Бизнес-блоги Sostav.ru на Twitter
Все блоги
07 декабря 2019
Архив →
Поиск по  Публикациям    Фото    Видео    Блогам
 

«Как у Тинькова»: какими решениями мы обязаны сайтам банков и финтеху

Российские банки одними из первых в рунете начали превращать свои сайты в сервисы. Этому способствовало несколько факторов. Во-первых, диджитализация снижала затраты на клиентскую поддержку, а это всегда значительная доля расходов любого банка. Во-вторых, банковские продукты всегда были сложными — потребители искали ответы на свои вопросы в интернете, так что присутствие в их информационном поле было жизненно необходимо.

Со временем сайты банков стали стандартом для других отраслей — те перенимали уже проверенные решения и подходы. А сектор финтеха сыграл роль своеобразной «лабораторией инноваций», именно финансовым стартапам мы обязаны, например, повсеместно распространённой функцией онлайн-оплаты. Сегодня она есть практически на любом сайте, продающем товары или услуги.

Финтех в цифрах 

 

  • Объем инвестиций всех видов в финтех за первое полугодие 2018 года составил 57,9 миллиардов долларов, превысив объем инвестиций за весь прошлый год.
  • На глобальном венчурном рынке сегодня представлено свыше 10 тысяч финтех-стартапов.
  • Россия занимает третье место в мире по активности использования финтех-услуг.
  • В России зарегистрировано около 250 организаций, функционирующих в финансовом секторе. В России действуют 619 кредитных организаций, из них 570 — это банки.
  • 44,8% российских финтех-компаний специализируются на страховании, на банковских продуктах — 37,9% компаний.
  • По оценкам экспертов, к 2025 году финтех может сократить до 30% рабочих мест в банках.
  • Финтех начал развиваться вместе с самим интернетом в конце 90-х. Знаковые компании этой эпохи — ныне крупнейшие финтех-корпорации мира PayPal и Ant Financial.

В середине нулевых появляются полностью цифровые банки — без отделений. Пионером в России стал «Тинькофф Банк», который совершил технологический прорыв, изменив парадигму банковских услуг. По сути, он был финтех-банком еще до того, как появился сам термин «финтех». 

Вслед за ним банк без отделения открыл «Модульбанк» и другие. 

Финтех окончательно укоренился в нашей жизни после экономического кризиса 2008 года, превратив интернет в нативную среду для финансовых сервисов. Услуги стали сложными и многопараметрическими. 

В 2010 году возникли банковские мобильные приложения. «Альфа-банк», ВТБ, UniCredit, «Тинькофф Банк» и «Сбербанк» положили начало удобному мобильному банкингу. Со временем подтянулись и региональные игроки. Многие функции банковских приложений потом позаимствовали другие сферы бизнеса, и мы ежедневно сталкиваемся с такими примерами. 

Что индустрия веб-разработки позаимствовала у банков и финтеха

 

Финтех выступил локомотивом новых технологий, изменил поведение потребителей и заставил другие сферы догонять себя.

 

Калькуляторы и чат-боты

 

Большое количество сложных типов данных и необходимость оперативно реагировать на запросы клиентов способствовали появлению новых форматов обслуживания — калькуляторов, подборщиков вкладов, онлайн-консультантов.

Они значительно облегчили всем жизнь и автоматизировали процесс.

  • Калькуляторы

По сути, эти сервисы представляют собой всем знакомый обычный калькулятор, позволяющий производить расчеты. Калькуляторы, которые могут заменить полноценного специалиста, изначально были прерогативой банков, но позже их начали использовать повсеместно.

 И это неслучайно. Такие виджеты выполняют сразу несколько функций.

 Прежде всего, с помощью них можно увеличить трафик из поисковой выдачи и социальных сетей. Число запросов с ключевиками «калькулятор» и «рассчитать» огромно. Поэтому если сайт соответствует тематике, то имеет смысл поставить себе калькулятор и попытаться выйти в топ.

Количество запросов по ключевику «Калькулятор рассчитать», Яндекс Вордстат 

 

Помимо этого, такие сервисы улучшают поведенческие факторы веб-страниц, заставляют посетителей дольше на них находиться и как следствие — помогают лидам окончательно «разогреться» и превратиться в преданных клиентов компании. 

 

 

Кредитный калькулятор на сайте ВТБ 

 


Калькулятор окон на сайте Veka 

 

 

Сфера влияния: Везде. 

  • Чат-боты

Банковский сектор первым начал внедрять чат-ботов в процесс клиентской поддержки. По данным опроса 2017 года 18% российских банков использовали эту технологию, а еще 21% сказали, что готовы передать часть нагрузки call-центра ботам. 

В умелых руках чат-боты могут стать некой палочкой-выручалочкой, которая сэкономит сотни человеко-часов. 

Они значительно снижают нагрузку на маркетологов и службу поддержки. Теперь это еще один полноценный канал для обращения пользователей, который дает им необходимую информацию еще на этапе вхождения в воронку продаж. 

Пока чат-боты остаются одним большим экспериментом, потому еще далеко не все научились ими пользоваться. Но предрекают, что скоро они заменят реальных консультантов во многих сферах и расширят регулярный инструментарий веба. 

Сфера влияния: Везде. 

Информационная архитектура

 

Следующий закономерный этап развития — возникновение информационной архитектуры и дизайн-систем

Банки здесь снова впереди планеты всей и первыми начали применять их принципы. 

Информационная архитектура (IA) — набор правил и принципов для проектирования виртуальных структур, лежащих в основе цифровых продуктов. От нее зависит, насколько сайт или приложение будут понятными и удобными. 

