Оценка влияния кризиса из-за пандемии коронавируса на вашу бизнес-модель

2020-04-24 08:56:40 698

Когда на организацию обрушивается такой кризис, как пандемия коронавируса, руководители должны оценить его влияние на свою бизнес-модель, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Структура, которую разработали Harvard Business Review, может помочь руководителям определить риски и возможности, которые представляет кризис для бизнеса.

Для начала предлагается рассмотреть четыре основных аспекта бизнес-модели: клиенты, ценностные предложения, демонстрация ценности и возможности. Затем проанализировать связи между этими измерениями. И после определить реалистичные цели для организации во время и после кризиса.

Влияние кризиса на потребительский спрос

Первая оценка включает понимание: что означает кризис для потребительского спроса. Будет ли общий спрос расти или падать? Как изменится структура расходов (например, самое очевидное — больше расходов в онлайне и меньше в офлайне)? Нужно ли вам рассматривать новые каналы доставки? Существуют ли какие-либо новые группы клиентов, которые следует рассмотреть? И наконец, создает ли вирус проблемы безопасности (например, если вы продаете услуги, которые предполагает взаимодействие лицом к лицу)?

Уже сейчас становится понятно, что пользователи уходят в онлайн еще больше, чем раньше. Причем потребляют контент через смартфоны. Достаточно посмотреть на общемировую статистику.

И на показатели, актуальные для России.

Рост мобильного трафика дает повод предположить, что переход к рекламе на мобильных устройствах обещает лучшие результаты и возможность быстро перестроиться к изменяющимся реалиями бизнеса.

На ценностное предложение

Вам также нужно продумать, как кризис влияет на ваше ценностное предложение. Например, Harvard Business Review рассматривает собственную индустрию высшего образования. Потребности клиентов не изменились из-за коронавирусного кризиса — студенты все еще хотят получить образование. Но если общежития должны оставаться закрытыми в течение длительного времени, колледжи и университеты должны будут переосмыслить, как они могут создавать ценность в качестве онлайн-обучения и как они отличают себя от конкурентов.

На демонстрацию ценности бизнеса и продуктов

Нынешний кризис, с его ограничениями на личное общение и поездки, закрывает типичные каналы демонстрации ценности, такие как встречи с клиентами, торговые выставки и отраслевые встречи. Нужно ли вам искать новые способы продемонстрировать свою ценность? Некоторые фирмы используют кризис в качестве обоснования для более быстрого внедрения программного обеспечения для видеоконференцсвязи, онлайн-продаж и маркетинговых материалов.

На возможности организации

Наконец, возможности организации — это топливо, которое приводит в движение двигатель, позволяя вашей фирме создавать ценность для клиентов. Кризис может поставить под угрозу ваши возможности — и это потребует расставить приоритеты и уделить внимание новым возможностям. Например, цепочка поставок и производственные возможности будут иметь первостепенное значение и станут более ресурсоемкими, чем обычно во многих организациях, поскольку международные цепочки поставок нарушаются. Типичный уровень производительности и производительности труда сотрудников будет зависеть от перехода в домашние офисы, ограничений на поездки и болезни.

Выравнивание элементов

После того как вы определили свое положение в четырех измерениях бизнес-модели, можно подумать, как потенциальные изменения в одном измерении могут быть согласованы с другими. Например, какие потребительские сегменты ценят те или иные ваши предложения, и изменится ли это из-за кризиса? Так, клиенты, которые обычно любят поесть в ресторане, могут быть готовы перейти к покупкам на вынос, например. Или фирмы по доставке продуктов питания могут обнаружить, что сотрудники домашнего офиса составляют новый потребительский сегмент. Точно так же клиенты могут переходить от одного канала демонстрации ценности к другому — например, от встреч на месте к онлайн-встречам, от реального магазина к интернет-магазину, от личных консультаций к видео на YouTube.

Это же относится и к каналам размещения рекламы. Сейчас самое время ловить пользователей в онлайне, а статистика показывает, где именно — в мобильных приложениях. Прирост пользователей говорит о том, что это может быть действенным.

Если обобщить, то кризис не только бросает вызов четырем измерениям бизнес-модели, но и создает возможности для корректировки каждого из этих измерений и того, как они соотносятся друг с другом.

Прежде чем вы примете решение о каких-либо существенных изменениях в бизнес-модели, вам нужно будет подумать о том, как кризис повлияет на ваши существующие показатели эффективности. С какими доходами или убытками вы столкнетесь? Как фондовый рынок будет оценивать вашу организацию в условиях нынешнего кризиса? Как это может отразиться на вашей репутации?

Затем вам нужен план для использования возможностей — и управления убытками, которые выявил этот анализ. Один из уроков предыдущих кризисов в истории заключается в том, что компании, которые являются активными и ориентированными на рост, даже если они терпят убытки, будут иметь преимущество на выходе из кризиса.


Источник: hbr.org