Нашумевший краудфандинговый проект «Биван», созданный командой проекта Madrobots, оказался в центре скандала. Его создателя, бизнесмена Николая Белоусова, обвинили в плагиате. Как указывают пользователи, идея надувного дивана уже давно реализована.
Только в Нидерландах продаются два варианта, практически не отличимых друг от друга. Lamzac Hangout стоит 74,5 евро, KAISR Original — 86 долларов. Последнему удалось собрать на платформе Indiegogo почти 4 млн долларов. Говорить о китайских интернет-магазинах не приходится — там подобные изделия можно купить даже за 40 долларов.
Кампания по сбору средств на KAISR Original стартовала 22 апреля, а на «Биван» начали собирать 27 апреля. За сутки Белоусов и его команда из Madrobots.ru привлекли более миллиона рублей, через неделю сумма практически достигла 1,7 млн. Первые сто спонсоров с Boomstarter могли заказать «Биван» за 1990 рублей, тогда как его розничная стоимость составит 4990 рублей. На данный момент на сайте проекта оставлено 1033 предзаказа.
Впрочем, СМИ сразу обратили внимание на аналоги «Бивана». О вторичности проекта написал и блогер Алекс Экслер : «Как надо правильно делать бизнес? Находим в каком-нибудь китайском магазине не слишком известную, но вполне удобную штуку. Идем на какой-нибудь краудфандинговый сайт — «Кикстартер» или Indiegogo, без разницы — и там объявляем о сборе средств на невероятно новую, оригинальную и инновационную штуку».
Первоначальной целью Madrobots.ru был 1 млн рублей — столько авторам требуется для запуска массового производства «Биванов». Эта сумма включает аренду помещения в Омске, наём 16 швей, закупку оборудования и создание новых типов станков для сборки изделий, рассказал Белоусов в комментариях на VC.ru
Возмущение пользователей вызвало заявление бизнесмена о том, что продукт создан с нуля. «По умолчанию можно считать нашу технологию уникальной», — говорит основатель Madrobots.ru. Главными отличиями от конкурентов Белоусов называет наличие комплекта для починки (правда, он будет доступен только в розничном варианте за 4990 рублей), увеличенные размеры («Судя по всему, наш биван — самый большой»), воздухоудержание более 12 часов, наличие кармашков и петли для колышка, а также прочную парашютную ткань.
Сомнения в уникальности продукта высказываются и на страницах проекта в соцсетях. Судя по комментариям, дизайнеры так и не смогли убедить аудиторию в том, что их «Биван» не является копий «мешка с AliExpress».