Первая Национальная благотворительная программа «Миллиард мелочью» (некоторые итоги реализации в 2003 – 2006 годах)

В последнее десятилетие в экономически развитых странах мира смертность детей от рака вышла на второе место, уступая лишь смертности от несчастных случаев. Во многих регионах России на 100 вновь выявленных больных детей приходится 44-54 умерших. В некоторых регионах страны этот показатель приближается к 100.

Число ежегодно регистрируемых детей со злокачественными опухолями увеличилось в РФ за последние десять лет на 20 % и достигло 4450 человек в год, что составляет 15 человек на 100 тыс. детского населения. Уже в XXI веке каждые сутки в Российской Федерации регистрируются 10 новых онкологических заболеваний, причем более чем у 76 % детей болезнь выявляется в далеко зашедших стадиях.

Изложенное выше вызвало к жизни разработку Союзом благотворительных организаций России  (СБОР) первой Национальной благотворительной программы «Миллиард мелочью» (комплексное решение проблем профилактики, лечения и реабилитации детей, страдающих онкологическими заболеваниями, путем всенародного сбора и последующего целевого использования денежных средств). Она реализуется СБОРом с января 2003 года. Некоторые ее итоги приведены в таблицах 1-4.

Таблица 1

Общее количество привлеченных средств

 

№№

п/п

Периоды реализации программы

Суммы привлеченных средств

1.

 

2.

За весь период (2003-2006 гг.)

 

В том числе:

 

в 2003 – 2005 гг.

 

за 8 месяцев 2006 г.

40,82 млн. рублей (100 %)

13,83 млн. рублей (32,13 %)

26,99 млн. рублей (67,87 %)

 

Таблица 2

Состав жертвователей

 

№№

п/п

Источники пожертвований

 

Суммы пожертвований

1.

2.

Юридические лица

 

Физические лица

 

в том числе:

 

- мужчины

 

- женщины

26,24 млн. рублей (63,93 %)[*]

 

14,58 млн. рублей (36,07 %)

 

 

 

9,42 млн. рублей (64,38 %)[†]

 

5,16 млн. рублей (35,62 %)


Таблица 3

Расходование привлеченных средств

 

№№

п/п

Названия статей расходов

Суммы расходов

1.

2.

3.

Лечение онкобольных детей, нуждающихся в экстренной медицинской помощи

 

Иные расходы (помощь в организации III съезда детских онкологов России, в выпуске журнала по проблемам детской онкологии, закупка медицинской и бытовой техники, компьютеров и мультимедийных проекторов для лечебных учреждений и т. д.)

 

Организационные расходы СБОРа (оплата аренды помещений, коммунальных услуг, телефонной связи, интернета, рекламы в СМИ, издательские расходы и т. д.)

36,82 млн. рублей (90,20 %)

2,15 млн. рублей (5,28 %)

1,85 млн. рублей (4,52 %)

 

Таблица 4

Состав благополучателей

 

№№

п/п

Целевая группа программы

Количество детей, которым оказана помощь

1.

 

2.

3.

Дети с онкологическими заболеваниями, требующие экстренной медицинской помощи[3]

 

В том числе:

 

- проживающие в регионах, входящих в Центральный федеральный округ (включая Москву)

 

- проживающие в других федеральных округах

 

Из них:

 

- мальчики

 

- девочки

58 (100 %)

 

 

34 (58,62 %)

24 (41,38 %)

28 (48,28 %)

30 (51,72 %)

 

Как видно из таблиц, с момента начала реализации программы «Миллиард мелочью» НП «СБОР» помог 58 онкобольным детям. Это только небольшая часть детей с онкозаболеваниями, которым требуется экстренная медицинская помощь.

О значимости проблемы для Российской Федерации говорит и другой факт. Первая Национальная благотворительная программа «Миллиард мелочью» поддержана на федеральном уровне: Советом Федерации и Государственной Думой ФС РФ, Минздравсоцразвития РФ, ведущими детскими онкологами России. Она также получила одобрение у полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко, в администрациях и органах здравоохранения большинства российских регионов.

