Electronic Entertainment Expo - там, где сбывались мечты

Любая индустрия имеет своих героев, своих неудачников, свои иконы, а также и свои легендарные специальные мероприятия. Одним же из самых перспективных или хотя бы привлекающих внимание широкой аудитории направлений на сегодняшний день считается индустрия компьютерных и электронных развлечений. Все сказанное в первом предложении справедливо и для нее. Главный special event здесь - это Electronic Entertainment Expo, проходящая ежегодно в Лос-Анджелесе. В настоящем материале речь пойдет об истории этой выставки, ее организации и других любопытных моментах, связанных с ней.
Разумеется, было бы глупо утверждать, будто Electronics Entertainment Expo является единственным местом, где компании-разработчики компьютерных игр, издатели и журналисты могут общаться друг с другом, обсуждать тенденции и представлять новинки. Однако у героя нашей сегодняшней статьи практически с самого начала появилась репутация настоящего шоу со всеми сопутствующими атрибутами. Считается, что именно на Electronic Entertainment Expo впервые в индустрии электронных развлечений стали использовать нестандартные решения для стендов.



Стоит отметить, что вход на выставку далеко не свободный. Во-первых, туда допускаются люди старше восемнадцати лет. А, во-вторых, вход открыт лишь для людей, действительно связанных с индустрией: профессионалы из различных компаний, индустриальные журналисты и эксперты, гости организаторов и участников (к примеру, знаменитости). Не так давно требования еще сильнее ужесточились: с первого августа 2006 года доступ на Electronic Entertainment Expo возможен лишь по приглашениям. Таким образом, количество посетителей снизилось с 60 тысяч человек (а в 2005 году выставку посетили и вовсе 70 тысяч) до 5000. Организаторы посчитали, что такое ограничение позволит сделать общение представителей прессы и разработчиков с издателями более глубоким.
Главным назначением Electronic Entertainment Expo часто называют ее презентационную часть. Другими словами, участники съезжаются туда не столько поговорить о тенденциях, сколько показать свой товар с наилучшей стороны. Хотя и круглые столы с семинарами там, конечно, тоже проводятся. Но, забегая вперед, скажу, что, по всей видимости, Electronic Entertainment Expo в том формате, в котором она проводилась последние годы, больше существовать не будет. 31 июля было объявлено, что на смену легендарному специальному мероприятию придет Electronic Entertainment Expo Media Festival - проект с гораздо меньшим размахом.

История

Все началось в далеких 90-х, когда компании от игровой индустрии потеряли интерес к главному специальному мероприятию того времени под названием Consumer Electronic Show. Им был нужен отдельный special event, посвященный исключительно электронным развлечениям. Организация Interactive Digital Software Association (IDSA) уловила это веяние и провела в 1995 году первую Electronic Entertainment Expo. Сама IDSA состояла из крупных индустриальных игроков, включая Nintendo, Sony, Capcom, и множества других известных и не очень известных компаний.
Президент IDSA так комментирует эту ситуацию: "Я бы хотел приписать всю славу себе, но, на самом деле, каждый хотел сделать что-то подобное в то время. На Consumer Electronic Show игровые компании были как бы дополнением, и им, разумеется, не уделялось должного внимания. Внимания, которое нам хотелось бы получать. Всем было ясно, что индустрия выросла и уже могла организовать свою собственную крупную выставку".





По свидетельствам очевидцев, человек, очутившийся на Electronic Entertainment Expo, ощущал себя попавшим в огромный и неизведанный магазин с игрушками. Компании-участники мероприятия прилагали все возможные усилия для того, чтобы привлечь внимание аудитории. В ход шли многие известные инструменты от оригинальных футболок до полуобнаженных девушек, разыгрывавших сцены из известных игр. Некоторые крупные участники - такие, как Sony или Nintendo, - строили свои собственные миры внутри своих стендов, где посетители могли запросто заблудиться.
Продолжая тему гигантомании на Electronic Entertainment Expo, добавим, что площадь под упомянутые стенды варьировалась от 1 миллиона долларов до 8-9 миллионов, но крупные суммы не останавливали участников, которые хотели, во что бы то ни стало завоевать любовь и признание аудитории. К примеру, еще в самом начале в 1996 году около 500 компаний показали на выставке того года около 1700 различных игр. А уже в 1997 году старой площадки (еще не реконструированной Los Angeles Conventional Center) не хватило, и мероприятие переехало на какое-то время в Джорджию в Georgia World Congress Center. По словам организаторов, в тот год 486 участников Electronic Entertainment Expo заняли место равное 35 футбольным полям.



На протяжении всего существования special event, ставшего темой нашей сегодняшней статьи, главные индустриальные анонсы и события практически всегда происходили там. Каждый день приносил десятки информационных поводов, достойных главной темы в любом индустриальном журнале. Многие задавились вопросом: "Почему все происходит именно так, как происходит?" Ответ лежит на поверхности: с развитием индустрии электронных развлечений развивались и специальные мероприятия, посвященные ей. С каждым годом росли бюджет проекта, бюджеты участников и денежные отчисления в казну города. Например, первая Electronic Entertainment Expo принесла Лос-Анджелесу около 20 миллионов долларов.
Завершая рассказ об истории выставки, скажу пару слов о ее организаторе. IDSA в июне 2003 была переименована в Entertainment Software Association. Electronic Entertainment Expo - не единственная сфера деятельности организации. Помимо прочего он представляет интересы индустрии в Вашингтоне. Также в 1994 году ей была создана рейтинговая система для компьютерных игр под названием Entertainment Software Ratings Board, которая на сегодняшний день считается главным индустриальным стандартом в плане рейтингов.
Как все происходит
Entertainment Electronic Expo проводится, как правило, в третью неделю мая, но бывали и исключения. Продолжительность мероприятия - неделя. В последнее время организаторами используется такая схема работы: со вторника по четверг проходят конференции, и одновременно в среду стартует сама выставка. А большинство крупных индустриальных игроков предпочитают в качестве дополнения проводить большие пресс-конференции в понедельник или вторник, причем многие из такие бонусных ивентов используют в качестве площадок различные отели или что-то в этом роде.