Сегодня банки строят свои сайты почти по одному шаблону, что даже стало поводом для шуток. Впрочем, из-за такой стандартизации не только сайты банков похожи друг на друга, а вообще все. 

Новые версии сайтов «Альфа-Банка» и «Сбербанка», vc.ru 

«Альфа-Банк» показал хороший пример брендированной дизайн-системы, в которой отражена философия компании и ее фирменный стиль. 

Сфера влияния: Маркетинг, дизайн, веб-разработка. 

Онлайн-платежи и переводы

 

Область платежей можно разделить на множество направлений, в каждом из которых находится место автоматизации и новым технологиям, включая мобильные кошельки (Venmo, Alipay, Paytm), мобильные платежи (Square, iZettle, Sumup), оформление заказа и оплата онлайн (Stripe, Klarna, Adyent), криптовалюты (биткоин, ether, zCash) и платежную инфраструктуру (DAH, Setl, Ripple). 

Онлайн-платежи сегодня можно встретить практически везде. Возьмем тот же онлайн-шопинг (Lamoda.ru, (Wildberries) или многочисленные приложения для бронирования билетов (Skyscanner, (Авиафлот). 

Lamoda.ru 

Эту функцию активно внедряют и социальные сети. Например, «ВКонтакте» с функцией VK Pay или Facebook Messenger, который предоставляет сервис по денежным онлайн-переводам не только в США, но и в Европе. 

Сфера влияния: Бизнес, торговля, туризм, социальные сети. 

Медиа

 

Еще один тренд, пришедший из финансового сектора. 

Банки одними из первых начали создавать бренд-медиа — не блоги, а полноценные тематические издания. Пример наиболее успешного медиа о финансах — «Тинькофф-журнал». Экономисты простым языком рассказывают, как управлять финансами, экономить, делать вклады и взаимодействовать с банками. 

«Тинькофф-журнал» 

Посещаемость у журнала достаточно высокая, около 22 000 уникальных посетителей в день. 

Блог отлично повлиял и на репутацию банка. Теперь «Тинькофф» ассоциируется именно с журналом, а многие компании, в том числе и нефинансовые, пытаются сделать что-то подобное и повторить успех. 

 

Бренд-медиа онлайн-университета Skillbox.ru 

Big Data и персонализация

 

Персонализация — важный тренд последних лет. Финансовый сектор снова выступил драйвером рынка — банки и страховые компании первыми начали четко сегментировать как сами продукты, так и всю маркетинговую активность вокруг них. 

Например, «Альфа-Банк» для продвижения универсальной карты Cash Back среди молодежной аудитории сделал отдельные промосайты, рассчитанные именно на эту группу потребителей. 

Страница молодежной карты от «Альфа-Банка» 

Банковские карты с уникальным дизайном в 2011 начал выпускать «Тинькофф Банк», сегодня аналогичные предложения есть у других банков, например, Сбербанка 

Финансовые организации собирают о нас большое количество информации – от адреса электронной почты до кредитной истории. 

Анализ больших данных помогает больше узнать о предпочтениях клиентов, дает возможность сделать скоринг по кредитам, разработать специальное предложение и рекомендовать товар или услугу, которые нужны здесь и сейчас. 

Уже не за горами время, когда банки будут предлагать персональные тарифы для каждого клиента или определенных групп. 

 

Блоки персональных товарных рекомендаций на Ozon.ru 

Искусственный интеллект и машинное обучение

 

Не так давно Сбербанк объявил об «тотальной охоте» за специалистами по машинному обучению. Это далеко не первая ласточка — финтех-стартап Lendingkart предлагает кредитный механизм, анализируя 4000 параметров для оценки кредитоспособности малого бизнеса. 

Вывод

 

Финтех традиционно выступал проводником новых технологий, и пока что сохраняет за собой такую привилегию. Финансовый сектор одним из первых сделал шаг от корпоративных сайтов к сайтам-сервисам — и сегодня мы видим такое превращение повсеместно. То, что мы сегодня слышим о продуктовом подходе в вебе — тоже следствие инноваций финтеха. 

Распространение технологий ведет к стиранию границ между онлайн и офлайн-обслуживанием. По большинству вопросов можно проконсультироваться в онлайн-чате с поддержкой, а для простых операций нужен только сайт или приложение. 

Банки продолжат развиваться, распространять свое влияние и внедрять инноваций. Те решения, что банки и финтех используют сегодня — можно смело заимствовать, с большой вероятностью они станут стандартом завтра. 

В статье мы не ставили своей задачей сделать детальный разбор инноваций, пришедших к нам из банков. Мы лишь хотели в общем срезе рассмотреть, что у них можно позаимствовать, и обратить на это ваше внимание. 

Это будет серия материалов — в дальнейшем мы более подробно познакомим вас с разными сегментами, которые изначально появились в сфере финансовых технологий, но отпочковались и начали работать автономно, значительно изменив окружающую нас действительность.

Опубликовано: 29.01.2019 | 12:39 | Просмотров: 627


Комментарии (0)
О Блоге
Корпоративный блог Digital агентство "Далее"
Далее
В блоге собрана самая соль российской диджитал-индустрии: о разработке, дизайне, креативе, как со всем этим эффективно строить бизнес и, конечно, прим
Подробнее
Создан: 31.01.2018 | 16:04
Темы: 21 | Посты: 10 | Показы: 16620
Рейтинг: | Голоса: 0
Авторы Блога
Далее
Администратор

© Состав.ру 1998-2019, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7(495)230-05-97 адрес: 109004, Москва, ул. Полковая 3 стр. 3

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов