Мы все чаще и острее ощущаем себя в замкнутом пространстве ограниченных возможностей. Мы тотально и заранее разочарованы во всем, где мы еще не были, и в том, чего еще не пробовали. Нам «мир тесен» и «Москва — большая деревня». Мы хотим узнать про себя правду и отрекаемся от любой попытки к ней приблизиться. У нас слишком много работы. Поэтому мы сидим в своей «коробке» и не замечаем, что все чаще и острее ощущаем себя в замкнутом пространстве и начинаем повторять и цитировать себя, и двигаться по замкнутому кругу.
15 фестиваль маркетинга и рекламных услуг «Серебряный Меркурий», прошедший на территории стильного и атмосферного отеля Korston, поставил перед собой амбициозную задачу — вывести маркетинг и бизнес-аудиторию за индустриальные рамки, расширить сознание участников, открыть новые тренды и приблизиться к «звездам». Причиной такой «перезагрузки» стал «бунтарский» возраст фестиваля (пятнадцать — самое время бросать вызов всему миру и убегать из дома). А его девизом — фраза Thinking Outside The Box. На этот призыв откликнулись 170 спикеров, 270 агентств-участников и более 4000 cлушателей. А итогом годового фестивального марафона в регионах и недельного «финиша» в Москве стали новые возможности, которые открыл всем участникам «Серебряный Меркурий».
Тренд 1. От создателей успеха
К организации фестивальной программы были привлечены эксперты индустрии, известные бизнесмены, продюсеры и медийные лица. Главный критерий был один — публичный успех. А главный аргумент в пользу подобной концепции очень простой: люди идут не на тему, не на место, и не на звезду, а на организаторов, за плечами которых опыт и успех. Именно по такому принципу подбирались кураторы для каждого блока программы (всего на фестивале было восемь тематических блоков). Подобный подход привлек внимание клиентов и позволил собрать большое количество звездных спикеров Партнерами мероприятия в этом году выступили «Аэрофлот» (официальный авиаперевозчик Фестиваля), Kaspersky Lab, Sport Media Group и Спорт-Экспресс, которые приняли активное участие в проведении панели спортивного маркетинга, а также агентство action в лице Agency 42, которое помогло собрать уникальный состав спикеров на панели событийного маркетинга. Консультантом фестиваля выступил известный медиаэксперт Юрий Сапрыкин.
Тренд 2. Для себя любимых
Автор панели «Люди и тренды» Николай Хлопов объяснил причину своего участия в программе довольно необычным образом: «Хотел сделать сессию, на которой было бы интересно самому. Получилось!». Николай, будучи одним из первых трендвотчеров в стране (трендвотчинг — прогнозирование трендов), взял на себя миссию — сделать обзор трендов, а также промодерировать всех спикеров своей программы. На его панели выступило несколько звездных гостей. Главный консультант фестиваля и создатель «Афиши» Юрий Сапрыкин дал блестящий экскурс в наше время, новые привычки и новые увлечения нашего поколения. Андрей Логвин (автор знаменитого «икорного» плаката «Жизнь удалась») убедил аудиторию, что главными инструментами маркетинга являются сегодня слова. Завершился блок выступлением гения копирайтинга Андрея Амлинского (создателя слоганов «Не тормози — сникерсни» и «Есть идея, есть ИКЕА») с темой трендов в европейском маркетинге.
Тренд 3. Дотянуться до львов
Фестиваль собрал огромное количество звездных спикеров. Одна из площадок фестиваля Winners, которую курировала программный директор Меркурия Светлана Майбродская, познакомила зрителей со всеми российскими победителями международных фестивалей в области дизайна, рекламы и инноваций. Среди них были креативный директор Depot WPF Алексей Фадеев (6 наград за упаковку), член Каннского жюри 2014 года Карина Оганджанян (TWIGA) и три звездные пары молодых креаторов, на чьем счету победы в престижных фестивалях Young Glory, Eurobest, Cannes Lions и D&AD. Главным событием площадки стал ритуальный флэшмоб от агентства Axis, обладателей первого в России Каннского Гран-при (проект MegaFaces для «МегаФон»). Спикеры принесли «золотую» фигурку льва и предложили всем зрителям «прикоснуться» к ней, что, по мнению всех креативщиков всего мира, притягивает удачу и победу.