Хоть Electronic Entertainment Expo и ориентирована, в первую очередь, на шоу и презентации, конференциям все же уделяется достаточное количество внимания. Это объясняется тем, что на мероприятие съезжают самые уважаемые и рейтинговые индустриальные специалисты и эксперты, и им всем действительно есть о чем поговорить. Непосредственно выставка (показ стендов) проходит три дня со среды по пятницу, которая является одновременно самым коротким и последним днем описываемого special event.
Как уже упоминалось чуть выше, Electronic Entertainment Expo является площадкой для громких анонсов и судьбоносных заявлений. Приведу несколько примеров. В 1996 году компания Sony объявила на выставке о снижении цены на свою игровую консоль PlayStation до 1999 долларов. Два года спустя, в 1998 другой мейджор Nintendo показала общественности свою разработку (революционную для того времени) - DreamCast, - которая стала открытием выставки. Многие эксперты сходятся во мнении, что для наблюдения за эволюцией индустрии электронных развлечений достаточно лишь раз в год приезжать на Electronic Entertainment Expo.
Где это происходит



Теперь рассмотрим технические моменты организации Electronic Entertainment Expo. Все пространство этого специального мероприятия разделено на пять больших участков. Площади для стендов арендуются так же, как и на любых других выставках. Вполне логична ситуация, когда крупные компании покупают за миллионы большие пространства в лучших местах. Общий метраж территории последней Electronic Entertainment Expo - 50 тысяч квадратных метров. Стоимость парковочных мест - 10 долларов в сутки.
Многие, кто бывал на крупнейшем игровом ивенте, не раз говорил, что главная его проблема - это постоянная суматоха и шум. Однако в последние два года основные генераторы этого шума (крупномасштабные стенды с богатой презентационной программой) значительно снизили его уровень. Что касается суматохи, то от этого удалось частично уйти, ограничив доступ на выставку, как говорилось чуть выше. Более того, так называемые booth babes (девушки, работающие на стендах) также были удалены с последней Electronic Entertainment Expo, что, разумеется, стало причиной для долгих и жарких споров.
Ближе к финалу материала пройдемся по территории выставки.
Concourse Hall

Это место фактически связывает между собой более крупные участки. Здесь можно найти несколько стендов, места для работы прессы, также графический конкурс Into the Pixel, который начал проводиться на мероприятии с 2004 года. Кроме того, Concourse Hall состыкован с двумя лобби. В них посетители регистрируются, получают бэйджи и различную полезную информацию. Также в лобби работают гардеробы и продаются ежедневные журналы. Неповторимую атмосферу в Concourse Hall создает большой экран с видом на Лос-Анджелес.
South Hall
Самая большая площадка на Electronic Entertainment Expo. Огромное количество крупных и средних компаний из Северной Америки и Европы (Microsoft, Electronic Arts, Ubisoft и так далее) выставляются именно здесь. К слову, географическая принадлежность участника играет на описываемом специальном мероприятии не последнюю роль, и в этом мы еще раз убедимся ниже.
Kentia Hall и Petree Hall



Две самых маленьких площадки, но здесь зачастую происходят одни из интереснейших событий. К примеру, в Petree Hall, как правило, размещают свои массивные стенды такие монстры, как Atari и Midway. А вот Kentia Hall чаще становится выбором небольших компаний-разработчиков, которым попросту не по карману площади в других частях. По этой причине некоторые посетители любят сравнивать Kentia Hall с восточным базаром.
West Hall
В этой части Electronic Entertainment Expo размещают свои стенды крупнейшие издатели из Азии: к примеру, Sony и Nintendo. Кроме того, здесь можно найти частные комнаты для прессы, а иногда даже компактные телевизионные студии. Солидные индустриальные СМИ также размещаются в West Hall: IGN, 1UP.com, GameSpy и GameSpot.
Пресса

Electronic Entertainment Expo всегда привлекала огромное количество журналистов изо всех стран мира, что неудивительно, если учитывать масштабы специального мероприятия и название его участников. К слову, организаторы из года в год стараются создать для представителей средств массовой информации самые комфортные условия. Более того, совсем недавно в 2006 году общественности был представлен новый сервис под названием E365, который используется всеми заинтересованными для налаживания связей перед ивентом, согласования договоренностей о встречах на выставке и тому подобное.
Есть еще один момент - ежедневный бесплатный журнал, посвященный целиком и полностью выставке. Из него посетители узнают, какие интересные события запланированы на тот или иной день, где точно стоит появиться, кто будет выступать и огромное количество другой полезной информации. Вообще же, Electronic Entertainment Expo производит впечатление крайне продуманного и очень грамотно организованного специального мероприятия. Причем это утверждение касается практически всех аспектов работы по special events от взаимоотношений между организаторами и участниками до создания условий для представителей прессы.

Анатолий Крысов
Eventmarket.ru: еще более 800 статей