B2B-Франшизы. Какие бывают?

2014-02-16 15:57:42 4134

Франшиз бизнес-услуг (так называемый б2б-рынок) намного меньше чем массовых, но они есть и поддаются классификации.

Что бывает на рынке Украины и стран СНГ
в направлении рекламы-маркетинга-Интернет и тд.:

Услуги. Производства. Патенты?!

  • услуги бизнес-рекламные — интернет, реклама, дизайн и тд.;
    рекламно-технологические: sms-рассылки, использование qr-кодов, seo-оптимизация;
    тренингово-образовательные центры, маркетинговые компании, crm-интеграторы;
  • производственные — изготовление наружной рекламы, полиграфическое производство, пластиковые карты;
    печатные журналы и другие издания — «свадебные», развлекательные — по сути, сбор и производство контента (новости, информация)
    + тут же идут Интернет порталы — городские, справочные, посвященные какой либо теме (нишевые);
  • патентные — «уникальные» рекламные носители — стенды с визитками, щиты в торговых центрах или на автомобилях, реклама на «чеках», видео экраны или листовки на подголовниках в маршрутных такси, в лифтах, и другая реклама «защищенная» патентом;

Плюсы. Как и в любой франшизе — Вам всё дается в готовом виде, за Вас всё придумали и сделали. От Вас — продавать, работать, верить в себя и организовывать «Тим-билдинги».

Из этого и минусы в наиболее частых видах:

Услуги, тренинги, маркетинг, производство — назовем это «дилерство» или «представительство» — в обычном варианте представительствам главный офис платит зарплату, обеспечивает рекламу, снимает офис, тд. - финансирует.

В франшизе наоборот — Вы платите за то что продаете для главного офиса — деньги идут в обратную сторону. Вы работаете и это оплачиваете. Продали — заказываете в обозначенных франчайзером местах — товары/ услуги/ специалистов. Чаще всего — дороже и хуже качества, чем можно найти на рынке, который ограничен охватом сети Интернет :)

При этом — неважно, нужно это клиенту или не нужно — Ваша главная задача «Продать!».
Все перспективы заканчиваются ассортиментом товаров-услуг и их сроком жизненного цикла.

Примеры.

Если франшиза Интернет-услуг (SEO-оптимизации — изготовление сайтов, раскрутка и интернет реклама) востребована сейчас, так 5 лет назад таких услуг не было и через 5 лет снова не будет. Плюс / минус год-два — это называется срок жизни товара.
Если франчайзер не займется чем то новым и не вовлечет Вас в новые тренды — ищите новое с нуля. Если что — клиенты остаются в базе и собственности франчайзера — того, кто Вам продал франшизу «дилера».

Если Интернет-портал — заполняйте и продавайте. В случае разрыва отношений — пароли доступа будут сменены и контакты на портале изменены на нового дилера. А Вам, спасибо. Да и огромная конкуренция с местными портало-сайтоделами, которые обязательно есть, если есть рынок и деньги на нем. Тренд порталов город.портал.ua схлопнул большинство проектов на уровне 2009-2010 годов, но еще больше появилось :-)

Печатный журнал или издание — нужно быть очень смелым, чтобы открывать печатное издание в наше время. (это не касается вариантов, если у Вас есть деньги — это хобби или журнал подарен жене, есть несколько тыс.$/мес. на ее самозанятость и статус - «Глав.ред. журнала»).
Резюмирую. Просто «бумажный журнал» — плохая идея. Хотя встречаются интересные вариации: бумага + цифра (печатное издание и Интернет-версии в виде портала-новостного сайта и тд.) Классно — если издание дополняет другие бизнесы, на которых Вы зарабатываете. В таком варианте можно «инвестировать».

Тренинговая, маркетинговая компания — Вы перепродаете бизнес-тренеров и услуги специалистов, которых Вам дадут.

Производство вывесок-полиграфии-пластиковых карт-сувенирной продукции. Продаете, пока на Вас не оглянулся Китай или компании из «глубинки», где зарплаты, норма прибыли и себестоимость ниже.

«Уникальные» рекламные носители, защищенные патентом. Лицензия на их продажу.
То же, что и «дилерство» описанное выше с поправкой. Если в нише есть деньги, обязательно появятся конкуренты, которые обойдут патент и авторские права — любым способом. Изменят дизайн, подправят формат и станут дешевле — даже за счет того, что нет абон.платы главному офису (роялти). При этом созданное ими — может быть лучше «патентированного». Или... поменяется законодательство, условия и тд. По любым другим причинам — продолжать станет невыгодно.

Плюс традиционно — Ваша задача, как покупателя франшизы и продавца «уникальности» — продавать-впаривать, а не рассматривать целесообразность... нужно это или нет клиенту.

В любом варианте — минус то, что Вы ограничены возможностями оборудования и персонала франчайзера, тем с какой скоростью главный офис развивается, осваивает и внедряет новые технологии, профессионально растет.

Всегда на рынке было и есть где: дешевле, лучше, быстрее.

Выгоды для компании-производителя товаров/ услуг, контента традиционна — зачем открывать представительства, брать «продажников», которым нужно платить ставку? Франшиза — пусть платят Вам :-)

И вывод. А что делать и как жить?!

А может быть б2б-франшиза в рекламном-маркетинговом-полиграфическом бизнесе?!

  • саморазвивающаяся, не ограниченная позициями товаров-услуг
  • использующая тренды — изменения финансовых потоков рынка, другие возможности
  • с максимальной свободой франчайзи (покупателя франшизы)
  • ориентированная на долгосрочнную востребованность и любые угрозы

Может! Мысли, опыт и знания конвертировал в франшизу «Больше, чем объединение возможностей рекламного агентства полного цикла в сочетании с преимуществами Интернет-магазина». Направленность: реклама-маркетинг, производство и реализация задач с охватом всех существующих потребностей бизнеса.

Подробности: http://ulyanov.com/marketing-2/franchise-v-reklame-ukraine.html