Последнее связано с тем, что специалисты понимают: в условиях недостаточного финансирования детской онкологии на федеральном уровне без привлечения существенных финансовых ресурсов в борьбе с детской онкозаболеваемостью нельзя всерьез рассчитывать на рост количественных и качественных показателей. Именно на всенародный сбор пожертвований и последующее целевое использование денежных средств для комплексного решения проблем профилактики, лечения и реабилитации детей, страдающих онкологическими заболеваниями, – целевой группы проекта – и рассчитана программа «Миллиард мелочью». Привлечение денежных средств в обозримом будущем будет способствовать повышению излечиваемости детских онкозаболеваний до 75 %, а также уменьшению сроков инвалидности. Это избавит детей от серьезной психологической травмы, позволит большинству из них посещать общеобразовательные школы, значительно снизит риск падения социального и материального уровня их семей.

Перечисленное уже подтверждается опытом реализации программы: собранные в ее ходе 40,82 млн. рублей способствовали не только выздоровлению абсолютного большинства из 58 российских детей, но и возвращению их к полноценной жизни.

Благодаря помощи СБОРа семьи с больными не попали в долговую зависимость и не оказались за чертой бедности. И это при условии, что родителям требовалось найти на лечение от 14 256 рублей (для 15-летнего Ильи Ардеева из подмосковного Наро-Фоминска) до 1 620 000 рублей (для пятилетней Саши Щекиной из Москвы). В среднем же родители онкобольных детей вынуждены находить для оплаты их лечения 628 тыс. рублей[4].

Для достижения цели программы «Миллиард мелочью» и решения поставленных Президиумом СБОРа задач используются различные методы привлечения пожертвований (фандрайзинга). Их результаты приведены в таблице 5.

 

Таблица 5

Методы фандрайзинга, используемые СБОРом, и их результаты

 

№№

п/п

Методы фандрайзинга

Количество привлеченных средств

1.

2.

 

 

3.

Адресная работа с коммерческими структурами

 

Сбор пожертвований с помощью ящиков-накопителей (установлены в торговых сетях, супермаркетах и развлекательных центрах                г. Москвы)

 

Другие способы (публикации в СМИ, реализация продукции с «благотворительными марками», благотворительных векселей и т. д.)

26,24 млн. рублей (64,28 %)

0,87 млн. рублей (2,13 %)

 

 

 

 

13,71 млн. рублей (33,59 %)

 

Как видно из таблицы, на сегодняшний день наиболее эффективным способом сбора пожертвований является адресная работа с коммерческими структурами (ей занимается Благотворительный онкологический детский фонд «Ромашка», входящий в структуру СБОРа). Благодаря непосредственным контактам сотрудников БФ «Ромашка» с представителями предпринимательских структур удалось собрать 26,24 млн. рублей. Это составляет 64,28 % всех пожертвований. Самые крупные из них поступили от ОАО «Сургутнефтегаз» (Сургут) и ОАО «ТНК-ВР Холдинг» (Москва) и составили 1 925 544 и 1 704 640 рублей соответственно[5]. 

Еще одним направлением фандрайзинга, активно используемым СБОРом в рамках программы, является изготовление и установка в торговых центрах, магазинах и развлекательных комплексах ящиков-накопителей для сбора пожертвований.

В настоящее время партнерами СБОРа при реализации первой Национальной благотворительной программы «Миллиард мелочью» являются целый ряд торговых сетей, супермаркетов, а также развлекательных комплексов столицы. Среди них: сеть супермаркетов «Азбука вкуса», ООО «Копейка-Москва»,  ООО «Комус», ООО «Арома маркет», ООО «Киновизор» и др. Сбор средств с помощью ящиков-накопителей, установленных в принадлежащих перечисленным компаниям учреждениях и заведениях, позволил Союзу привлечь с начала 2003 по 31 августа 2006 года 0,87 млн. рублей (2,13 % от общей суммы пожертвований).

