Мониторинг аудитории точек быстрого питания
(FAST-FOODMONITOR)
ОБЩИЕ КОММЕНТАРИИ
Исследовательское агентство MAGRAM Market Research провело исследование
аудитории точек быстрого питания. Эта область доступного общественного питания
сейчас усиленно развивается. Сами участники рынка в полной мере осознали перспективу
своего развития. Причем, наиболее активную политику выбрали мобильные точки
fast food, которые озадачены вопросом расширения сети. Сейчас формировалась
определенная аудитория потребителей услуг предприятий быстрого питания, сложились
сегменты данного рынка, стало возможным сравнивать их с известными "стационарными"
заведениями быстрого питания.
Чтобы приступить к детальному изучению данного рынка, компанией MAGRAM
Market Research был проведен МОНИТОРИНГ АУДИТОРИИ ТОЧЕК БЫСТРОГО
ПИТАНИЯ (FAST-FOODMONITOR).
АНАЛИЗ РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ
FFM – одно из серии периодических исследований текущей ситуации и
трендов на динамично развивающемся рынке предприятий общественного питания
г. Москвы, сфокусированное на изучении привычек и предпочтений аудитории сегмента
fast-food. Данный мониторинг целевой группы потребителей, позволяет адаптировать
бизнес-стратегию участников рынка, основываясь на анализе структуры потребительского
спроса.
Эта информация представляется полезной и практически применимой с точки зрения
понимания расстановки сил в данном сегменте и планирования маркетинговых ходов
как краткосрочного, так и стратегического характера.
ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА
Мониторинг аудитории предприятий быстрого питания г. Москвы проводился по
следующим вопросам:
-
знание и предпочтение марок предприятий fast-food’а;
-
основные тенденции развития рынка fast-food;
-
социо-демографические характеристики пользователей fast-food’а;
-
наиболее характерные особенности потребительского поведения:
ситуации пользования fast-food'ом, гастрономические предпочтения, мотивация
потребления;
-
сегментирование рынка по покупательским предпочтениям
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- выяснить, кто является пользователями предприятий fast-food: получить
описание социально-демографического портрета типичного потребителя предприятий
быстрого питания;
- определить, как осуществляет выбор той или иной марки предприятий
fast-food;
- выявить наиболее известных и предпочитаемых марок предприятий fast-food
среднего и низшего ценовых сегментов (что).
СТРУКТУРА ВЫБОРКИ
Пол - мужчины и женщины
Возраст – от 16 лет до 55 лет
Фильтр - пользуются услугами предприятий быстрого питания
Доход – не ограничен
Объем выборки – 615 человек
Место проведения опроса – г. Москва
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВНИЯ
Участники опроса пользуются следующими предприятиями общественного питания:
- KFC,
- McDonalds,
- Pizza Hut,
- Sbarro,
- SFC,
- Steff,
- Дрова,
- Елки-Палки,
- Крошка-Картошка,
- Метро-экспресс,
- палатки с курами-гриль
- палатки с хот-догами,
- палатки с шаурмой,
- Патио-пицца,
- Ресторанные дворики (Рамстор, Охотный ряд и т.д.),
- Ростикс,
- Русские блины,
- Русское Бистро,
Характеристики пользователей предприятий быстрого
питания
Респонденты хорошо осведомлены о различных типах предприятий fast-food и
пользуются ими довольно активно. Больше всего к данным услугам прибегает молодежь:
55% пользователей – люди в возрасте 16-24 года. При этом более взрослая часть
аудитории (35-50 лет) в большей степени пользуется мобильными точками питания
(ларьками), в то время как люди в возрасте 25-34 года в основном предпочитают
стационарные сетевые рестораны fast-food.
ПРИВЫЧКИ ПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ FAST FOOD
Частота посещения
Среди потребителей удалось выделить две основные группы: тех, кто обращается
к услугам fast-food2-3 раза в неделю и тех, кто пользуется этим предприятиями
2-3 раза в месяц. При этом установлено, что мужчины более активные пользователи,
чем женщины. Именно мужчины в основном составляют первую группу. Многие из
них прибегают к услугам fast-food еще чаще – 1 раз в неделю. Женщины в свою
очередь в основном составляют вторую упомянутую группу.
