Веб-сайт специального мероприятия: Часть IV. Надстройки

Сегодняшним материалом заканчивается серия статей, посвященная вопросам, связанным с веб-сайтами специальных мероприятий. В ней речь пойдет о всевозможных надстройках (технологических, коммуникационных, интерактивных и т.д.), с помощью которых мы можем сделать наши проекты еще более привлекательными для аудитории. Зачастую при разработке веб-сайта для special event компании-организаторы либо вообще обходятся несколькими статичными страницами, либо перегружают свои ресурсы до самого края всевозможными дополнительными опциями. И тот, и другой варианты вряд ли идут на пользу нашим проектам. В статье мы рассмотрим самые распространенные надстройки и области их применения.


Но перед тем как начать, напомним, что в предыдущих материалах главными темами становились:
· концепция веб-сайта и правила работы над ней
· технологическая сторона разработки веб-сайта специального мероприятия;
· проблема жизненного цикла подобных проектов и способы ее решения;
· определение основного контента для веб-сайта специального мероприятия;
· возможности для добавления дополнительных информации и материалов;
· функции обратной связи;
· маркетинг и продвижение подобных проектов.
К слову, некоторые надстройки уже упоминались в прошлых статьях (к примеру, коммуникационные), но были рассмотрены под несколько другим углом. Вообще же, когда мы ищем решение для подобных элементов, самое главное - понимать, что и для чего работает. Для наглядности могу привести пример совсем не из event-индустрии, но зато очень характерный. К веб-сайту в данном контексте можно относиться как к автомобилю, но в базовой комплектации. Любая надстройка - это тюнинг, причем, чем больше надстройка, тем серьезнее видоизменяется наш онлайновый автомобиль и тем более серьезные коррективы приходится вносить при его вождении.

Технологические надстройки
Современный уровень технологического развития здорово добавил свободы нам, когда мы занимаемся разработкой веб-сайта специального мероприятия, но в то же время возросли и риски. Во-первых, любая технологическая надстройка - это дополнительные требования к компьютеру, операционной системе и веб-браузеру посетителя нашего веб-сайта, как минимум. Самый распространенный пример - это Java-апплеты или Flash-приложения, которые, несомненно, делают наши проекты более яркими, динамичными и запоминающимися. Но с другой стороны - у ряда посетителей они могут попросту не открыться, и тогда наш веб-сайт предстанет перед ними неполноценным (загруженным лишь наполовину).
Одно из наиболее приемлемых решений тут - разграничение основного контента веб-сайта (самая важная информация, тексты, любые другие материалы, которые нам обязательно надо донести до аудитории) и любых технологических надстроек. К примеру, если нам никак не обойтись без Java-апплета (очень часто именно с помощью Java компании делают различные трехмерные презентации, которые открываются прямо в веб-браузере), то стоит вынести его на отдельную страницу и заранее предупредить посетителей, что там находится элемент, требующий для запуска специального программного обеспечения.

Коммуникационные надстройки
Этот тип надстроек является, пожалуй, одним из самых часто применимых и наиболее полезных в контексте веб-сайтов специальных мероприятий. С их помощью мы можем наладить прямой контакт с аудиторией. Кстати, именно коммуникационные надстройки мы назвали одним из способов получения информации от посетителей в предыдущей статье, но, на самом деле, область их применения намного шире.
Условно все элементы этого типа можно определить в следующие категории:
· Гостевые книги. Самый примитивный инструмент, но в то же время и самый безопасный. Если кратко, то работает он так: любой посетитель, которому есть что сказать нам, заходит в специальный раздел на веб-сайте и с помощью короткой формы оставляет запись в гостевой книге. В некоторых гостевых книгах предусмотрена возможность ответа. Однако ни о каком полноценном диалоге не может быть речи; максимум, на что приходится рассчитывать - это режим "вопрос-ответ".
· Форумы. Самый распространенный инструмент. Как правило, на веб-сайтах специальных мероприятий используются достаточно простые форумные системы, где нет разделения пользователей на группы, где есть только один модератор, где практически нет разбивки дискуссий на тематики (тематика одна - "материнское" специальное мероприятие), а так называемых "досок" (от английского слова board) одна или максимум две.
· Дискуссионные группы. Эти надстройки очень похожи на форумы, но они гораздо более комплексные и масштабные. Здесь, как правило, множество "досок" с различными тематиками, порой связанными с тематикой специального мероприятия лишь опосредованно, пользователей можно разбивать на группы и так далее. Однако стоит отметить, что подобные элементы встретишь на веб-сайтах специальных мероприятий очень и очень редко. Почему? Они попросту не востребованы у аудитории.
Последнее, о чем хотелось бы сказать в рамках части о коммуникационных надстройках, это методики сообщения аудитории об обновлениях на нашем веб-сайте. Если раньше для этой задачи практически не было приемлемых решений, то сегодня их насчитывается, как минимум, два. Первый вариант - специальная почтовая рассылка, на которую любой желающий может подписаться с помощью одного мышеклика, а мы ко всему прочему соберем неплохую базу электронных адресов. Второй вариант - стандарты агрегации новостей. За этим пугающим термином скрываются несколько форматов для быстрых публикации (с нашей стороны) и получения (с пользовательской стороны) любого новостного контента. Эти стандарты в последнее время стали очень популярны и считают фактически обязательным элементом любого серьезного веб-ресурса.

Интерактивные надстройки
Любой веб-сайт уже сам по себе является интерактивной вещью, но в некоторых его частях иногда бывает полезно пойти чуть дальше и добавить некую интерактивную надстройку. Чем подобные элементы отличаются, к примеру, от технологических надстроек? Все достаточно просто: они могут быть похожи, но в технологической главное - это сама технология, которая в итоге может оказаться как преимуществом, так и существенным недостатком. А в случае с интерактивной надстройкой мы не используем никаких внешних технологий, и главный упор делаем на функционале, которые предоставляем аудитории. Иными словами, технологические надстройки, как правило, создают для декоративного эффекта, а интерактивные - для развития и углубления тех возможностей, которые веб-сайт нашего специального мероприятия предоставляет посетителям.
За отличным примером можно обратиться к официальному ресурсу выставки Electronic Arts Entertainment. Там помимо информации о проекте, программы и всех остальных необходимых материалов аудитории предлагается система, которая, во-первых, позволяет бронировать места под стенды или билеты, а, во-вторых, является своеобразным органайзером, с помощью которого будущие участники мероприятия могут прямо в онлайне сообща планировать деловые встречи друг с другом. Судя по отзывам, система оказалась отличным подспорьем и явно пришлась по душе многим заинтересованным лицам.
В конце же статьи хотелось бы еще раз напомнить о том, что веб-сайт специального мероприятия - это инструмент, и к нему стоит относиться именно как к инструменту, а не как к "опциональной вещи, которую почему-то принято делать". Более того, сегодня ряд экспертов оптимистично утверждают, будто веб-сайт в ближайшем будущем станет едва ли не самым эффективным средством для продвижения special events. С этим утверждением можно соглашаться, можно не соглашаться, но одно очевидно: веб-сайты помогают нам предоставлять аудитории более детальную информацию и более комплексный функционал, что, как минимум, повышает статус самого проекта.

Анатолий Крысов
Eventmarket.ru: еще более 900 статей