Тренд 4. Открыть новый сегмент
Впервые на фестивале было представлено направление спортивного маркетинга. В рамках однодневной дискуссионной панели, посвященной самым главным аспектам и трендам спортивной индустрии, топ-менеджеры отрасли делились своим опытом и исследовали ключевой вопрос, который с разных сторон волнует всех игроков рынка: спорт и бизнес, зачем они нужны друг другу? Баттл правообладателей, государственных и частных компаний, мастер-класс с успешными кейсами от коммерческих брендов, интегрированных в спорт, эффективные практики международных агентств спорт-маркетинга, выступления лучших спортивных лиг России — это далеко неполный список мероприятий, которые были представлены в спортивном блоке фестиваля. Куратором панели «Спортивный маркетинг» выступила Елена Резникова (ИД «Спорт-Экспресс»).
Тренд 5. PR уже не тот
Благодаря кураторам площадки Юлии Грязновой (РАСО) и Елене Брандт (SPN Communications), которым удалось собрать 25 спикеров, участникам удалось рассмотреть и обсудить изменения и тренды в области связей с общественностью. Аналитик Video International Татьяна Фирсова показала динамику ухода аудитории на мобильные платформы (кстати, в этом году россияне преодолели психологический порог в половину интернет-пользователей). Дискуссия «PR vs Маркетинг» закончилась миром и пожеланием долгого и крепкого союза. Кирилл Юхневич (IBS) и Денис Реймер (Clever Data) просветили участников на предмет популярного словосочетания Big Data, показав, как анализ массивов данных уже сегодня позволяет в десятки раз точнее прогнозировать, диагностировать, находить проблемы и решения, не только в коммуникациях, но и в остальных сферах жизни. И наконец, отдельный блок был посвящен оценке эффективности в пиаре и сегодняшним изменениям KPI в коммуникациях.
Тренд 6. Открыть новый сегмент
Надежда Панченко (CITYMETRIA GROUP) открыла российской индустрии тему спонсорского event-маркетинга. Насыщенный «четырехчасовой марафон» затронул важные темы: как выделить бренд среди всех спонсоров события, как создать собственный event (если не устраивают «чужие»), аналитика спонсорских проектов в России, успешные примеры интеграций «сложных» продуктов и услуг (таких, как алкогольные и пивные бренды) в общественные мероприятия, а также эффективность и «капитализация» расходов (на что потратить ограниченный бюджет, чтобы запомниться «на всю жизнь»). Для участия в дискуссии были приглашены спикеры, представляющие три совершенно разных «мира»: Клиент-Агентство-Площадка. Были рассмотрены кейсы Ahmad Teа Music Festival, интерактивный выставочный проект FACES&LACES, фестиваль «Нашествие». Дискуссия получилась жаркой и насыщенной и затянулась до позднего вечера.
Тренд 7. Настоящая бомба
Аншлаговой площадкой фестиваля стала двухдневная программа панели «Событийного маркетинга». Кураторы площадки Майкл Грин («Action Group») и Денис Верещагин («Agency 42») привлекли к обсуждению двух самых актуальных тем индустрии — «коллаборации» и «события» — культовых людей нашей эпохи Марию Семушкину (Усадьба «Jazz»), Павла Брюна (Cirque du Soleil), Ольгу Захарову (ЦПКиО им. Горького), Олега Гончарова (Никола-Ленивец) и культовые бренды Google и МегаФон. Настоящей «бомбой», по мнению всех зрителей фестиваля, стал блок dark-marketing, посвященный обсуждению тем стриптиза, алкоголя и сигарет. Начало программы буквально «загипнотизировало» зрителей. «Организаторы выключили свет, пустили дым и пригласили двух танцовщиц… Это было неожиданно и очень эффектно», — поделилась впечатлениями Анна Духонина (зритель фестиваля). Продолжением шоу было выступление Артема Овечкина — владельца самых успешных стриптиз-клубов Москвы Virgin и «Бурлеск» — с неожиданным подходом к запретной теме стриптиза с точки зрения науки и «инструментов маркетинга».
