Количество клиентов крупных торговых центров за последние два года сократилось на рекордные 28%. За последний год уровень посещения ТЦ в Москве снизился в среднем на 8,63%, согласно индексу Shopping Index, составляемый компанией Watcom, пишет "Коммерсант".
Причинами падения Shopping Index специалисты называют падение покупательской активности, а также рост числа введенных в строй торговых площадей. Ритейлеры рассчитывали, что ситуация изменится в последнюю неделю августа, когда спрос традиционно увеличивается перед началом учебного года, однако даже она не помогла, посетителей оказалось меньше, чем в предыдущие годы.
Падение покупательской активности россиян заметно сказалось на доходах ритейлеров. Подорожание продукции во втором квартале отметили 55% ритейлеров. На этом фоне продажи в единицах снизились у 76% продавцов, а в рублевом эквиваленте у 41%.
Кризис на рынке коммерческой недвижимости начался осенью 2014 года. Тогда на фоне резкой девальвации рубля владельцы офисов согласились зафиксировать ставки в национальной валюте. Свою роль сыграл и ввод новых крупных торговых центров, таких как Columbus, "Авиапарк" и "Гудзон". По данным JLL, в первом полугодии в Москве было введено 342 тыс. кв. м новых торговых площадей, что на 41% больше, чем годом ранее. Средний уровень вакантных площадей при этом составил 7,5%, а это на 4% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.