По данным Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ), темпы роста ритейла офлайн и онлайн в России замедляются. При этом, АКИТ прогнозирует рост объема продаж в 2014 году до 26 трлн. рублей. В I полугодии 2014 суммарный рост ритейла составил 11,9 трлн. руб., что на 9,1% больше по сравнению с первым полугодием 2013.
Россия является №1 в Европе по количеству пользователей сети Интернет (порядка 70,7 млн. интернет-пользователей). При этом, только 50% пользователей совершают покупки в онлайн, тогда как в Евросоюзе около 60%, в Штатах более 70%, UK более 80%. Больше всего российских интернет-пользователей по-прежнему сконцентрированы в Центральном федеральном округе (ЦФО), однако, остальные регионы демонстрируют уверенный рост и их значимость возрастает. По росту интернет-покупателей лидируют Сибирский федеральный округ (СФО) (11,8%) и Приволжский федеральный округ (ПФО) (рост на 8,1%). АКИТ связывает это с развитием мобильного интернета.
Увеличивается роль информационных посредников и торговых площадок в сети Интернет. Сайты торговых площадок посещают 60% всех покупателей в Интернет, среди которых доминирующее положение занимает Яндекс.маркет.
Более 18 млн чел в России выбирают товары и магазины на Яндексе (более половины всех интернет-покупателей). Яндекс ежемесячно посещают более половины всех интернет-покупателей в России (18 млн человек ежемесячно). Яндекс и его сервисы формируют до 80% трафика для ряда интернет-магазинов.
Покупатели в России по-прежнему предпочитают оплачивать товары наличными деньгами - 69% расчетов, хотя в 2013 году наличными деньгами расплачивались более 80%. Оплата банковскими картами в первом полугодии 2014 составила 14% от всех платежей. Среднегодовые затраты одного интернет-покупателя в России составляют около 830 долларов, а в США порядка 1850 долларов. Средний чек в России 75 долларов, в то время как в США 119. В России покупатель совершает в среднем 10 покупок в год, а в США 18. Таким образом, потенциал роста e-commerce в России сохраняется и в размере среднего чека, так и в количестве совершаемых покупок.
Самым популярным способом доставки в I полугодии 2014 года является курьерская доставка. Значительную долю - 33% доставка почтой России за счет ощутимой доли проникновения e-commerce в регионах. В Рунете в первом I полугодии функционируют порядка 40 000 магазинов, 5% которых обслуживают 90% всего объема заказов. Лидирующую долю продаж в сети Интернет занимают электронные товары и бытовая техника, на втором и третьем месте одежда с обувью и автозапчасти.
Объем продаж в сегменте «Электроника и бытовая техника» (на него приходится максимальный объем продаж) вырос на 32% по сравнению с I полугодием 2013 года и составил около 68 млрд рублей в I полугодии 2014 года. Темп роста в этих категориях в среднем выше, чем в e-commerce в целом. Доля e-commerce в ритейле в категории «Электроника и бытовая техника» демонстрирует стабильный рост и составляет 13%, тогда как доля e-commerce в целом в ритейле составляет 2,3%. Наиболее популярные категории товаров сегмента «Электроника и бытовая техника» - компьютеры и ноутбуки (35% от объема продаж в сегмента), однако их рост в 1 полугодии 2014 года был отрицательным (-12,5%). Быстрее всего, на на 39% растут продажи категории «Телефоны и смартфоны» (в эту категорию входит и планшеты).