Тренд 8. Будущее уже здесь
«Будущее стало настоящим, оно уже здесь, вместе с нами, смотрит на вас прямо в эту минуту», — сказал отец киберпанка Уильям Гибсон. Эта фраза, как нельзя лучше, описывает то, что происходило два дня на площадке Hi Tech Marketing и в зоне Инноваций, которые курировала Виктория Белякова, Виктор Гурский (thela_b) вместе с Progression Group. Здесь выступили главные гуру мобильных приложений (Red Mad Robot), блоггинга (Players), роботов («Бал роботов»), digital-ивентов (Hello Computer), игроизаций (Most Creative Club), digital-трендов (Grape) и digital-PR («Социальные сети»). В перерывах между дискуссиями и выступлениями людей «выступали» роботы и новейшие технологические устройства, благодаря которым можно было посмотреть на мир глазами «собаки» и «хозяина» (проект «Друг для друга» EMG) и погладить виртуального совенка (Grape).
Тренд 9. Маркетинг добрых дел
«Мы гордимся тем, что одними из первых так чётко (и громко) смогли сформулировать проблемы социальной рекламы и маркетинга и привлекли к дискуссии лучших людей, занимающихся этими вопросами», — сказал президент Фестиваля Михаил Симонов. Он очень высоко оценил площадку «Макетинг добрых дел» и ее куратора Янину Урусову. Вместе с этим Президент отметил «остроту» и отсутствие диалога в обсуждении некоторых социальных проблем: «Не секрет, что все стороны этого взаимодействия не вполне готовы к полноценному диалогу. Рекламисты зачастую сильно не погружаются в болезненные проблемы, отделываясь эффектными „фишками“. Нонпрофитные рекламные компании позволяют креативно оттянуться, получить фестивальные призы, а с ними и баллы рейтингов, привлекающие новых коммерческих клиентов. Заказчики, при всем своем прекраснодушии, зачастую не способны понять и принять то, что им предлагают профессионалы, поскольку социальная реклама все равно — реклама, а сотрудники НКО и благотворители далеки от маркетинга и относятся к нему с предубеждением неофитов. Государство, в свою очередь, вроде и радо помощи волонтеров и активистов, но недовольно остротой тем, а вернее — поставленных проблем, поскольку рассматривают социальную рекламу, как критику в свой адрес, имея монополию на добро и зло. И, наконец, аудитория,
Тренд 10. Посмотреть в глаза жюри
По традиции ярким событием «Серебряного Меркурия» стал конкурс рекламных агентств и кампаний. Уникальными особенностями фестиваля являются привлечение в жюри клиентов и открытое жюрение нескольких блоков конкурсной программы. В этом году на суд жюри для открытой защиты были поданы свыше 900 заявок от ведущих российских агентств. Победители конкурса определялись в 5 блоках, разделенных на 56 номинаций. В жюри было приглашено 111 человек.
Тренд 11. Между творчеством и здравым смыслом
Конкурс «Молодой Меркурий» открывал дорогу в индустрию самым юным участникам фестиваля: студентам и молодым специалистам. Разыгрывались стажировки, годовые стипендии и обучение в два престижных учебных заведения — London School of Business & Finance и Академию Коммуникаций Wordshop. «В этом году, разрабатывая брифы, мы усложнили задачи, приблизив их к реальной жизни. Что удивительно, пока ребята старались правильно использовать „взрослый“ инструментарий, уровень их креатива упал. Надеемся, что в следующем году участники смогут найти баланс между творчеством и здравым смыслом, ведь призы год от года становятся все более значимыми», — поделился своими впечатлениями председатель жюри «Молодого Меркурия» Владимир Зозуля (CITYMETRIA GROUP).
Тренд 12. Like from Leo
Успех фестивальной конкурсной программы часто «меряют» уровнем гран-при. Два гран-при фестиваля (за «креатив» и «нестандартное использование медиа») достались агентству Marvelous, которое решило привлечь к теме «мусора» в городке Осташков (!) Леонардо ди Каприо, обратившись к нему с просьбой «лайкнуть» маленький российский город Осташков. В «убеждении» Leo приняли участие люди всего мира. А агентство продемонстрировало нашей «зашоренной» индустрии «не просто умное, а остроумное решение», — заявил председатель жюри блока «Креатив» Ленид Фейгин.
Главная интрига фестиваля — гран-при за стратегию — получил проект «Акрополь. Как я нашел свое тело» (фонд «Без границ»). Автор проекта и куратор панели «Маркетинг добрых дел» Янина Урусова открыла новую парадигму восприятия темы инвалидов, создав метафору нового «Акрополя», где люди с отсутствующими частями тела воспринимаются не с позиции жалости, а с позиции красоты и торжества человеческого духа.