  Публикациям    Фото    Видео    Блогам
 

Обзор рынка онлайн кредитования в России

Рынок цифрового кредитования быстро растет. По данным, предоставленным сайтом https://topcreditobzor.ru, несоответствие процентных ставок и различающаяся стоимость капитала в разных юрисдикциях часто побуждают новых поставщиков кредита исследовать рынки за пределами страны их происхождения. В этом контексте Россия часто попадает в список привлекательных стран из-за большой численности населения, высоких процентных ставок и широкого распространения Интернета.

Ниже мы приводим некоторые основные показатели российского рынка потребительских кредитов и рассматриваем действующую нормативную базу. Мы ориентируемся на микрофинансовые организации, которые предоставляют займы, но не подпадают под действие полномасштабных банковских правил. Кроме того, поскольку в сети происходит все больше и больше мероприятий, мы кратко коснемся соответствующих правил AML / KYC в контексте цифрового кредитования.

Обзор рынка и регулирование

Если вы упомянете кредит до зарплаты или микрофинансовый бизнес в России, вас встретят скептически. До 2010 года предоставление потребительских кредитов было в значительной степени нерегулируемым рыночным сегментом с сомнительным имиджем из-за обманчивой рыночной практики. Ситуация начала меняться с принятием в 2010 году Федерального закона «О микрофинансировании и микрофинансовых организациях», который ввел особую категорию финансовых организаций - микрофинансовые организации (МФО).

По сути, МФО могут предоставлять кредиты на регулярной основе, но не подпадают под строгие банковские правила. Таким образом, МФО стали привлекательной формой структурирования кредитного бизнеса до такой степени, что даже обычные банки в России рассматривают создание дочерних МФО как способ структурировать свои подразделения потребительского кредитования.

Закон предусматривает два типа МФО: микрокредитные компании (МКК) и микрофинансовые компании (МФК). На данный момент действуют 1953 МСС и 54 МФЦ. Несмотря на большое количество МЦК, на рынке преобладают МФК, на долю которых в совокупности приходится 55,6% от общего портфеля потребительских кредитов в размере 133,7 млрд рублей (2,05 млрд долларов США) на конец 2 квартала 2018 года.

МФЦ подчиняются требованиям к капиталу и должны иметь собственный (уставный) капитал не менее 70 млн рублей (около 1,07 млн ??долларов США). МФЦ могут также выпускать облигации и делегировать идентификацию клиентов. Последний аспект имеет решающее значение для цифрового кредитования. К МКК не предъявляются аналогичные требования к капиталу, но они также несколько ограничены в своей деятельности и источниках финансирования.

МФК должны иметь собственный (уставный) капитал в размере 70 млн рублей (около 1,07 млн ??долларов США) и могут выпускать облигации и делегировать идентификацию клиентов. Последний аспект имеет решающее значение для цифрового кредитования.

Ссуды, предоставляемые физическим лицам (потребительские ссуды), дополнительно регулируются Федеральным законом «О потребительском ссуде (кредите)» от 2013 года, который устанавливает максимальные процентные ставки, регулирует раскрытие информации и налагает другие важные меры защиты потребителей, применимые ко всем поставщикам потребительских кредитов в России, включая МФО. Из общей суммы ок. 325 млрд рублей (5 млрд долларов США) будут выданы в виде кредитов МФО в 2018 году, потребительские кредиты составят почти 90%.

С 2016 года все МФО (включая МФЦ и МСС) должны быть членами одной из трех саморегулируемых организаций (СРО). Все МФО также обязаны соблюдать «базовые стандарты», разработанные Центральным банком в сотрудничестве с участниками отрасли. В настоящее время существует три основных стандарта: (i) по защите прав потребителей, (ii) по операциям на финансовых рынках и (iii) по управлению рисками.

Максимальные процентные ставки в России

Как и в других юрисдикциях, процентные ставки по потребительским кредитам в России ограничены. В частности, «полная стоимость» потребительского кредита не может превышать более чем на 1/3 средневзвешенную процентную ставку, рассчитываемую Центральным банком ежеквартально для определенного типа ссуд. В таблице ниже представлены самые последние средние и соответствующие ограничения.

Кроме того, с 1 января 2017 года закон ограничивает общую сумму процентов по потребительским кредитам сроком менее 365 дней. Обычная сумма процентов по таким займам не может превышать трехкратную сумму основного долга. Важно отметить, что это не ограничивает штрафную процентную ставку (штраф) и плату за другие услуги, предоставляемые потребителю.

В частности, «полная стоимость» потребительского кредита не может превышать более чем на 1/3 средневзвешенную процентную ставку, рассчитываемую Центральным банком ежеквартально для определенного типа ссуд.

Удаленная идентификация клиентов

Хотя по этому поводу нет поддающейся проверке статистики, очевидно, что в настоящее время все больше и больше ссуд выдается онлайн без физического посещения офиса. Такое цифровое кредитование стало возможным благодаря удаленному подключению клиентов.

Удаленное подключение (идентификация) клиентов регулируется применимым законом AML / KYC, которому должны соответствовать все МФО. А именно, все МФО должны «идентифицировать» клиента до выплаты каких-либо средств. Обычная процедура идентификации требует обработки оригиналов документов и подразумевает физический контакт с потенциальным заемщиком. Однако с 2015 года МФО могут выдавать кредиты на сумму менее 15 000 рублей (230 долларов США) на одного заемщика с использованием средств удаленной «упрощенной идентификации».

Существует два метода удаленной упрощенной идентификации, которые позволяют выполнить цифровое подключение. Во-первых, все МФО могут использовать Единую систему идентификации и аутентификации (UIAS), которая является общенациональной системой идентификации, поддерживаемой государственной компанией. По данным правительства, по состоянию на конец 2017 года 65 млн (из 146 млн) российских граждан были зарегистрированы в UIAS, и, как полагают, это число продолжает расти на 2 млн в месяц.

Во-вторых, требование идентификации клиента может быть выполнено путем запроса у потенциального клиента базовой идентификационной информации, двух документов, удостоверяющих личность (таких как паспорт и полис социального страхования), и номера мобильного телефона. Поскольку этот метод требует делегирования обработки документов, его могут использовать только MFC, что фактически ставит MCC в невыгодное положение в этом отношении.

Заключение и перспективы

Ожидается, что рынок потребительских кредитов в России продолжит расти, хотя темпы роста могут замедлиться в ближайшие годы, что уже отражено в оценках 2 кв. 2018 г. Все больше кредитов будет выдаваться онлайн, через веб-сайт или мобильное приложение. В то же время Центральный банк вместе с существующими СРО будет продолжать следить за рынком и вмешиваться всякий раз, когда потребители нуждаются в защите.

Что касается цифровой регистрации клиентов и удаленной идентификации клиентов, одним из интересных направлений является идентификация биоматериалов, введенная в России летом 2018 года. Хотя сейчас она доступна только для банков, система, скорее всего, будет развернута для страховых компаний. , МФО и другие финансовые компании в ближайшие годы.

Опубликовано: 18.10.2020 | 13:55 | Просмотров: 81


Комментарии (0)
О Блоге
HS2 Solutions
Размещение информации о рекламных и маркетинговых проектах компании, аналитических статей и кейсов сотрудников
Создан: 22.07.2018 | 09:49
Темы: 225 | Посты: 38 | Показы: 143297
Рейтинг: | Голоса: 274
Авторы Блога
administrator
Администратор

© Состав.ру 1998-2020, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7(495)230-05-97 адрес: 109004, Москва, ул. Полковая 3 стр. 3

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов