Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.
Дизайн сайта - Liqium
18+
Sostav и Ассоциация Коммуникационных Агентств России (АКАР) представляют индустриальный рейтинг крупнейших рекламных агентств и холдингов в сфере медиабаинга, составленный по результатам исследований российского рынка медиазакупок. Основой для рейтинга являются данные Mediascope по размещению крупнейших рекламодателей на ТВ, в интернете, на радио, в наружной рекламе и печатной прессе.
Все данные, как и в прошлом году, приведены без налога на добавленную стоимость (НДС). Кроме того, в этот раз мы не сравниваем биллинги агентств год к году, из-за корректировки методологии подсчета бюджетов на региональном ТВ. Мы более точно определили цену за счет корректировки стоимости размещения в прайм-тайм и офф-прайм, а также сезонные коэффициенты, что отразилось на показателях агентств. Также изменился метод подсчета скидок на радио.
Участниками рейтинга стали 88 агентств. Их биллинг за 2019 год составил 252 млрд руб. без НДС. Первое место заняло OMD Optimum Media (входит в OMD OM Group) с 22,6 млрд руб. В топ-5 также вошли Media Instinct, Carat, Havas Media и Starcom.
Место | Агентство | Всего | ТВ | Интернет | Пресса | Радио | OOH |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Media Instinct | 20 552 |
13 359 |
2 792 |
469 |
1 446 |
2 486 |
2 | Carat | 20 361 |
16 023 |
2 525 |
168 |
409 |
1 236 |
3 | dentsu X | 7 436 |
4 190 |
2 470 |
151 |
385 |
240 |
4 | OMD Optimum Media* | 21 075 |
15 510 |
2 282 |
249 |
644 |
2 390 |
5 | Havas Media | 15 405 |
11 575 |
1 856 |
503 |
256 |
1 215 |
6 | OMD Media Direction | 9 943 |
6 051 |
1 512 |
359 |
421 |
1 600 |
7 | Initiative | 8 700 |
6 714 |
1 450 |
87 |
310 |
139 |
8 | Wavemaker | 9 469 |
6 928 |
1 449 |
182 |
217 |
693 |
9 | Starcom* | 12 265 |
9 306 |
1 427 |
134 |
147 |
1 251 |
10 | Go Mobile | 1 294 |
1 294 |
||||
11 | Zenith* | 11 818 |
10 287 |
1 219 |
89 |
45 |
178 |
12 | Mindshare | 6 569 |
4 962 |
1 075 |
69 |
296 |
167 |
13 | Multitec* | 8 195 |
5 511 |
957 |
244 |
690 |
793 |
14 | PHD | 7 533 |
5 659 |
955 |
130 |
385 |
404 |
15 | Vizeum | 5 652 |
4 229 |
833 |
123 |
208 |
259 |
16 | StarLink | 9 029 |
7 767 |
830 |
114 |
139 |
179 |
17 | UM Russia | 3 121 |
2 106 |
813 |
25 |
15 |
162 |
18 | MediaCom* | 6 509 |
4 586 |
622 |
230 |
52 |
1 019 |
19 | Media Wise | 4 098 |
2 753 |
608 |
25 |
327 |
385 |
20 | Nectarin | 514 |
514 |
||||
21 | Performics | 495 |
495 |
||||
22 | Air* | 4 068 |
2 936 |
495 |
256 |
83 |
298 |
23 | Игроник | 2 960 |
1 757 |
381 |
12 |
217 |
593 |
24 | Media Pulse* | 3 047 |
2 039 |
362 |
123 |
75 |
448 |
25 | Horizon* | 2 962 |
1 474 |
323 |
27 |
162 |
976 |
26 | People&Screens | 3 130 |
2 192 |
304 |
58 |
75 |
501 |
27 | Innocean Worldwide Rus | 1 849 |
1 141 |
299 |
94 |
189 |
126 |
28 | РОССТ | 1 714 |
1 017 |
287 |
336 |
45 |
29 |
29 | OMD AMS | 2 296 |
1 136 |
275 |
216 |
361 |
308 |
30 | Twiga Digital | 262 |
262 |
||||
31 | Arena | 2 366 |
1 980 |
256 |
15 |
13 |
102 |
32 | Mediaplus Digital | 251 |
251 |
||||
33 | Maxima | 1 152 |
753 |
244 |
15 |
29 |
111 |
34 | Mediaplan | 1 145 |
651 |
243 |
10 |
103 |
138 |
35 | Юнион Медиа Сервис | 705 |
476 |
220 |
9 |
||
36 | CityAds | 209 |
209 |
||||
37 | STRONG | 1 543 |
1 033 |
204 |
129 |
110 |
67 |
38 | Easy Media | 2 291 |
1 159 |
189 |
10 |
173 |
760 |
39 | ТМК | 539 |
364 |
175 |
|||
40 | Audio Art Media | 964 |
334 |
136 |
136 |
260 |
98 |
41 | Artcom WP | 746 |
575 |
104 |
8 |
16 |
43 |
42 | Media First | 502 |
278 |
91 |
36 |
20 |
77 |
43 | Deltaplan | 566 |
248 |
85 |
4 |
48 |
181 |
44 | SkyTEC | 3 311 |
3 157 |
82 |
1 |
26 |
45 |
45 | Sigma Media | 2 106 |
1 825 |
79 |
43 |
136 |
23 |
46 | Spark Foundry | 1 730 |
1 350 |
57 |
199 |
124 |
|
47 | Total View | 2 007 |
1 311 |
53 |
197 |
133 |
313 |
48 | GoldfishMedia | 47 |
47 |
||||
49 | КГ Movie | 1 338 |
973 |
46 |
36 |
55 |
228 |
50 | Hit Media | 146 |
60 |
36 |
9 |
37 |
4 |
51 | Медиа Анлимитед* | 323 |
287 |
35 |
1 |
||
52 | SA Digital | 33 |
33 |
||||
53 | РРА | 147 |
100 |
27 |
2 |
18 |
|
54 | Prior | 213 |
145 |
27 |
23 |
18 |
|
55 | Лидер Медиа | 583 |
9 |
26 |
2 |
18 |
528 |
56 | Ди энд Ди | 132 |
82 |
22 |
28 |
||
57 | Made | 529 |
197 |
20 |
29 |
37 |
246 |
58 | Samovar | 24 |
17 |
7 |
|||
59 | MediaNet | 333 |
209 |
17 |
8 |
12 |
87 |
60 | Yes Media | 528 |
355 |
16 |
2 |
3 |
152 |
61 | All Agency* | 252 |
235 |
16 |
1 |
||
62 | Alt Communication Group | 83 |
16 |
40 |
27 |
||
63 | i.сom | 14 |
14 |
||||
64 | Digital-I | 13 |
13 |
||||
65 | Media Impact | 137 |
98 |
7 |
3 |
8 |
21 |
66 | Stargate Media Group | 573 |
558 |
6 |
6 |
3 |
|
67 | I-Guru | 6 |
6 |
||||
68 | Астрис | 5 |
1 |
4 |
|||
69 | New Channel | 229 |
117 |
3 |
61 |
4 |
44 |
70 | Main Target Group | 313 |
243 |
2 |
13 |
4 |
51 |
71 | Weller Media | 28 |
1 |
2 |
5 |
4 |
16 |
72 | Информэкспресс | 148 |
7 |
2 |
119 |
20 |
|
73 | Медиа рум | 6 |
1 |
5 |
|||
74 | АЗ-Медиа | 21 |
1 |
16 |
4 |
||
75 | Media Selection | 659 |
659 |
||||
76 | Center Media | 51 |
51 |
||||
77 | Globax Media | 160 |
160 |
||||
78 | Авокадо | 370 |
370 |
||||
79 | Mediaplus | 3 099 |
2 332 |
208 |
254 |
305 |
|
80 | МОСТ | 6 |
1 |
5 |
|||
81 | Первое Клиентское Агентство | 73 |
61 |
9 |
3 |
||
82 | ЭнДжей | 18 |
18 |
||||
83 | PPL-media | 1 801 |
1 801 |
||||
84 | Medor | 39 |
9 |
8 |
22 |
||
85 | Smart View | 2 276 |
319 |
18 |
101 |
1 838 |
|
86 | Тор Медиа | 353 |
353 |
||||
87 | Medialect | 46 |
1 |
44 |
1 |
||
88 | NM Science | 53 |
11 |
10 |
32 |
* Данные агентства были скорректированы из-за выявленной ошибки. Подробнее
Общий биллинг крупнейших рекламных групп и холдингов за 2019 год составил 228 млрд руб. В тройку лидеров вошли OMD OM Group (59,9 млрд руб.), Dentsu Aegis Network (36,8 млрд руб.) и Publicis Media (35,7 млрд руб.).
Место | Холдинг / Группа | Всего | |
---|---|---|---|
1 | OMD Optimum Media | 57 964 | |
OMD Optimum Media | 21 075 | ||
Media Instinct | 20 552 | ||
Air | 4 068 | ||
Media Pulse | 3 047 | ||
Horizon | 2 962 | ||
OMD AMS | 2 296 | ||
Easy Media | 2 291 | ||
Mediaplan | 1 145 | ||
Yes Media | 528 | ||
2 | Dentsu Aegis Network | 36 831 | |
Carat | 20 361 | ||
dentsu X | 7 436 | ||
Vizeum | 5 652 | ||
People&Screens | 3 130 | ||
All Agency | 251 | ||
3 | Publicis Media | 35 337 | |
Starcom | 12 265 | ||
Zenith | 11 818 | ||
StarLink | 9 029 | ||
Spark Foundry | 1 730 | ||
Performics | 495 | ||
4 | Рекламная группа АДВ | 30 744 | |
Havas Media | 15 405 | ||
Initiative | 8 700 | ||
UM Russia | 3 121 | ||
Arena | 2 366 | ||
Maxima | 1 152 | ||
5 | Group M | 22 547 | |
Wavemaker | 9 469 | ||
MediaCom | 6 509 | ||
Mindshare | 6 569 | ||
6 | Media Direction Group | 21 574 | |
OMD Media Direction | 9 943 | ||
PHD | 7 533 | ||
Media Wise | 4 098 | ||
7 | NMI Group | 8 395 | |
Multitec | 8 195 | ||
РРА | 147 | ||
NM Science | 53 | ||
8 | SA Media Group | 4 316 | |
Smart View | 2 276 | ||
Total View | 2 007 | ||
SA Digital | 33 | ||
9 | Mediaplus Group | 3 625 | |
Mediaplus | 3 099 | ||
Mediaplus Digital | 251 | ||
New Channel | 229 | ||
Medialect | 46 | ||
10 | ГК Игроник | 2 966 | |
Игроник | 2 960 | ||
Медиа рум | 6 | ||
11 | Twiga Communication Group | 763 | |
Media First | 502 | ||
Twiga Digital | 262 | ||
12 | Rain Group | 219 | |
Prior | 213 | ||
I-Guru | 6 | ||
13 | AltCom Group | 88 | |
Alt Communication Group | 83 | ||
Астрис | 5 |
* Закупки наружной рекламы Dentsu Aegis Network консолидированы в Posterscope. Dentsu Aegis Digital — cтруктура Dentsu Aegis Network, которая осуществляет консолидированный digital-баинг.
Андрей АгафоновДиректор по медиаисследованиям, член рабочей группы по разработке методологии рейтинга АКАР (Media Direction Group)Ежегодный рейтинг медиаагентств – это знаковое событие для рынка. Несмотря на то, что концепция методологии подсчета биллингов в медийных сегментах не претерпела значительных изменений, практически в каждом из них были выявлены и устранены недочеты предыдущего года. В первую очередь это касается оценок национального и регионального ТВ, а также оценки digital. В связи с этим прямое сравнение биллингов этого года и предыдущего не имеет смысла, поскольку значительно усовершенствована техническая часть подсчетов в этих сегментах.
К сожалению, несмотря на общую заинтересованность, изменить методологию подсчета Digital части (например, учесть в ней performance размещение) не получилось. В этом году осталась улучшенная прошлогодняя версия методологии. С другой стороны, рабочей группой был придуман и реализован новый метод оценки размещений в интернете, который в итоге не был единогласно принят и проиграл в сравнении по точности с текущей методологией, но при соответствующей доработке может быть использован в рейтинге следующего года.
Любовь СаранинаМенеджер по развитию бизнеса, член рабочей группы по разработке методологии рейтинга АКАР (OMD OM Group)Sostav в очередной раз продемонстрировал прозрачную и чёткую систему работы над рейтингом, базирующуюся на открытых индустриальных данных, и, тем самым, сохранил объективность в оценке возможностей медиаагентств в рейтинге АКАР и обеспечил активное участие всех представителей рекламного рынка.
В этом году рабочая группа продолжит совершенствовать методологию рейтинга с учетом меняющихся тенденций на рынке.
Михаил ЕлисейкинTrading director GroupMСчитаем оценку достаточно валидной в части ТВ, по другим медиа видим существенное занижение бюджетов, даже с учетом поправки на ту долю активности в медиа канале, которая является предметом анализа и может быть оценена.
Наиболее драматичные расхождения наблюдаются в digital, что, с одной стороны, и логично – не найти медиа, более сложное для анализа. В то же время проект рейтингования агентств, дающий рынку независимую точку зрения, – правильная и крайне полезная деятельность Sostav.
Евгений БалдинДиректор по стратегии и исследованиям, председатель рабочей группы по разработке методологии рейтинга АКАР (Media Instinct)Методика подсчета рейтинга в этом году значительно не изменилась, тем не менее, рабочей группой были предприняты значительные усилия по ее совершенствованию – в частности, в оценке интернета, регионального ТВ, радио. Предстоит большая работа по улучшению методики оценки интернета в 2020 году, поскольку сейчас этот рекламоноситель значительно недооценивается. Мы уже понимаем направления дальнейшего развития – это и включение дополнительных сегментов интернет-рекламы, и более точная оценка по существующим.
Сергей БелоглазовПредседатель совета директоров Publicis Groupe RussiaУчастники рынка не пришли к единому мнению, поэтому решили оставить методологию прошлого года. Она несовершенна – влияние потерянных контрактов на объемы нашей группы в полной мере видны в рейтинге 2019 года, а вот выигрыши крупных тендеров - McDonald`s, GSK, Ozon, расширение портфеля клиентов в секторе performance marketing, увеличение объемов online видео не нашло в нем должного отражения.
Александр ЗахаровГлавный операционный директор Dentsu RussiaРейтинг медиаагентств и холдингов достаточно далек от реальных показателей и дает лишь общее представление о ситуации на рынке рекламы. В настоящий момент существуют серьезные несовершенства методологии в части ряда медиа. Так, интернет, будучи одним из крупнейших каналов, оценивается очень приблизительно, а подсчет performance в рейтинге отсутствует совсем. По нашим клиентам, ориентированным на performance-инструменты, не учитывается до 90% бюджетов, по рекламодателям, которые используют видеорекламу (OLV) в качестве дополнения к ТВ, — порядка 60-80%, а компании, которые размещаются только в интернете, не попадают в зачет.
Dentsu Russia как крупнейший игрок digital-рынка ощущает подобные несовершенства методологии больше других. Помимо этого в биллинг не засчитывается около 50-70% бюджетов рекламодателей, которые активно размещают цифровую наружную рекламу (DOOH). Индустриальные исследования смогут стать стандартом и опорой бизнеса, если будут быстрее адаптироваться к запросам рынка и отражать полную картину, релевантную и ценную для всех его игроков.
Лидером рейтинга стало агентство OMD Optimum Media с биллингом 22,6 млрд руб., из которых 17,05 млрд руб. пришлось на ТВ. Оно сместило с этой позиции Carat, которое все же осталось в тройке лидеров (20,4 млрд руб). Вторую строчку заняло агентство Media Instinct, чей биллинг в 2019 году достиг 20,6 млрд руб. В топ-5 также, поменявшись местами, вошли Havas Media (15,4 млрд руб.) и Starcom (12,5 млрд руб.).
С восьмой на шестую позицию переместилось Zenith с почти 12 млрд руб. биллинга. Позицию прибавило и агентство Wavemaker (9,5 млрд руб.). До девятого места поднялся Starlink (9 млрд руб.). OMD Media Direction (9,94 млрд руб.) переместилось на одну строчку - с шестого на седьмое место. С седьмого на десятое место спустилось агентство Initiative (8,7 млрд руб.).
Новичками рейтинга стали в этом году сразу 15 агентств, причем People&Screens (3,1 млрд руб.) вошло в топ-30, заняв 21 место.
Евгений БалдинДиректор по стратегии и исследованиям, председатель рабочей группы по разработке методологии рейтинга АКАР (Media Instinct)Результаты рейтинга, как и прежде, достаточно объективно отражают расстановку сил на рынке, и в частности лидирующие позиции Media Instinct. Добиться таких выдающихся результатов и удерживать их в ситуации нестабильного рынка нам позволяет правильно выстроенная стратегия развития — усиление ключевых подразделений агентств, работа в жесткой привязке к бизнес-результатам клиента, разработка собственных технологических решений, нацеленных на выполнение задач, поставленных клиентами.
Елена БеловаCEO Havas Village (Havas Media, Arena, Havas Creative Group)Значительных изменений в рейтинге нет – топ-5 и топ-10 игроков остались те же. Есть небольшие подъемы и снижения, связанные либо с выигрышем бизнесов, либо наоборот, с потерей клиента – это нормальная история. Агентства группы Havas усилили свои позиции, благодаря выигранному бизнесу. Это важный факт для дальнейшего развития экспертизы агентств.
Важное изменение, которое видно – рост биллингов в интернете. И также мы продолжаем наблюдать сильную недооценку бюджетов в этом СМИ. Мы заинтересованы в совершенствовании методологии, готовы поддержать дальнейшие работы по ее уточнению.
Андрей СущикСЕО SA Media GroupВ прошлогоднем комментарии обещали технологичный прорыв в ООН, в итоге первые в стране начали размещать крупных рекламодателей на собственной DSP платформе в наружной рекламе по модели Private Deal. Масштабировали систему аналитики OOHDesk внутри агентства и для внешних рекламодателей. Начали разработку продуктов в digital и TV. Автоматизированный клиентский сервис — новая реальность, которая уже влияет на биллинги и перспективы роста агентства. Те кто не задумался об этом два года назад, теперь вынуждены догонять. Подтвердился прогноз о монополизации на рынке селлеров и укрупнении игроков на агентском рынке. Игроков стало меньше, а их доля больше. Этот же тренд предвидим как для рынка, так и для нашей группы.
Юлия ОрловаГенеральный директор NMi GroupNMi Group продолжает активно расти - на примере нашего флагманского агентства MultiTEC видно: мы уже опережаем известные сетевые бренды и в одном шаге от десятки, где нет независимых агентств. За прошедший год мы показали рост на четыре позиции.Также мы видим, что активно развиваются ведущие российские игроки рынка. Отечественные агентства становятся более конкурентоспособными и значимыми.
Мы верим, что методология рейтинга будет продолжать развиваться особенно в части оценки digital и специальных проектов. Рынок и запросы клиентов становятся все сложнее и не всегда методология оценки поспевает за этими изменениями.
Денис МаксимовУправляющий директор Media Direction GroupРейтинг текущего года — важное событие, но никаких сюрпризов он не принес. Есть небольшая ротация, но на положение участников она сильно не влияет. Это говорит о том, что рекламный рынок в России устоялся.
Мы довольны перформансом наших агентств, которые из года в год прирастают, либо сохраняют свои позиции. Если говорить про сводный результат группы, средний биллинг на агентство у нас составляет примерно 7 млрд руб. и это один из самых высоких показателей среди холдингов – лидеров рейтинга.
К тому же надо учитывать, что из-за специфики значительной доли наших клиентов в тотальный биллинг не попала значительная часть их биллингов. Речь идет высокотехнологичных диджитал-форматах, которые до сих пор плохо мониторятся, региональных кампаниях на ТВ, радио и в ООН.
Лидерство в рейтинге не первый год сохраняет OMD OM Group, куда входят OMD Optimum Media, Media Instinct, Air, Media Pulse и другие агентства. Биллинг группы в 2019 году достиг почти 60 млрд руб.
Dentsu Aegis Network (36,8 млрд руб.) потеснила Publicis Media (35,7 млрд руб.), переместившись на вторую позицию. Группа АДВ сохранила за собой четвертую строчку с биллингом 30,7 млрд руб., а замыкает топ-5 GroupM (22,7 млрд руб.). Компания с прошлого года выросла на одну позицию, сместив Media Direction Group (21,6 млрд руб.) на шестое место.
Игорь ПеревозчиковРуководитель объединенного дивизиона АДВ Лаб И АДВ БенчмаркГруппа АДВ уверенно удерживает свои позиции в рейтинге, и, как и в прошлом году, сохраняет два агентства в топ-10 (Havas Media и Initiative).
Кроме того, хочу отметить, что мы вошли в топ-3 в интернет-сегменте, показав динамику значительно выше рынка. Что касается ТВ, 2019 год в целом был не самым удачным для этого сегмента, поэтому продемонстрированные нами результаты соотносятся с динамикой рынка.
Андрей СущикСЕО SA Media GroupМы выросли на 216%, являясь российской медийной группой, это стало возможно за счет новых digital и outdoor клиентов, таких как “Окей”, Stada, “Инфамед”, “Банк Восточный”, а также за счет сделки с медиа агентством Total View, вошедшим в состав нашей группы. Оценка интернет биллингов ввиду специфики методологии не отражает реальной картины, но рассчитываем удивить другими цифрами в следующем году с учетом заключенных новых контрактов в Digital. Крупные российские медиагруппы, такие как NMI и мы вплотную подошли к пятерке лидеров, в их составе стало больше агентств, а биллинги растут несколько лет подряд. Первая десятка меняется и независимые игроки наращивают конкуренцию, демонстрируя рынку, что пришли надолго и нацелены на агрессивный рост
Методология индустриального рейтинга разработана рабочей группой АКАР, куда входят представители крупнейших рекламных холдингов:
Евгений Балдин (директор по стратегии и исследованиям, Media Instinct Group)
Андрей Агафонов (Media Research Director, Media Direction Group)
Алексей Корсаков (Media Research Director, Dentsu Russia)
Евгения Лысенко (Business Development Director, OMD Media Direction)
Любовь Саранина (Business Development Project Manager, OMD OM Group)
Камиль Хаджиахметов (директор по аудиту и аналитике «АДВ Бенчмарк»)
Олег Тиханов (исполнительный директор, NAME)
Михаил Одиноков (Директор по аналитике данных «АДВ Лаб»)
Андрей Молев (управляющий директор по операционной деятельности и развитию интернет-бизнесов Dentsu Russia)
Алексей Баранцев (Research Director Publicis Media, Publicis Groupe)
Иван Вехов (Media Research Director, GroupM)
Расчет биллинга агентства на ТВ ведется на основе данных Mediascope (по рейтингам в баинговых аудиториях каналов; учитывается прямая реклама) и оценки агентств среднерыночных СРР для прямой рекламы по соответствующим кластерам рекламодателей для каждого канала, отдельно для национальных и орбитальных рейтингов. При расчете учитываются доли прайм-тайм/офф-тайм и сезонные коэффициенты. Сетевой сегмент делится на шесть кластеров, а орбитальные размещения подразделяются на три кластера.
При подсчете биллингов на региональном ТВ учитывалось размещение прямой рекламы в локальном эфире (30 городов, Москва: пять кластеров Санкт-Петербург: четыре кластера, остальные города: три кластера). При расчете учитываются сезонные коэффициенты.
На кабельном ТВ оцениваемая стоимость минуты и CPP на канале определяются в результате опроса агентств. В оценке участвуют 79 каналов, которые включены в мониторинг Mediascope. При расчете учитываются сезонные коэффициенты.
Спонсорская реклама оценивается на основе данных Mediascope по общим объемам рекламы, размещенным в виде спонсорских заставок в национальном эфире. Формируются три кластера рекламодателей и три группы каналов, близких по стоимости за рейтинг спонсорского участия. Агентства высылают свои оценки среднерыночных СРР для спонсорской рекламы по соответствующим кластерам рекламодателей для каждой группы каналов. Расчет бюджета каждого рекламодателя проводится по CPP для кластера, в который попадает рекламодатель по объему Std. TVR 18+ по всем группам каналов.
Доля интернет-биллинга в офлайн-бюджете рассчитывалась на основе усредненного коэффициента, установленного в результате голосования агентств. Доля контекстной и поисковой рекламы в общем размере рынка высока, а в биллингах агентств, участвующих в рейтинге, — напротив, низка. Поэтому для расчета учитывалась только медийная интернет-реклама (баннеры и видео) на основе данных мониторинга Mediascope.. Таким образом, оценка интернет бюджетов в биллингах агентств производилась с понижающим коэффициентом.
Рассчитывается на основе данных Mediascope и складывается исходя из месяцев размещения бренда агентством. Исключаются рекламные издания, учитывается центральное и московское размещение. В результате опроса агентств получена средняя скидка по кластерам рекламодателей, отдельно для базовых полос и спецполос.
Объем медиазакупок на радио оценивался по отдельным радиостанциям и городам.
Биллинги высчитывались исходя из городов и месяцев размещения. Коэффициент надбавки за формат размещения: каждый формат, размещенный агентством, умножается на добавочный коэффициент, установленный в результате голосования агентств.