Честное продвижение: чем отличаются различные схемы оплаты?

2010-06-28 18:56:18 3045

В данном выпуске рассмотрим различные схемы оплаты труда оптимизатора, их преимущества и недостатки (как для клиента, так и для SEO-специалиста), а также другие актуальные моменты, которыми характеризуется эта непростая тема.

На сегодняшний день рынок интернет-маркетинга пока что не выработал единого стандарта или единых правил в вопросе оплаты оптимизаторских услуг, поэтому разные SEO-компании предлагают разные формы расчета своим клиентам.

Первый вариант – вариант помесячной оплаты, по принципу абонентской платы. В этом случае каждый месяц клиент отчисляет фиксированную, заранее оговоренную сумму своему подрядчику за работу по раскрутке сайта. Компания-оптимизатор, со своей стороны, предоставляет заказчику определенные гарантии в результатах своей работы по продвижению сайта клиента. Данные гарантии обычно прописываются в договоре либо, в случае давних хороших отношений между сторонами или в силу безупречной репутации исполнителя, предоставляются в устной форме. Такая форма оплаты сейчас используется в большинстве СЕО-компаний.

Второй вариант – ежемесячная оплата за ведение рекламной кампании + оплата так называемого ссылочного бюджета. Суть этого способа оплаты заключается в его «честности»: за небольшую ежемесячную абон. плату клиент получает постоянную работу над его сайтом в течение месяца (публикация статей, оптимизация текстов, копирайтинг), а за ссылочный бюджет его позиции в поисковых системах начинают расти. Минусы этого способа расчетов: непрозрачность для клиента (клиент не понимает, что такое ссылочный бюджет и не понимает ценообразования на ссылки, из-за чего ему постоянно кажется, что его обманывают) и независимость конечной цены от позиций в поисковых системах.

Третий вариант - оплата за трафик. Критерием оценки работы оптимизатора является количество пользователей, привлеченных на сайт из поисковиков. Для подсчета числа привлеченных пользователей на сайте обычно устанавливается специальный счетчик. Следует отметить, что заказчику надо очень скрупулезно подойти к выбору и утверждению ключевых запросов (слов), по которым исполнитель будет «пригонять» посетителей на сайт. Ключевые слова должны быть конкретными, не общими, должны точно выражать запросы потребителей. Очень желательно их зафиксировать в договоре между сторонами. Там же советую прописать минимальное количество посетителей, которое SEO-компания обещает привести на сайт. Для заказчика это будет дополнительным «щитом», а для оптимизатора – дополнительным стимулом хорошо отработать свои деньги.

Четвертый вариант - оплата за результат. Обычно под результатом подразумевается вывод сайта по определенным ключевым словам на первые позиции поисковых систем. Так называемые «топовые» места подразделяются на ТОП 10 (первые десять позиций), ТОП 5 (первые пять позиций) или ТОП 3 (первые три места). Варианты работы «за результат» имеют много разных схем оплаты. Рассмотрим наиболее распространенные.

Схема №1 «Результат в определенный день». Заказчик платит оптимизатору за утвержденные позиции сайта, которые проверяются в определенный, заранее оговоренный день месяца (например, 15 число каждого месяца). При этом каждый из ключевых запросов имеет свою цену. Плюсы: простой и понятный для заказчика способ оценки, стимулирование оптимизатора на качественную работу. Минусы: одинаковая оплата вне зависимости от позиций сайта в течение месяца (кроме одного дня).

Схема №2 «Результат за определенное количество дней». В этом случае заказчик и оптимизатор заранее оговаривают, в какие дни, на каких позициях и по каким ключевым запросам сайт должен находиться в результатах поисковых систем. При этом оплата производится за каждый из утвержденных дней, но если в один из дней результат не достигается, то оплата не проводится. Плюсы: оптимизатор стимулирован на эффективную работу, цена услуг оправдывает полученный результат. Минусы: сложность для некоторых заказчиков.

Схема №3 «Результат каждый день». Каждый день сайт должен находиться на определенных местах поисковиков по утвержденным ключевым запросам. Позиции сайта отслеживаются ежедневно. Оплата производится за каждый день (конечно, если оговоренный результат достигнут в данный день). Плюсы: максимальная заинтересованность и «заточенность» исполнителя на результат. Минусов замечено не было.

Все преимущества и недостатки рассмотренных схем приведены ниже, в таблице.

Схема оплатыПараметр оценки Простота Мотивация оптимизатора на результат Эффективность продвижения
Помесячная оплата Да Зависит от репутации исполнителя Зависит от репутации исполнителя
Абон.плата + ссылочный бюджет Нет Минимальная При определенных условиях
Оплата за трафик Нет Не гарантирована Не гарантирована
Оплата за результат: А) Результат в определенный день Да Да Ниже среднего
Б) Результат за определенное количество дней Нет Да Выше среднего
В) Результат каждый день Нет Максимальная Высокая

Гарантии оптимизаторов

Однозначно, все гарантии оптимизаторов и все то, что они обещают клиенту, должно прописываться в договоре. Устные договоренности на переговорах, обещания по телефону, обязательства в электронном письме – все это хорошо, но они (в случае, если вам попадется недобросовестный исполнитель) могут быть с легкостью «забыты», «не правильно поняты», «обусловлены форс-мажорными обстоятельствами» и т.д. Оградите себя от возможных проблем и зафиксируйте все нюансы в юридической форме. Некоторые SEO-специалисты гарантируют возврат 100% денег клиенту в случае, если оговоренный результат не будет достигнут в ходе кампании по продвижению сайта. Деньги-то они, возможно, и вернут (хотя есть большие сомнения по этому поводу), а вот кто вернет потерянное время? А ведь время - оно, пожалуй, ценнее любых бюджетов будет. Особенно, если ваш бизнес является сезонным, а в качестве главного инструмента по привлечению клиентов используется поисковое продвижение.