Другими источниками финансирования программы выступают:

- публикации в центральных и региональных СМИ информаций о том или ином заболевшем ребенке с призывом перечислять на счет программы «Миллиард мелочью» пожертвования для данного ребенка. (Наиболее крупные пожертвования, поступившие от частных лиц в результате публикаций в СМИ, составляют 740 тыс. рублей. Такие суммы перечислили на лечение двухлетнего Димы Пономарева из Воронежа К. Ю. Николаев и М. Е. Авербух – оба из Москвы. Несколько меньшее пожертвование – 445 419 рублей – сделал на лечение 15-летнего Арнольда Асрияна из Тольятти В. Е. Аветисян, проживающий в Самаре[6].);  

- реализация «Благотворительной марки» (по договоренности СБОРа с рядом коммерческих структур, в частности, ООО «Комус», последние размещают специальную благотворительную марку на упаковках выпускаемой продукции. На марке значится, что определенная часть стоимости упаковки перечисляется на помощь детям с онкологическими заболеваниями. После уплаты соответствующих налогов «благотворительные» деньги фирмы перечисляют на счет первой Национальной благотворительной программы «Миллиард мелочью»);

- реализация «благотворительных» векселей (Союз благотворительных организаций России осуществил эмиссию простых беспроцентных векселей с целью привлечения заемных денежных средств на реализацию программы «Миллиард мелочью». Номинал векселей – от 100 тысяч до 10 миллионов рублей, срок погашения – 1 год. Приобретение «благотворительного» векселя – форма благотворительной деятельности, которая позволяет участвовать в решении социальных проблем без ущерба для бизнеса: все потраченные деньги через год возвращаются. Она особенно привлекательна для тех коммерческих структур, у которых невелика норма прибыли или условия ведения бизнеса не позволяют участвовать в благотворительности с применением обычных технологий).

Первым (и пока единственным) приобретателем «благотворительного» векселя является КБ «Славянский кредит» (Москва), оплативший 9 июля с. г. вексель номиналом 150 тыс. рублей. Однако есть надежда, что «благотворительные» векселя вскоре «заработают» более эффективно: в октябре т. г. идея привлечения денежных средств с их помощью поддержана в Ассоциации Российских Банков (АРБ).

Кроме того, с 1 сентября 2006 года вступил в силу договор между СБОРом и одним из крупнейших сотовых операторов России ОАО «МегаФон». В соответствии с договором, в рамках программы «Миллиард мелочью» СБОРу предоставлен короткий номер 5035, на который все желающие могут отправить SMS-сообщение. Стоимость SMS – 20 рублей с учетом НДС. После вычета налогов деньги от SMS-сообщений перечисляются на счет первой Национальной благотворительной программы «Миллиард мелочью» для лечения больных раком детей, которым требуется экстренная помощь.

Названные выше четыре направления фандрайзинговой деятельности позволили СБОРу привлечь в общей сложности 13,71 млн. рублей (33,59 % от общей суммы пожертвований).

Однако СБОР не намерен останавливаться на достигнутом: реализация первой Национальной благотворительной программы «Миллиард мелочью» продолжается.

(Более подробную информацию о ходе реализации программы – см. на сайте: www.sbornet.ru.)



[*] Процентное соотношение пожертвований для юридических и физических лиц указано от общей суммы привлеченных средств.

[†] Процентное соотношение для жертвователей-мужчин и жертвователей-женщин рассчитывалось с условием, что общее количество пожертвований физических лиц принималось за 100 %.

[3] СБОР оказывает адресную помощь детям, находящиеся на лечении в НИИ ДОГ РОНЦ им. Н. Н. Блохина РАМН, клинической больнице № 1 Управделами Президента РФ, ЦВКГ им. Бурденко, Морозовской детской городской клинической больнице Департамента здравоохранения г. Москвы, ДОКБ г. Балашиха.

[4] Расчет производился следующим образом: из общей суммы требуемых на лечение средств были вычтены минимальная и максимальная суммы лечения, а разница поделена на общее число оставшихся детей – 56.

[5] По данным за 2006 год.

[6] По данным за 2006 год.