Причина тому коренится в базовом мотиве, побуждающем мужчины при обращении
к услугам fast-food– чувство голода. На вопрос, при каких обстоятельствах
пользуетесь fast food’ом 56% мужчин ответили "В любое время, когда хочется
есть". Таким образом, они решают эту проблему самым доступным способом – обращаясь
к мобильным палаткам, находящиеся в разных местах.
Характер выбора
Респонденты выбирают предприятие fast-food в основном спонтанно (74% респондентов)
и редко заранее продумывают место для "оперативного" приема пищи. Только четверть
опрошенных перед посещением выбирают конкретный ресторан. Это значит, что
в данном сегменте рынка очень важным является то, насколько прочно марки ресторанов
оседают именно на поверхности сознания посетителей.
Критерии
Критерии, которыми руководствуются пользователи при выборе точек быстрого
питания, полностью связаны с функциональной направленностью этих предприятий:
быстро и недорого поесть. Главными обстоятельствами, на которые обращают внимание
посетители перед выбором места являются месторасположение (60%), цена и качество
пищи (49%), а также предлагаемое меню (39%).
УРОВЕНЬ ИЗВЕСТНОСТИ И ЧАСТОТЕ ПОСЕЩЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕГМЕНТА FAST
FOOD
Самым известным предприятием данной категории является "МакДоналдс". Его
спонтанно вспоминают 89% респондентов и у них он в первую очередь ассоциируется
с понятием "fast-food", "быстрое обслуживание". Он также оказался бесспорным
лидером среди предприятий, услугами которых респонденты когда-либо пользовались
(94%).
Второе место по уровню спонтанной известности занимает "Ростикс". За ним
идут палатки с хот-догами, Русское бистро и палатки куры-гриль. В силу своей
широкой распространенности и низкой цены, популярность хот-догов оказалась
выше, чем у "Русского Бистро" (22%), палаток с курами-гриль (21%) и шаурмой
(20%). Затем следуют "Пицца-Хат" (18%), "Елки-Палки" (17%), "Крошка-Картошка"
(14%), "Стефф" ("Стоп-Топ") (14%), "Руские блины" (10%) и т.д. Этот показатель
характеризует марки, которые находятся на поверхности сознания потребителя.
Среди fast-food, которые когда-либо посещались респондентами, по результатам опроса, вслед за "МакДоналдсом" идет плотная группа предприятий, которые популярны среди потребителей практически в равной степени - с минимальным отрывом возглавляет эту группу сеть ресторанов "Ростикс" (59%). Мобильные палатки на улицах Москвы пользуются практически такой же популярностью – палатки с шаурмой - 58%, палатки с хот-догами, курами-гриль - по 57%, "Русское бистро" – 45%, "Пицца Хат", "Елки-Палки" – по 42%, "Крошка-картошка" – 36%, "Русские блины" – 31%, "Метро-экспресс" – 29%, "Стефф" ("Стоп-Топ") – 28% и т.д.
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ПОСЕЩЕНИЯ FAST-FOOD
Исследование показало, что на рынке фаст-фудов доминируют 5-6 марок, которые
можно назвать общеизвестными и ориентированными на широкий круг потребителей.
Среди них наиболее привлекательными, в отношении территориального расположения
и цен на еду, респонденты назвали мобильные фаст-фуды – палатки с хот-догами,
шаурмой и курами-гриль. Как уже было отмечено, доминирующим обстоятельством
является удобство расположения. Такие факторы, как комфорт и вежливость персонала
в первую очередь рассматривались респондентами применительно к стационарным
ресторанам фаст-фуд.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
- Состав пользователей предприятий fast-food(мобильных и стационарных) очень
разнообразен. Женщины и "взрослая молодежь" предпочитают стационарные предприятия
fast-food, мужчины и зрелые люди охотно пользуются мобильными палатками.
- Предприятия не несут имиджевой составляющей и не являются средством времяпрепровождения,
но рассматриваются пользователи исключительно с функциональной точки зрения:
быстрое и недорогое утоление голода.
- Наряду с давно существующими на рынке ресторанами McDonalds и "Ростикс"
лидирующие позиции занимают небрендированные предприятия: палатки с шаурмой,
хот-догами и курами-гриль.
Данный активно развивающийся сегмент рынка еще только структурируется. Особенно
это справедливо для сегмента "мобильные предприятия fast-food", который стали
особенно активно развиваться после кризиса 1998 г. Но сами "игроки" рынка
пока еще не слишком активно изучают его потребности и возможности.
Источник: MAGRAM Market Research
05.08.2002
Рынок продуктов питания