Неплатежи и защита от них

Да-да, как и в любой другой сфере взаимоотношений «заказчик-исполнитель», в Интернет-маркетинге тоже есть такая проблема. Точнее, иногда бывает. Со стороны клиентов сыпятся клятвенные обещания оплатить деньги в ближайший день-два-три-неделю, по факсу или по электронной почте присылаются гарантийные письма, а в итоге… В итоге оптимизатор не получает обещанный гонорар или получает его не в полной мере. Для защиты от подобных ситуаций исполнитель обычно просит заказчика оплатить аванс или внести так называемый гарантийный взнос. Чем они отличаются?

Аванс – это сумма, которая оплачивается заказчиком в начале месяца, когда фактических услуг еще не оказано. По 100% авансу оплачиваются ссылочные бюджеты, по 50% или 100% авансу (в зависимости от договоренностей) - различные абонентские платы. Как правило, аванс не возвращается.

Гарантийный взнос – данный вид платежа используется только при оплате по факту. Суть его заключается в том, что ОДИН РАЗ до начала всех работ (например, при заключении договора) клиентом оплачивается месячная стоимость продвижения сайта. Гарантийный взнос возвращается при расторжении договора или используется при оплате последнего месяца продвижения. Наша фирма работает по методу расчетов «Гарантийный взнос + оплата по факту с результатом в каждый день».

Расходы и прибыль оптимизатора

На переговорах некоторые заказчики иногда предлагают оплату работы по продвижению их сайтов «по факту». Т.е. полную сумму они будут оплачивать только после того, как удостоверятся в достижении оговоренных результатов. На это всегда хочется ответить слоганом из рекламного ролика: «Это фантастика!». Уважаемые клиенты, на рынке Интернет-маркетинга такой формы оплаты нет и не может быть. Просто потому, что оптимизатор, проводя кампанию по продвижению вашего сайта, несет определенные (причем, немаленькие) расходы. Немногие клиенты знают об этих расходах, поэтому постараюсь приоткрыть некоторые «тайны» для тех, кто не в курсе.

К расходам оптимизатора относятся:
- покупка ссылок на специализированных сайтах или на биржах (сервисы по продаже ссылок с разных сайтов)
- оплата работы SEO-копирайтеров по написанию оптимизированных текстов
- покупка или разработка специального программного обеспечения
- регистрация сайта в каталогах и рейтингах
- написание и публикация новостей и пресс-релизов (большая часть каталогов пресс-релизов являются платными)
- написание и публикация статей (статьи тоже размещаются на сайтах за деньги).
Теперь представьте, что у оптимизатора несколько клиентов и со всеми из них он работает "по факту". А если один или
несколько клиентов потом не будут довольны результатами и откажутся оплачивать работу? Всякое может быть. И это -
необоснованные риски, на которые оптимизатор не может и не должен идти. А работать себе в убыток ни один
здравомыслящий специалист не будет.
Из чего тогда складывается прибыль оптимизатора, резонно спросите Вы?
В раскрутке сайтов есть два этапа. Первый – собственно, вывод сайта в Топ. Второй - поддержка его в этом самом
топе. На этапе вывода в топ исполнитель работает без прибыли или даже себе в убыток. Оптимизатор начинает получать
прибыль только после того, когда все слова уже выведены в топ.

Давайте разберем это на конкретном примере. Возьмем сайт www.example.com . Допустим, его владельцы заказали продвижение сайта по 3 ключевым словам:
А) примеры для начинающих - 3000 руб. в месяц
Б) примеры для продолжающих - 4000 руб. в месяц
В) примеры цена - 3000 руб. в месяц.
Для того, чтобы данный сайт вывести в ТОП 10 по приведенным ключевым словам, требуется выполнить следующие работы:<br>
1)Единоразово
а) оптимизация текстов сайта - 1 день работы оптимизатора = 1500 руб.
б) написание 5 статей = 3000 руб.
в) регистрация в каталогах = 2500 руб.
Итого: 7000 рублей.
2)Ежемесячно
а) покупка ссылок = 5000 руб. в месяц
б) работа над сайтом 8 часов в месяц = 1 день работы оптимизатора = 1500 руб. в месяц
Итого: 6500 рублей.

Теперь рассмотрим разные схемы оплаты в таблице.

Схема оплатыМесяцы 1-й месяц 2-й месяц 3-й месяц Итого Выводы
Абон.плата 10000 руб. в месяц Доход 10000 10000 10000 10000 Общая прибыль = 3500 руб. в месяц, начиная с 3-го месяца
Расход 13500 6500 6500 6500
Прибыль -3500 3500 3500 3500
Оплата по результату Доход 10000 напр. 2000 напр. 4000 10000 Общая прибыль = 3500 руб. в месяц, начиная с 6-го месяца

Надеюсь, сегодняшний выпуск поможет заказчикам максимально прозрачно увидеть внутренние механизмы работы оптимизатора и тем самым лучше понимать своего исполнителя.

Олег Павлов
ведущий блога "Тайны создания и продвижения сайтов в Интернете" и консультант по поисковому продвижению Студии веб-дизайна КЛИЕНТЫ.РУ